Конспект познавательного игрового занятия о народном творчестве для младших школьников

Познавательно-игровое занятие «Лубок - народное творчество. Прялка». Начальная школа

Цели: продолжить знакомство детей с народным творчеством; научить получать эстетическое наслаждение от произведений старины; познакомить с древним станком - прялкой.

Оборудование: технические средства, фонограмма, плакаты, увеличенные лубочные картинки, прялка.

Действующие лица: ведущий, коробейник, иностранец, мастер, художник, хор, Дуня.

Зал украшен картинами, плакатами со сценами из народной жизни давних времен. На плакатах написаны тексты старинных песен, шуток, прибауток. Звучит русская народная хороводная мелодия. На входе в зрительный зал работает небольшой музей-уголок, где представлены предметы быта, посуда, одежда, коробы.

Ведущий. В давние времена по русской земле ходили торговцы-коробейники. Весь товар у них умещался в коробе, который носили на себе. Поэтому торговали самым ходовым, необходимым товаром.

В записи звучит песня «Ой, полна, полна коробушка» (слова Н. Некрасова, муз. народная). Исполняется танец «Коробейники».

Коробейник. Среди ситцев и лент в коробе всегда лежала стопка картинок, которые раскупались нарасхват. Эти картинки назывались лубками. Возьмем одну из них (увеличена на плакате). Коза с медведем пляшут, веселятся. Это сказка. Да не совсем! Народные безымянные артисты-скоморохи изображены на этом лубке. Ни царя, ни попа не щадили скоморохи в своих веселых стихах, и потому их выступления были запрещены полицией.

Скоморох.

Жил-был царь,

У царя был двор,

На дворе был кол.

На колу был дворец.

Во дворце жил скворец.

Царь любил скворца.

Не сказать ли с конца?

 

Бабка Богатка

Бегала бегом,

Белого барана

Била белым

Березовым батогом.

 

Федя-бредя

Съел медведя.

Утром рано

Съел барана.

На закуску

Съел лягушку,

Съел пятнадцать поросят —

Только хвостики висят.

 

Поп-попище,

Толстое пузище.

Поменьше лежи

Да не лопай калачи.

Скоморох поет и танцует под русскую народную музыку.

Иностранец.

Мы иностранцы,

Чужой страны засланцы,

Большую диковину привезли,

Скорее подходи, деньги плати.

 

Это слон, это слон!

Ай, какой огромный он!

Собачий лай со всех сторон

Заглушает крик ворон.

Иностранец обходит толпу со шляпой, в которую бросают деньги. Он поет.

В русский мы лубок попали,

Когда деньги собирали.

Собирали, в шляпку клали,

Мирно со слоном шагали.

Ведущий. Русский баснописец И. А. Крылов повстречал однажды такую процессию и написал басню «Слон и Моська». Художники дома по памяти рисовали поразившую их картину. Рисунок делался на липовой доске. Потом острым ножом вырезалась гравюра. Сколько хочешь картинок, столько и печатай. Лубки вешали на стены, раздавали детишкам. Лубки терялись, дети могли их рвать, на стенах они забеливались. А ведь некоторым лубкам по двести лет. Удивительно красивы эти пожелтевшие от времени листы. Народное искусство у нас изучается, бережно хранится в музеях.

Показ лубочных картин.

Ведущий. А теперь поговорим о русской прялке. У древних славян прялка была чуть ли не самым главным предметом быта: она одевала всю семью. Люди сочетали пользу с красотой. Прялку покрывали причудливым орнаментом, расписывали затейливыми узорами. Славяне считали, что каждая вещь в доме должна быть красивой.

Мастер. Прялка была гордостью хозяйки, передавалась от матери дочери, от бабушки внучке. Многие из них хранятся в музеях. Прялка делалась из одного куска дерева. Для изготовления прялки срубали целое дерево (сосну или ель). Среди персонажей в рисунках на прялке можно видеть легендарную птицу Сирин. Огромные глаза, голова увенчана короной, туловище переходит в пышный хвост.

Художник (работает с картиной «Сирин»), Птица Сирин - «птица-дева». А не изобразил ли художник в Сирин Екатерину I - супругу Петра I? У нее были вьющиеся темные волосы, широкие черные брови. Она была небольшого роста, полная (показывает портрет Екатерины I). Поэтому художник изобразил туловище птицы таким приземистым и широким, подчеркнул «нерусские» черты лица (по происхождению Екатерина была немкой). На голове Сирин - богато украшенная царская корона. Красочность орнамента из трав и цветов говорит о любви человека к природе. Существует и другой вариант изображения птицы Сирин, который пришел к нам из Индии.

Птица-дева,

Птица Сирин,

Птица счастья

И добра –

На семейной прялке

В красоте своей

Дана.

Мастер (выносит прялку). В каждом районе прялки изготовлялись по своему образцу. В одной местности по всем прялкам красные лошади скачут, в другой - розы цветут, а в третьей они и вовсе покрыты резьбой. Прялка - это станок, только маленький.

Ведущий. Когда заканчивались сельскохозяйственные работы, девушки собирались на посиделки и пряли пряжу. Туда приходили и парни. Молодежь пела песни и работала. Песни говорили о житье-бытье людей. Часто в них высмеивали нерадивых и лентяев, людей, не умеющих работать. Таким произведением является песня «Дуня-тонкопряха».

На сцене стоит прялка, около нее лавка, на которой сидит Дуня. Она прядет пряжу. Выходит хор, поет.

Хор.

Жила-была Дуня,

Дуня-тонкопряха.

(Показывает на Дуню.)

Пошла наша Дуня

На рыночке гулять

Кудель закупать.

Дети изображают рынок с товарами. Дуня закупает кудель.

Хор.

Купила три пуда.

Денег не платила.

Дуня возвращается, снова садится к прялке.

Хор.

Стала наша Дуня

Куделюшку прясть.

Три года пряла,

Три нитки запряла:

Пряжа не прядется,

Тонка нитка рвется,

Тонка не тонка -

Потоньше полена (показать полено),

Потолще колена (хлопают по колену).

Стала наша Дуня

Свою пряжу ткать.

Стала наша Дуня

Бердочки искать.

Село обежала (Дуня обегает хор),

Бёрда не сыскала (разводит руками).

Стала наша Дуня

Кончики белить:

Снеги все сгноила,

Конца не смочила.

Стала наша Дуня

Рогожу мыть (Дуня изображает стирку).

Речку расплескала,

Рогожу не отполоскала.

Стала наша Дуня

Рубашку кроить:

Топором наставит,

Молотом ударит.

На сцене холст, который Дуня кроит топором, ударяя сверху молотком. Хор это тоже показывает действиями.

Стала наша Дуня

Рубашку шить:

Буравлем провернет,

Канатом продернет.

В руках Дуни бурав, веревка, огромная игла. Изображается шитье рубашки и Дуней, ихором.

Стала наша Дуня

Рубашку надевать:

Заранее заготовлена на сцене огромная рубашка. Дети из хора надевают на Дуню рубашку.

Семеро держали,

Девять надевали.

Три года носила,

Смены не просила.

Все кланяются, говорят: «Спасибо!»

Ведущий. Ну, а теперь - поход в местный музей народного творчества. Там мы о многом узнаем.

Похожие статьи:

Музыкальное театрализованное занятие для учащихся начальной школы А. Н. Островский. «Снегурочка»

Занятие по сценической речи для младших школьников

Внеклассное мероприятие о театре в начальной школе

Танцевальный праздник для детей начальной школы. Сценарий

Занятие для детей 1-2 класса. Как правильно чистить зубы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!