Родительское собрание «Подростковый возраст», 8 класс

Разработка родительского собрания для родителей учащихся 8 класса «Старший подростковый возраст и его особенности. Укрепление здоровья и физического развития старших подростков»

Основные индивидуально-психологические свойства личности подростка. Типы высшей нервной деятельности, темперамент, характер, способности. Старший подростковый возраст — возраст стремительного развития физических и умственных сил.

Анатомо-физические изменения в организме подростка и их отражение в его психике. Бурное развитие скелета, мышечной системы. Необходимость дозировки физических нагрузок.

Осознание качеств своей личности, четко выраженное стремление к самоутверждению, стремление определить свое место в жизни и среде окружающих людей. Дальнейшее развитие идеалов, интереса, склонностей. Укрепление здоровья старших подростков.

Форма проведения - беседа.

Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к взрослости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.

Само слово «подросток» указывает на основную тенденцию развития как внутреннего мира, так и внешнего облика детей этого возраста. Интенсивный рост скелета (за год мальчики в среднем вырастают на 4-7 см, а девочки на 3-6 см) опережает развитие мускулатуры, а также других частей тела, отчего подростки часто выглядят нескладными, угловатыми.

Организм ребенка подвергается глубокой перестройке, причем в очень быстром темпе. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Подобные явления не должны вызывать особого беспокойства у родителей, однако знать их и учитывать при организации жизни подростка необходимо. Большое внимание должно быть уделено режиму труда, отдыха, питания, гигиене и физической культуре.

Увеличение роста, массы, мышечной силы с радостью воспринимается подростком как явные признаки его взрослости. Вместе с тем функционирование сердца, легких, кровоснабжение мозга не обеспечивают полноценную работу организма в целом. Отсюда быстрая и внезапная смена состояний и настроений подростка: то он с энтузиазмом и азартом берется за трудную физическую или умственную задачу и может работать, забыв о времени и усталости, то вдруг сникает, чувствует слабость, головокружение, упадок сил.

Взрослые порой не замечают или не понимают таких неровностей поведения, их равно обескураживает и непомерный азарт, и необъяснимая усталость ребенка.

Родители и учителя порой склонны давать собственные тенденциозные интерпретации, например: «Конечно, как в футбол гонять - так ты первый, а за уроки садиться - устал». На самом деле подобные перепады сосудистого и мышечного тонуса - естественные проявления изменений в организме подростка, которые взрослым следует принимать во внимание, дозируя объем предъявленных к нему требований.

И учителя, и родители самым сложным считают старший подростковый возраст, потому что в этом возрасте дети очень самолюбивы, «выпячивают свое Я», они - как «оголенные провода», «сознательно делают не то, что думают». По опросам родителей именно старший подросток сегодня несравненно более труден, непонятен, чем младший. Мы постоянно боремся с подростками как носителями бесчисленных недостатков и отклонений. Единственная продуктивная тактика по отношению к старшим подросткам - активная помощь им, поддержка в выстраивании личности, в обретении себя.

Нередко родители, да и некоторые учителя допускают серьезные педагогические ошибки потому, что не учитывают тип темперамента ребенка, определяющий динамику его психической деятельности и поведения.

Наблюдения за детьми в различных ситуациях обнаруживают зависимость проявления типа темперамента от мотивов и потребностей, побуждающих к деятельности: при выполнении значимой, интересной работы ребенок может быть весьма активным и становится медлительным при включении в неинтересную деятельность. Рассмотрим для примера поведение подростка при холерическом темпераменте.

Дети этого типа своей подвижностью и непоседливостью доставляют немало хлопот родителям и учителям. Школьнику-холерику трудно высидеть целый урок, тяжело выполнять длительную работу. Подросток легко может «выйти из себя», если у него что-то не получается или кто-то мешает ему. Если давать выход энергии холериков, управлять их поведением нетрудно.

Воспитательные ошибки, вызванные непониманием индивидуальности ребенка, могут усилить его отчужденность, вызвать стремление избегать контактов с другими людьми.

Изучая представление подростка о себе, его отношение к себе, т. е. «образ Я», можно сказать, что они обычно отражают то, что наиболее значимо для подростка, что, с его точки зрения, отличает от других, что дает ему почувствовать свою ценность. «Я такой, как все» или «Я не такой, как все» - многократно повторяющиеся сравнения такого рода являются механизмом, с помощью которого у подростка вырабатывается отношение к себе. Однако в идеале одновременно должен формироваться и принципиально другой способ самооценки - путем сравнения себя не с другими, а с самим собой: «Я вчера», «Я сегодня», «Я завтра», «Я, какой я сейчас», «Я, каким могу быть».

Задача сравнения себя с самим собой трудна даже для сформировавшегося, зрелого человека и требует от него постоянных усилий. Но подросток, как это ни парадоксально, решает такую задачу практически ежедневно, потому что ребенок в этом возрасте как никогда остро ощущает происходящие с ним перемены, пытается понять и осмыслить, откуда и куда он идет. Трудность в том, что он не умеет анализировать причины происходящего с ним.

У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я». Одновременно нынешние подростки боятся остаться наедине с собой. Если вы посоветуете подростку, страдающему от учебной перегрузки, хотя бы по 20 минут в день проводить в одиночестве и тишине, выключив радио, телевизор, магнитофон, то они вам признаются, что это выше их сил.

В сложном и длительном процессе развития самосознания, «образа Я» центральное место занимает становление самооценки. Особенности самооценки влияют на все стороны жизни человека: на эмоциональное самочувствие и отношения с окружающими, на развитие творческих способностей и удовлетворенность работой, учебой. Известно, например, что тот, кто не любит и не уважает себя, чаще всего не способен любить и уважать другого.

В подростковом возрасте самооценка неустойчива, то и дело колеблется от предельно высокого уровня до крайне низкого; подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством - третьего для него не существует, подросток должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т. п. А если он вынужден признать, что хоть что-нибудь у него не так, не на высшем уровне, то мнение о себе падает сразу и по всем пунктам.

Такая подвижная и противоречивая самооценка в подростковом возрасте естественна и даже в определенном смысле необходима. Она, с одной стороны, отражает резкие качественные изменения в структуре всей личности в этот критический период, а с другой - позволяет осуществить переход на новый, «взрослый» уровень личностного развития.

Самый простой случай - неверие в свои силы как прямое отражение невысокого мнения о себе, с которым подросток успел уже смириться. Такая самооценка формируется при совершенно определенном типе оценок со стороны окружающих, прежде всего родителей, когда к ребенку предъявляют очень жесткие требования, постоянно указывают на его недостатки, промахи. Это делается сознательно, из благих побуждений, с искренней уверенностью, что только так, не пропуская ни одной ошибки, можно воспитать добросовестного, ответственного, трудолюбивого человека. Часто, чтобы подросток не зазнавался, взрослые объясняют все его успехи случайностью, а все неудачи - неумелостью, неловкостью, глупостью. Подростковый возраст - не просто один из этапов жизни. Многие называют его возрастом «второго рождения личности». Здесь многие истоки, начала всей дальнейшей жизни. Возраст этот, хрупкий, решительный, изменчивый, оказывается, может быть, больше, чем какие-либо другие, зависим от реальностей окружающей социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя. Будем же к подростку внимательны и добры.

Методические рекомендации

Перед началом собрания можно предложить родителям ответить на вопросы анкеты. В конце собрания, используя анкету, можно вместе поразмышлять над темой.

Анкета для родителей

1. Занимается ли Ваша семья спортом?

2. В какой спортивной секции занимается Ваш ребенок?

3. Рационально ли он питается?

4. Как Вы считаете, почему нельзя пренебрегать режимом и физической активностью?

5. Способствует ли спортивное занятие развитию физических и моральных качеств Вашего ребенка?

6. Умеет ли он правильно чередовать труд с отдыхом?

Похожие статьи:

Родительское собрание «Конфликты и пути их решения», 8 класс

Родительское собрание «Ребенок и деньги», 5 класс

Эстетическое воспитание в семье. Родительское собрание

Родительское собрание «Вредные привычки и их последствия», 11 класс

Родительское собрание «Возможности физического развития старшеклассников в семье», 9 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!