Классный час «Темперамент», 8 класс
Конспект классного часа для 8 класса. Тема: Типологические свойства и темперамент
Цель: составить у школьников подробное представление о типологических свойствах и темпераменте, помочь подросткам изучить названные свойства.
Форма: практикум, игровая деятельность.
Оборудование:
1) лист бумаги для описания портрета одноклассника (по количеству учащихся класса);
2) карта-паспорт с характеристикой темпераментов (на каждого ученика).
Ход занятия
I. Психологический настрой: игра «Опиши другого».
Каждый ученик на листке бумаги описывает по желанию образ кого-либо из учащихся в классе. Листки собираем и пускаем по кругу. Ознакомившись с описанием, учащиеся пытаются установить, кого из одноклассников оно характеризует, чье это описание, затем на обороте записывают обладателей, по их мнению, этого описания, только на своих листках никто не пишет имя одноклассника. После чего листочки возвращаются, и авторы считают, сколько человек правильно узнали описание. Определяется самый талантливый «писатель».
II. Основная диагностическая часть.
Для изучения темперамента можно использовать следующую методику.
Читаются утверждения, соответствующие четырем типам темперамента. Паспорт каждого темперамента состоит из 20 характеристик. Если названное качество характерно для школьника, то под соответствующим номером он ставит знак «+». После этого подсчитывается количество плюсов в каждом паспорте. Результаты ранжируются. Учитывая, что чистый тип темперамента встречается очень редко, у каждого человека обнаруживаются качества, характерные для различных типов. Тип темперамента школьника тот, который окажется на первом и втором месте.
ПАСПОРТ САНГВИНИКА
1. Веселый и жизнерадостный.
2. Деловитый.
3. Часто не доводите дело до конца.
4. Склонны переоценивать свои возможности.
5. Способны быстро схватывать новое.
6. Неустойчивы в интересах и склонностях.
7. Легко переживаете неудачи и неприятности.
8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.
9. С увлечением беретесь за любое дело.
10. Быстро остываете, если дело перестало вас интересовать.
11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.
12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой.
13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в общении с новыми людьми.
14. Работаете быстро, увлеченно, нуждаетесь в перерывах реже других.
15. Выносливы и работоспособны.
16. Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.
17. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.
18. Обладаете всегда бодрым настроением.
19. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.
20. Часто не собранны, проявляете поспешность в решениях.
ПАСПОРТ ХОЛЕРИКА
1. Неусидчивы, суетливы.
2. Невыдержанны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы, реактивны.
4. Резки и прямолинейны во взаимоотношениях с людьми.
5. Решительны и инициативны.
6. Энергичны.
7. Находчивы в споре.
8. Работаете рывками.
9. Склонны к риску.
10. Злопамятны и обидчивы.
11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.
12. Неуравновешенны и склонны к горячности.
13. Агрессивны.
14. Нетерпеливы к недостаткам.
15. Обладаете выразительной мимикой.
16. Способны быстро действовать и решать жизненные задачи.
17. Неустанно стремитесь к новому.
18. Обладаете резкими порывистыми движениями.
19. Настойчивы в достижении поставленной цели.
20. Склонны к резким сменам настроения.
ПАСПОРТ ФЛЕГМАТИКА
1. Спокойны и хладнокровны.
2. Последовательны и обстоятельны в делах.
3. Осторожны и рассудительны.
4. Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.
5. Молчаливы и не любите попусту болтать.
6. Обладаете спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.
7. Сдержанны и терпеливы.
8. Как правило, доводите начатое дело до конца.
9. Не тратите попусту сил.
10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.
11. Легко сдерживаете свои желания.
12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.
13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.
14. Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ждать, ладить с другими.
15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.
16. Ровны в отношениях со всеми.
17. Любите аккуратность и порядок во всем.
18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.
19. Инертны, малоподвижны, вялы.
20. Обладаете выдержкой.
ПАСПОРТ МЕЛАНХОЛИКА
1. Стеснительны и застенчивы.
2. Теряетесь в новой обстановке.
3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми.
4. Легко переносите одиночество.
5. Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.
6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
7. Склонны уходить в себя.
8. Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.
9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота.
10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.
11. Впечатлительны до слезливости, тревожности.
12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
13. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим.
14. Склонны к подозрительности, мнительности.
15. Болезненно чувствительны и легкоранимы.
16. Чрезмерно обидчивы.
17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.
18. Малоактивны в работе.
19. Безропотно покорны.
20. Стремитесь вызывать сочувствие и помощь у окружающих.
При обработке результатов нужно учитывать, что данная методика субъективна, так как основана на самооценке.
Сангвинический темперамент основывается на сильной, подвижной, уравновешенной нервной системе. Для сангвиника характерна повышенная реактивность, проявляющаяся в том, что он быстро откликается на любое внешнее или внутреннее воздействие. Сангвиник отличается и повышенной активностью, работоспособностью и продуктивностью в динамической и разнообразной работе. Больше всего ему подходит деятельность, требующая быстрой реакции и уравновешенности. Он может сдерживать свои проявления чувств, хотя очень эмоционален. Сангвиник обычно весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив: легко поддается чувствам, но они у него не очень устойчивы и глубоки. Быстро находит контакт с людьми. Для сангвиника характерна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, быстрота психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.)
Холерический темперамент основывается на сильной, подвижно неуравновешенной (с преобладанием возбуждения) нервной системе. Для него также характерна высокая реактивность и активность, но и непроизвольные реакции на внутренние или внешние воздействия оказываются сильнее целей, установок и убеждений. Обладатели этого темперамента отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. Для них характерны быстрота действий, резкость и стремительность движений, а также импульсивность и резкая выраженность эмоциональных переживаний. Холерик несдержан, неуравновешен, вспыльчив, не способен к самоконтролю, легко раздражителен и агрессивен. Однако он работоспособен и готов к быстрой реакции.
Флегматический темперамент основывается на сильной, уравновешенной, но инертной (медлительной) нервной деятельности. Для него характерны медлительность, спокойствие, склонность к порядку, к привычной обстановке. Работоспособен. В деятельности может проявить основательность, продуманность, упорство, но малоактивен. У флегматика все психические процессы протекают замедленно, но зато прочно формируются навыки. Ему нужно время для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект. Он не гибок в поведении, не эмоционален, его нелегко вывести из себя. Характерна малая активность и реактивность. Флегматик с трудом сходится с людьми, ему больше подходит работа, требующая методичности, хладнокровия и длительной работоспособности.
Меланхолический темперамент характеризуется слабой нервной системой. Представителей этого типа отличает высокая эмоциональная чувствительность, повышенная реактивность, они сильно переживают даже незначительные неудачи. Эмоциональные состояния отличаются у меланхоликов глубиной, большой силой и длительностью, хотя внешне выражаются слабо. Они часто не уверены в себе, легко теряются, трудно адаптируются в новой обстановке, замкнуты, избегают общения с новыми людьми. Им свойственна малая реактивность, пониженная активность и работоспособность. Длительное и сильное напряжение вызывает у меланхолика замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. Он быстро утомляется, но в привычной обстановке работает продуктивно.
III. Игры на взаимопонимание.
Построиться по росту
Ребятам предлагается встать плотным кругом, закрыть рот и глаза и сделаться ненадолго слепоглухонемыми. Теперь надо построиться в шеренгу по росту, не забывая о том, что вы не видите, не слышите и не можете разговаривать. Если это правило нарушается, то игра начинается снова. После минуты построения предлагается открыть глаза. Результат обычно неутешительный. Часто бывает несколько шеренг. Тогда после перемешивания можно попытку повторить. Можно действовать, как в игре «Счет до десяти», то есть дать несколько попыток, разрешив в перерывах общаться с помощью жестов.
Следует помнить, что главная задача школьников - достигнуть взаимопонимания как можно быстрее, при этом как можно меньше раздражаться. Педагог может провоцировать скандальные способы анализа результатов построения. Обычно опыт игры «Счет до десяти» усваивается подростками, и в этой игре со второй-третьей попытки построение по росту получается идеальным. Тогда предлагается новая и более сложная игра.
Поворот
Нужно встать в шеренгу, не обязательно по росту. Разойтись на 40-50 см. Все должны смотреть в одном направлении. Теперь необходимо закрыть глаза - прыгнуть на месте и в прыжке повернуться на 90 или на 180 градусов. Задача состоит в том, чтобы после прыжка вся группа смотрела в одну сторону. Предварительные переговоры недопустимы. После ряда неудачных попыток задача упрощается тем, что в перерывах можно прикоснуться к соседу. После еще ряда попыток школьникам предлагается открыть глаза и посмотреть, что получилось, и посоветоваться о том, как можно добиться решения задачи. Если согласия не достигается, то предложите поделиться опытом тем, кто эту задачу решил на своем участке. Теперь снова предлагается ряд попыток для решения игровой задачи. Если после нахождения путей решения интерес к игре иссяк, то предложите выяснить, за сколько попыток вся группа будет смотреть в одном направлении.
Комментарий к играм.
Наблюдая за игрой «Построиться по росту», педагог должен обратить внимание на характер тактильного контакта подростков. Не должно быть грубых действий. Можно обратить внимание на способы невербального общения людей, возможность такого общения в проявлении уважения друг к другу, возможность оказания помощи друг другу. После обеих игр следует провести небольшую беседу о степени взаимопонимания в группе, поддержать группу, если она добилась успеха не сразу. В награду успешной группе можно предложить поиграть в игру «Дни рождения».
Дни рождения
В игре с закрытыми глазами (лучше иметь повязки) школьники должны выстроиться в шеренгу в календарном порядке их дней рождения. То есть первым становится тот, кто родился в январе, например, 1 января, а последним тог, кто родился в конце декабря. Перед построением предлагается договориться о том, что «разговор» следует начинать с сообщения месяца рождения. После этого начинается построение. Обычно на построение уходит минут десять. Если после выяснения правильности построения ошибок было мало, группу можно поздравить с умением ладить друг с другом, высоким уровнем взаимопонимания и предложить развивать отношения дальше.
IV. Подведение итогов.
Результатом классного часа будет более доброжелательная обстановка друг с другом и понимание того, что в чистом виде темпераментов не существует. У каждого тот или иной темперамент проявляется в большей или меньшей степени.
Автор: Ольга Анатольевна Ещеркина
Похожие статьи:
Классный час «Семейные традиции», 8 класс
Классный час «Толерантность - путь к миру», 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!