Биологическая игра для 9 класса

Учебно-познавательная эколого-биологическая игра для учащихся 9-10 классов

Цель игры: углубить знания учащихся по биологии и экологии.

Ход игры

I тур. Обгонялки.

1. Как в биосфере появился кислород? (В результате процесса фотосинтеза.)

2. Каких общественных насекомых вы знаете? (Муравьи, пчелы и др.)

3. Какой гриб спас сотни тысяч жизней во время второй мировой войны и с тех пор не перестает выручать нас? (Пенициллин.)

4. Что такое гарбология? (Наука о мусоре, мусороведение.)

5. Какие рыбы называются проходными? (Живущие в море, а нерестящиеся в реках - осетровые, лососевые.)

6. Что такое нитродукция? (Переселение видов растений и животных на новые территории.)

7. Какие растения называются эфемерами? (Растения с короткий жизненным циклом - в период с благоприятными внешними условиями они быстро растут, цветут, дают семена, а затем отмирают - лебеди, веснянка и др.)

8. Что такое селекция? (Наука о создании новых и улучшении существующих пород домашних животных и сортов культурных растений.)

9. Как называется самая главная артерия? (Аорта.)

10. Почему побеление на морозе ушей или носа является признаком грозящего обморожения? (При охлаждении организма кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются. Если какой- либо участок тела при этом начинает получать слишком мало крови, его температура быстро падает и может развиться обморожение.)

II тур. Рыцари земли.

На доске вывешиваются карточки, на лицевой стороне которых указано количество очков (10, 20, 30, 40 - не менее 3 карточек каждой категории), а на обороте вопросы соответствующего уровня сложности. Участники команд отвечают по очереди, самостоятельно оценивая свои силы и выбирая карточку того или иного уровня.

Примеры вопросов:

10 очков.

- Все знают, что такое Красная книга. А что представляет собой Черная книга? (Списки видов, исчезнувших с лица Земли в историческое время.)

- Какое загрязнение природной среды называют антропогенным? (Происходящее в результате человеческой деятельности.)

- Какая поговорка учит нас правильному режиму питания?

(«Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу».)

20 очков.

- Почему исчезло Аральское море? (В результате нарушения между поступлением воды из рек и ее испарением с поверхности водоема.)

- Почему в Западном Казахстане, в Калмыкии исчезают сайгаки? (В результате антропогенных воздействий.)

- Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав? (Водопроводную воду отстаивать нужно обязательно, независимо от того, будете ли вы ее кипятить.)

30 очков.

- Почему автомобиль называют злейшим врагом природы? (Автотранспорт загрязняет воздух, губит зеленые насаждения, является причиной гибели диких животных на дорогах.)

- Что такое парниковый эффект? (Уменьшение потерь тепла из атмосферы Земли вследствие увеличения количества углекислого газа в воздухе. Приводит к общему потеплению на планете.)

- Вьющиеся растения украшают здания. Сегодня это имеет не только декоративное, но и экологическое значение. Какое? (Растения на стенах позволяют смягчить колебания температуры в зданиях. В таких домах летом прохладно, зимой дом не так быстро остывает.)

40 очков.

- С какой целью создают заповедники? (Для сохранения в неизменном виде территорий с определенными природными комплексами и охраны обитающих там видов растений и животных.)

- Где и когда организован первый национальный парк? (Йеллоу-стонский - 1872 г., США.)

- Что означает ставший сейчас очень модным термин «мониторинг»? (Постоянная система наблюдений за элементами природной среды по социальной программе, а проще - за изменениями в биосфере, вызванными деятельностью человека.)

III тур. Три кита.

В нашей школе изучают три (или два) языка. Кто сумеет назвать на трех языках больше слов, ассоциирующихся у вас с понятиями «охрана окружающей среды»; «заповедник», «ботанический сад»?

После III тура половина игроков, набравших наименьшее количество очков, выбывают из игры.

IV тур. Цветик-семицветик.

На магнитной доске закрепляется «цветок» с семью лепестками, на обратной стороне которых написаны вопросы по различным разделам биологии. Например: зоология - назовите самую крупную птицу (африканский страус); ботаника - кто открыл двойное оплодотворение (С. Навашин); генетика - какую особь называют гетерозиготной (в генетике которой содержатся разные аллели одного гена); анатомия - где заканчивается малый круг кровообращения (в левом предсердии); цитология - какие органоиды не имеют мембран (рибосомы); экология - в пищевых цепях обычно не более шести звеньев, почему? (в каждом звене теряется большое количество энергии); дарвинизм - в результате чего возникла конвергенция (в результате отбора особей с полезными в данных условиях признаками из числа случайных изменений).

V тур. Живые вопросы.

Члены жюри задают участникам игры самостоятельно подготовленные вопросы.

VI тур. Эврика.

Ведущий. «Эврика» - это восклицание принадлежит величайшему математику древности Архимеду. Перед вами семена гороха и плод яблони. Какие открытия были сделаны благодаря этим растениям? (Законы Менделя и закон всемирного тяготения Ньютона.)

После VI тура игру продолжают по одному представителю каждой команды, набравшие наибольшее количество очков.

VII тур. Оратор.

Ведущий. Человек XXI века должен не только сам принимать участие в охране окружающей среды, но и уметь убедить в необходимости этого других людей.

Двум участникам последнего тура предлагается выбрать одно слово из списка: «насекомые»; «цивилизация»; «автомобили»; «растения». Затем они начинают дискуссию, в ходе которой один ученик отстаивает ценность предмета спора для человечества, а другой возражает ему. Победителем тура (и соответственно всей игры) становится тот, чьи аргументы покажутся жюри более грамотными и убедительными вне зависимости от того, досталась ли ему роль сторонника или противника «приоритета экологических ценностей».

Победителю игры вручается приз.

Похожие статьи:

Экологическая игра для 6 классов

Игра по экологии для 5-6 классов

Экологические игры для школьников старших классов

Ролевая игра по экологии для старшеклассников

Ролевая игра по экологии для школьников 7-8 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!