Родительское собрание «Нравственные приоритеты семьи», 8 класс
Разработка родительского собрания для родителей учащихся 7-8 класса. Тема «Нравственные отношения в семье»
Цели: создать условия для формирования нравственной культуры родителей и адекватной оценки себя и других людей; закреплять навыки конструктивного, содержательного общения с детьми.
Оформление. На доске записаны высказывания:
• «Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил». (Д. Локк.)
• «Растите детей своих в добродетели, только она одна и может дать счастье». (Л. Бетховен.)
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: родители, классный руководитель.
План проведения:
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Выступление школьного психолога.
3. Практикум.
4. Работа с памяткой.
5. Итог собрания.
Подготовительная работа:
1. Проводится анкетирование учащихся и родителей по проблеме собрания с последующим анализом диагностических данных.
2. Оформляется памятка для родителей.
3. Готовятся материалы по методике «Недописанный тезис».
За небольшой промежуток времени (15-20 с) учащимся (а потом и родителям) предлагается закончить несколько предложений:
1. Человек счастлив, когда...
2. В хорошей семье всегда...
3. Если бы я нашел клад, то...
4. Самое главное в жизни...
5. Нельзя прожить без...
6. Если бы я все мог, то...
При обработке материалов, полученных в результате использования данной методики, мнения группируют таким образом, чтобы можно было определить соотношение ценностей учащихся (или родителей):
- индивидуалистических или общественных;
- предметных или духовных;
- содержащих добро или зло для окружающих;
- направленных на созидание или разрушение.
Ход собрания
1. Вступительное слово классного руководителя.
Знакомство с темой, повесткой дня, целями и задачами собрания, постановка проблемы.
Цель воспитания - личность, способная строить жизнь, достойную Человека. Это цель как школьного, так и семейного воспитания. А само воспитание - это целенаправленный процесс формирования определенных культурных черт человека. Однако оно может носить и стихийный характер. Строки, написанные великим драматургом Древней Греции Софоклом, не потеряли своей актуальности и сегодня:
Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей
Все остальное отступить должно.
Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели воздавать.
А в детях если не нашел опоры –
Что скажем мы о нем? Не ясно ль всем,
Что для себя он лишь причину создал
И смех злорадный для врагов своих?
2. Выступление школьного психолога.
Психолог знакомит родителей с результатами тестирования, наглядно представленных в диаграммах и отражающих приоритетные ценности детей и взрослых, проводит сравнительный анализ этих данных, а затем лекционное занятие по теме «Основные категории морали и их проявление в семейной жизни».
3. Практикум.
Работа проводится в группах. Родителям предлагается решить ряд проблемных ситуаций. После их рассмотрения родители сообща выводят основы нравственных отношений в семье.
Ситуация 1.
Мамина подруга торжественно вручила десятилетней Кате яркую книжку и большую плитку шоколада. Девочка, как ее учили, приятно улыбнулась и поблагодарила, затем отодвинула в сторону подарки и буднично добавила: «Мне этого не надо: такая книжка у меня уже есть, а шоколад мне нельзя - у меня от него диатез».
Вопросы:
1. О чем бы Вы поговорили с девочкой на месте мамы?
2. Как Вы учите своих детей принимать и дарить подарки?
3. Оправдываете ли Вы поступок девочки, учитывая ее возраст?
Ситуация 2.
Мальчик в автобусе сидит у окна, отец - рядом. На остановке входит женщина. Мест свободных нет, и она останавливается рядом.
Вопросы:
1. Как дальше будет развиваться ситуация?
2. Кто должен уступить место?
3. Как Вы учите своих детей вести себя в транспорте?
Ситуация 3.
Девочка взялась подметать пол. Но у нее нет сноровки: метет медленно, оставляет местами сор. Мать начинает нервничать, делает дочери бесконечные замечания повышенным тоном. Нервозность передается девочке. Она начинает мести еще хуже. Мать отбирает у дочери веник и заканчивает уборку, ворча: «Лучше самой все сделать, чем от тебя ждать помощи».
Вопросы:
1. В чем состоит педагогический просчет матери?
2. Измените ситуацию, поступив правильно.
4. Работа с памяткой.
Памятка для родителей
1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Он очень скоро начнет Вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к Вам самим.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой Вашего ребенка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Очень скоро ребенок будет так же отзываться о Вас.
4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности Вашему ребенку.
5. Проявляйте благородство даже тогда, когда Вам очень не хочется его проявлять. Учите этому качеству своего ребенка.
6. Помните, что поведение - это истинный облик каждого.
Родители в группах обсуждают и комментируют рекомендации, приводят примеры из жизни, которые подтверждают или опровергают рекомендации, выдвигают свои предложения. В ходе работы они должны внести предложения в решение родительского собрания. После пятиминутного обсуждения представителям команд предоставляется возможность высказаться.
5. Итог собрания.
Подводя итоги, классный руководитель разъясняет, что наличие проблем неизбежно, особенно когда люди размышляют о жизни. Кроме того, увидеть проблему - значит сделать шаг к ее решению. Вторым решающим шагом будет совершенствование жизни, в данном случае - семьи.
Автор: Л. Н. Бушуева
Похожие статьи:
Родительское собрание «Воспитание детей в семье», 7 класс
Родительское собрание «Подростковый возраст», 8 класс
Родительское собрание «Жизненные цели подростков», 8 класс
Родительское собрание «Конфликты и пути их решения», 8 класс
Родительское собрание «Агрессия детей, ее причины и предупреждение», 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!