Родительское собрание «Нравственные приоритеты семьи», 8 класс

Разработка родительского собрания для родителей учащихся 7-8 класса. Тема «Нравственные отношения в семье»

Цели: создать условия для формирования нравственной культуры родителей и адекватной оценки себя и других людей; закреплять навыки конструктивного, содержательного общения с детьми.

Оформление. На доске записаны высказывания:

• «Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил». (Д. Локк.)

• «Растите детей своих в добродетели, только она одна и может дать счастье». (Л. Бетховен.)

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: родители, классный руководитель.

План проведения:

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Выступление школьного психолога.

3. Практикум.

4. Работа с памяткой.

5. Итог собрания.

Подготовительная работа:

1. Проводится анкетирование учащихся и родителей по проблеме собрания с последующим анализом диагностических данных.

2. Оформляется памятка для родителей.

3. Готовятся материалы по методике «Недописанный тезис».

За небольшой промежуток времени (15-20 с) учащимся (а потом и родителям) предлагается закончить несколько предложений:

1. Человек счастлив, когда...

2. В хорошей семье всегда...

3. Если бы я нашел клад, то...

4. Самое главное в жизни...

5. Нельзя прожить без...

6. Если бы я все мог, то...

При обработке материалов, полученных в результате использования данной методики, мнения группируют таким образом, чтобы можно было определить соотношение ценностей учащихся (или родителей):

- индивидуалистических или общественных;

- предметных или духовных;

- содержащих добро или зло для окружающих;

- направленных на созидание или разрушение.

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

Знакомство с темой, повесткой дня, целями и задачами собрания, постановка проблемы.

Цель воспитания - личность, способная строить жизнь, достойную Человека. Это цель как школьного, так и семейного воспитания. А само воспитание - это целенаправленный процесс формирования определенных культурных черт человека. Однако оно может носить и стихийный характер. Строки, написанные великим драматургом Древней Греции Софоклом, не потеряли своей актуальности и сегодня:

Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей

Все остальное отступить должно.

Затем и молим мы богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели воздавать.

А в детях если не нашел опоры –

Что скажем мы о нем? Не ясно ль всем,

Что для себя он лишь причину создал

И смех злорадный для врагов своих?

2. Выступление школьного психолога.

Психолог знакомит родителей с результатами тестирования, наглядно представленных в диаграммах и отражающих приоритетные ценности детей и взрослых, проводит сравнительный анализ этих данных, а затем лекционное занятие по теме «Основные категории морали и их проявление в семейной жизни».

3. Практикум.

Работа проводится в группах. Родителям предлагается решить ряд проблемных ситуаций. После их рассмотрения родители сообща выводят основы нравственных отношений в семье.

Ситуация 1.

Мамина подруга торжественно вручила десятилетней Кате яркую книжку и большую плитку шоколада. Девочка, как ее учили, приятно улыбнулась и поблагодарила, затем отодвинула в сторону подарки и буднично добавила: «Мне этого не надо: такая книжка у меня уже есть, а шоколад мне нельзя - у меня от него диатез».

Вопросы:

1. О чем бы Вы поговорили с девочкой на месте мамы?

2. Как Вы учите своих детей принимать и дарить подарки?

3. Оправдываете ли Вы поступок девочки, учитывая ее возраст?

Ситуация 2.

Мальчик в автобусе сидит у окна, отец - рядом. На остановке входит женщина. Мест свободных нет, и она останавливается рядом.

Вопросы:

1. Как дальше будет развиваться ситуация?

2. Кто должен уступить место?

3. Как Вы учите своих детей вести себя в транспорте?

Ситуация 3.

Девочка взялась подметать пол. Но у нее нет сноровки: метет медленно, оставляет местами сор. Мать начинает нервничать, делает дочери бесконечные замечания повышенным тоном. Нервозность передается девочке. Она начинает мести еще хуже. Мать отбирает у дочери веник и заканчивает уборку, ворча: «Лучше самой все сделать, чем от тебя ждать помощи».

Вопросы:

1. В чем состоит педагогический просчет матери?

2. Измените ситуацию, поступив правильно.

4. Работа с памяткой.

Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье»

1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Он очень скоро начнет Вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к Вам самим.

2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой Вашего ребенка.

3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Очень скоро ребенок будет так же отзываться о Вас.

4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности Вашему ребенку.

5. Проявляйте благородство даже тогда, когда Вам очень не хочется его проявлять. Учите этому качеству своего ребенка.

6. Помните, что поведение - это истинный облик каждого.

Родители в группах обсуждают и комментируют рекомендации, приводят примеры из жизни, которые подтверждают или опровергают рекомендации, выдвигают свои предложения. В ходе работы они должны внести предложения в решение родительского собрания. После пятиминутного обсуждения представителям команд предоставляется возможность высказаться.

5. Итог собрания.

Подводя итоги, классный руководитель разъясняет, что наличие проблем неизбежно, особенно когда люди размышляют о жизни. Кроме того, увидеть проблему - значит сделать шаг к ее решению. Вторым решающим шагом будет совершенствование жизни, в данном случае - семьи.

Автор: Л. Н. Бушуева

Похожие статьи:

Родительское собрание «Подростковый возраст», 8 класс

Родительское собрание «Конфликты и пути их решения», 8 класс

Родительское собрание «Воспитание детей в семье», 7 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!