Занятие по сценической речи для младших школьников
Конспект занятия по сценической речи для учащихся начальной школы «Звук - ценность слова»
Цель: тренировать речевой аппарат детей; работа над дыханием, дикцией, артикуляцией.
Оборудование: плакаты с текстами стихов, скороговорок, аудиозапись, костюмы, видеозапись.
Действующие лица: ведущий, Скороговоркин, Загадкин, Сказкин, действующие лица инсценировки «Карнавал», Ворона.
Ведущий. Звук - ценность слова. Дикция, дыхание, голос, интонация - это стороны речевого мастерства, то есть сценической речи. Одним из основных моментов культуры речи является правильное литературное произношение.
Особое место в работе над дикцией отводится скороговоркам, что является хорошей и полезной дикционной тренировкой. Актерскую речь надо начинать во время репетиции с массажа и гимнастики носового дыхания (поглаживание, постукивание нервных окончаний, расположенных близко к коже).
Упражнение «Волшебный сон»
Наши руки отдыхают,
Ноги наши отдыхают.
Отдыхают, засыпают... (2 раза.)
Напряженье улетело
И расслаблено все тело... (2 раза.)
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы... (2 раза.)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык. (2 раза.)
Дышится легко... ровно... глубоко...
(После этого надо расслабиться.)
Мы спокойные всегда. (2 раза.)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
На занятиях в игре,
Ясно, четко говорим. (2 раза.)
Паузы мы соблюдаем! (2 раза.)
Звук ударный выделяем! (2 раза.)
И легко нам говорить!
И не хочется спешить!
Гак спокойно, так приятно
Говорим - и всем понятно.
(Длинная пауза.)
Хорошо нам отдыхать...
Но уже пора вставать...
Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!
Глубокий вдох - медленный выдох. Не спеша набрать воздух через нос и рот, медленно выдохнуть через рот.
Дети за ведущим выполняют упражнение.
Ведущий. Существуют и другие упражнения для становления речевого аппарата.
Упражнение «Надувной шар»
Надуть воображаемый шар, следя, чтобы он не лопнул. Глубокий вдох - короткий выдох.
Упражнение «Задуй свечу»
Взять мысленно в руки воображаемую свечу и быстро задуть ее.
Упражнение «Сдуем пылинку»
Вытянуть руку перед собой. Сдуть с нее воображаемую пылинку так, чтобы она слетела с кончиков пальцев.
Упражнение по тренировке выдоха (с текстом):
Шар - у Маши (вдох-выдох).
Шар - у Яши (вдох-выдох)
Шар - у Саши (вдох-выдох)
Шар - у Даши (вдох-выдох)
Шар - у Маши и у Яши (вдох-выдох).
Скороговоркин (Каждую скороговорку повторяем 3 раза).
Жутко жуку жить на суку.
Свинья тупорыла весь двор перерыла.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
Все покупки у прилавка упакованы в кульки.
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Всех скороговорок не переговоришь.
Полпогреба репы, полколпака гороха.
Сыворотка из-под простокваши.
Загадкин. Развитию культуры речи помогают и загадки. В них можно услышать звуки природы.
В. Фетисов
Не жужжу, когда сижу
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
А вот стихотворение Э. Мошковской, где она рассказывает, как шумит ветер.
Нам к девяти
В школу идти,
И ветру идти...
Нам - по пути!
Ветер обнимает,
Ворот поднимает,
Качнет, толкнет,
В ухо орет:
«Я сам побегу
И вам помогу,
Угу-у-у-у-у!
Я немного вас провожу-у-у
и уйду-у-у-у,
и уйду-у-у-у,
Ведь я тоже очень спешу-у-у,
Я спешу-у-у-у
в высоту-у-у-у!
Сказкин. Приглашаю на инсценировку «Лесной карнавал».
В этой сказке повторяются одинаковые звуки в словах. Это создает впечатление, что мы находимся в лесу. Наше воображение усиленно работает.
Комары. З-з-з-з! 3-звери, насекомые! 3-завтра на з-закате праз-здник!
Змея. Что за ш-шутки? Вы что, ш-шалуны, расш-шу-мелись?
Комары. 3-знаем, тетенька з-змея, вы не любите раз-звлекаться! А дяденьке еж-жу нравится эта з-затея. Верно, дяденька еж-ж?
Еж. Ещ-ще как!
Жук (жужжит).
Вот это ж-жизнь!
Ж-жаль, что ты, з-змея, не пойдеш-шь.
Потом пож-жалеешь.
Ворона (пролетая мимо). О чем р-разговор-р? Какой пр-раздник? Кар-рнавал? А кар-русель будет? Ур-р-ра! Кр- расота! Пр-римчусь раньше всех. Нет, пр-рикачу в кар-рете!
Комары. Обяз-зательно приходите. Не з-забывайте! Не з-запаз-здывайте.
Звучит музыка из песни «На карнавал» в исполнении группы «Верасы». Раздается грохот подъезжающей кареты. Важная ворона начинает танцевать. Все встают полукругом, начинают танцевать. Герои в соответствующих костюмах.
Сказкин. Вот какой забавный случай произошел однажды на лесной поляне. Мы получили от этого большую пользу: научились правильно произносить слова и получили эстетическое наслаждение от музыки и театральной инсценировки.
Ворона. Прежде чем уехать на карнавал, давайте отдохнем. Что же мы услышим? Стихотворение тихое, настраивающее на мирный лад. Его можно слушать целую ночь. (Включить запись о лесе, где слышны шорохи и другие тихие звуки.)
В. Суслов «ШЕПОТ И ШОРОХ»
Действующие лица: Лесная глушь, Шепот, Шорох.
Лесная глушь.
В тишине лесной глуши
Шепот к Шороху спешит.
Шепот к Шороху спешит.
Шепот по лесу шуршит.
Шорох. Ты куда?
Шепот.
К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
Шу-шу-шу да ши-ши-ши,
Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши –
Тишину послушай!
Слышишь?
Шорох. Слышу!
Шепот. Что ты слышишь?
Шорох. Шебаршатся где-то мыши.
Шепот.
Под кореньями шуршат -
Дружно шишку шелушат.
Тише, Шорох, не дыши!
Слышишь, стихли камыши?
Слышишь?
Шорох.
Слышу!
По болоту
Вышли цапли на охоту.
Цапли ужинать спешат,
Рыщут - ищут лягушат.
Шепот. Слышишь?
Шорох.
Слышу!..
Две букашки
Спать устроились в ромашке,
Под простынки влезть хотят,
Лепестками шелестят.
Шмель. Звинь-звинь-звинь!
Шепот.
А это Шмель
Прошмыгнул и сел на ель.
Шорох.
У Пчелы-портнихи Шмель
Шьет хорошую шинель.
Он вернется с этой ели
В новой шелковой шинели,
В звонких шпорах - на версту,
И умчится в высоту...
Шепот. Что еще ты слышишь, Шорох?
Шорох.
Тише!
Слышу Тишину.
(Стихотворение направлено на тренировку выдоха при чтении текста.)
Ведущий. Во время выполнения упражнений нельзя гримасничать и напрягать мышцы лица.
(Стихотворение «Шепот и Шорох» В. Суслова дается для тренировки домой.)
Похожие статьи:
Конспект познавательного игрового занятия о народном творчестве для младших школьников
Внеклассное мероприятие о театре в начальной школе
Музыкальное театрализованное занятие для учащихся начальной школы А. Н. Островский. «Снегурочка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!