Танцевальный праздник для детей начальной школы. Сценарий

Беседа; показ танцевальных движений для младших школьников «Я танцевать хочу...»

Цели: учить видеть красоту балета; любить искусство, музыку.

Оборудование: плакаты с изображением разных позиций в балете; фонограмма, костюмы танцовщиков, мультфильм.

Действующие лица: ведущий, балетмейстер, дети.

Балетмейстер. П. И. Чайковский... С этим именем связана прекрасная музыка. Балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» - это мир поэзии, романтики, любви. Обо всем этом рассказывает танец. Каждый балет имеет свою тему, которую отражают композиторы - музыкой, балетмейстеры - танцем. Чайковский в балете «Спящая красавица» в образах феи Сирени и феи Карабос показывает борьбу добра и зла. С. С. Прокофьев в «Золушке» славит чистоту, трудолюбие, доброту, умение противостоять невзгодам. А. И. Хачатурян в «Спартаке» воспевает стремление к свободе, красоту, величие народного подвига.

Что такое балет? Это сложный вид музыкально-театрального искусства. Его составные части - сценарий, музыка и хореография. Танец - главное выразительное средство балета. Балерины и танцовщики раскрывают характеры действующих лиц через движение, пластику. Большая роль в балете отводится декорациям.

Балет появился в Европе в XVII веке. Классический балет возник на основе народного танца.

О БАЛЕТЕ

В балете танцоры выполняют красивые движения, создают разнообразные фигуры.

Артисты, исполняющие главные роли, называются солистами.

В балете танцовщики всегда вытягивают стопу.

Изящные движения танцовщиков требуют высокого мастерства, которое достигается напряженным трудом. Короткая пышная юбка-пачка позволяет балерине свободно двигаться.

Куда пойти учиться балету?

Есть детские балетные школы. Там опытные педагоги проверят твои данные. Если ты будешь принят, начнут обучать тебя азбуке хореографии.

В какой одежде заниматься балетом?

Чтобы не стеснять движений, для начала подойдут лосины или шорты. На ноги надевают мягкую обувь, так как надо вытягивать стопу. Можно быть просто в носках. На занятиях волосы могут мешать, поэтому собери их в пучок или заколи. В дальнейшем тебе придется купить костюм, плотно облегающий фигуру, - трико. Нужны и балетные тапочки-пуанты, у которых эластичная подошва. К пуантам пришиты ленты, чтобы они держались на ноге. Для начала можно пришить резинку.

Фигуры в танце.

Чтобы красиво танцевать, надо в совершенстве владеть своим телом. Научись сворачиваться в клубок. Представь, что ты собираешься уместиться в небольшой коробке. Какую позу тебе принять? Сколько места ты займешь, расставив руки и ноги? Придумай как можно больше фигур. В каждой позе замри на несколько секунд.

Фигуры в движении.

• Наклонись вперед, опираясь на руки и на ноги.

• Свернувшись в клубок, сделай перекат на спине.

• Вытянувшись вверх, попрыгай с носка на носок.

• Пройдись скользящим шагом.

(Использовать наглядные пособия, плакаты.)

Движения под музыку (использование технических средств).

В балете нужна музыка.

Под быструю, ритмичную музыку хорошо выполнять энергичные движения.

Медленной, грустной музыке соответствуют плавные движения.

Под веселую музыку хочется попрыгать.

Ритм танца должен совпадать с ритмом музыки.

Позиции ног (показывает балетмейстер).

Ноги ставятся внутренней стороной наружу. Это называется выворотностью.

Первая позиция.

Пятки сомкнуты. Носки развернуты наружу, образуя прямую линию.

Вторая позиция.

Пятки выворотных ног отстоят одна от другой на одну длину стопы, носки на прямой линии.

Третья позиция.

Пятка одной ноги поставлена спереди к середине стопы другой. Ступни параллельны. Впереди то правая, то левая нога.

Выворотность.

Ноги танцовщиков в танце развернуты наружу.

Руки вдоль тела, тыльную сторону ладоней прижми к ногам. Не поворачивая кисти, как можно выше поднять руки.

Затем развернуть руки ладонями вперед. Теперь поднять их на любую высоту.

Ноги работают так же, как и руки, но это делать трудно. Сначала поднимаем ногу с прямой ступней, а потом попробуем поднять ее, вывернув ступню наружу.

Отработка первых движений.

Занятие в танцевальном классе называется экзерсис. Движения экзерсиса разогревают мускулы, делают их эластичными. Начнем с маленького приседания, не отрывая пятки от пола.

Итак, ставим ноги в первую позицию. Выпрямим спину, вытянем позвоночник, поставим руки на пояс.

Медленно и плавно сгибаем ноги в коленях, разворачивая их наружу параллельно носкам. Затем так же плавно выпрямим колени и вернемся в исходное положение.

Делаем то же самое из второй позиции. Опускаться и подниматься плавно и равномерно.

Упражнения у станка.

В балетных классах у стены есть перекладина, называемая станком. Держись за нее, чтобы сохранить равновесие. За станком зеркало, с помощью которого ты можешь следить за своими движениями и осанкой.

Для занятий дома можно использовать спинку стула или край стола.

Наклоны.

Руки свободно опущены вдоль тела. Пятки вместе, носки врозь. Плавно опусти голову на грудь. Наклоняясь, ты сгибаешь спину, ноги в коленях прямые. Наклоняй корпус плавно вперед. Руки свободно опусти к полу. Наклоняйся до тех пор, пока не почувствуешь боли в мышцах. Начни медленно подниматься. Сначала выпрямляй корпус, а потом шею. Ноги в коленях прямые, мышцы ног напряжены.

Движения рук.

Позиции рук.

Стань прямо, руки вдоль туловища. Затем плавно подними слегка согнутые в локте руки перед собой чуть выше пояса. Это первая позиция.

Вторая позиция. Разведи руки в стороны, словно каждой рукой рисуешь плавную линию. Глазами следи за движением руки.

Третья позиция. Сохраняя округлость рук, плавно подними их вверх над головой.

(Тренировка от первой позиции до третьей.)

Гибкость рук.

Рука мягкая, без напряжения. Веди руку вверх, как будто раздвигаешь воздух тыльной стороной кисти. Веди руку вниз, стараясь как бы подталкивать воздух ладонью. Лучше это делать стоя на коленях. Взмахни руками, как птица крыльями. Плавно поднимай и опускай руки, чувствуя сопротивление воздуха.

Вытягиваем носок.

Сядь на пол, ноги вытяни перед собой. Держи спину прямо. Кончиками пальцев рук слегка касайся пола. Ноги в коленях прямые.

Притяни к себе носки стоп так, чтобы они смотрели вверх. Потом медленно вытягивай носки стоп по направлению к полу.

Пробежка с вытянутыми носками.

Сначала оторви от пола пятку.

Отрывая носок, вытяни его.

Опуская ногу, сначала коснись пола носком.

Ускоряя темп, поднимай ногу все выше.

Чтобы сохранять равновесие, держись за станок.

Скользи и тяни носок.

(Укрепление стопы.)

Плечи опущены, позвоночник выпрямлен, живот втянут.

Поставь ноги в первую позицию, руки на пояс.

Отведи одну ногу вперед, скользнув ступней по полу так, как будто ты его натираешь.

Вытягивая носок, сосчитай до трех.

Затем, скользя, поставь ступню назад в исходное положение.

Носок никогда не отрывается от пола.

Нога в колене прямая.

«Стану выше».

Стань прямо, ступни вместе, лопатки отведи назад. Потянись вверх. Сделай вдох, поднимись на носки. Медленно опускай пятки к полу. Корпус и ноги прямые. Поднимись на полупальцы. После подъема вернуться в первую позицию.

Знаешь ли ты?

Балерины танцуют в балетных туфлях-пуантах. Детям до 11 лет нельзя становиться на пальцы ног, так как косточки носков стоп еще мягкие, их легко повредить.

Балансирование на одной ноге.

Стань прямо по первой позиции. Вытяни носок одной ноги и прижми его к щиколотке другой ноги.

Плавно скользи носком вверх по боковой стороне опорной ноги. Обе ноги развернуты выворотно. Колени - в разные стороны.

Когда носок окажется под коленкой, замри в этом положении. Сними руки с перекладины. Удостоверься, какое время ты можешь держать равновесие.

Растяжка ног.

Поставь ноги в первую позицию.

Скользящим движением быстро отведи ногу в сторону. Носок вытянут по отношению к полу.

Батман глиссэс выполняются в сторону, вперед и назад. Носок слегка приподнят над полом.

Колено подтянуто, нога развернута.

Прыжки.

Перед всяким прыжком слегка согнуть ноги и присесть. Чем глубже присядешь, тем выше прыгнешь.

Сгибая ноги для прыжка, держи прямой спину.

Первая позиция: ноги вытянуты в колене, подъеме и пальцах.

Вторая позиция: раскрой ноги в прыжке и опустись.

Прыжки с одной ноги на другую - воздушные прыжки.

Встань на одну ногу, вторую заведи за нее, подъем стопы прижми к голени.

Сделай прыжок и опустись на вторую ногу. Повтори прыжок второй ногой.

Для длинного прыжка потребуется много места.

Разбегись, активно работая прямыми руками, ускоряй шаг. С силой оттолкнись от пола одной ногой, стараясь перелететь как можно дальше, приземлись на другую ногу.

Повороты.

Прыжок с поворотом в воздухе - воздушный поворот. Сделай поворот на 360°, поворачиваясь за каждый прыжок на % круга. Делая прыжок, повернись на 45° и опустись в первую позицию, развернувшись боком. После следующего прыжка ты встанешь спиной вперед, затем повернешься другим боком и потом вернешься в исходное положение.

(По X. Идом u Н. Кэтрэк.)

Балетмейстер. А теперь смотрим открытое занятие балетной школы. Будьте предельно внимательны. Это вам пригодится на ваших занятиях.

Ведущий. Представляем вашему вниманию просмотр мультфильма «Щелкунчик» (муз. П. И. Чайковского).

Словарь терминов классического танца

Адажио - медленная часть танца.

Аллегро - прыжки.

Арабеск - одна из основных поз классического танца.

Батман - отведение и приведение ноги.

Фуэте - вид быстрого и резкого танцевального поворота. Гран - большой.

Жетэ - бросок ноги на месте или в прыжке.

Па — шаг.

Па-дэ-дэ - танец двух исполнителей.

Пти - маленький.

Плие - приседание.

Сотэ — прыжок на месте по позициям.

Тур — поворот.

Похожие статьи:

Музыкальное театрализованное занятие для учащихся начальной школы А. Н. Островский. «Снегурочка»

Конспект познавательного игрового занятия о народном творчестве для младших школьников

Занятие по сценической речи для младших школьников

Праздник в начальной школе по творчеству Чуковского

Внеклассное мероприятие о театре в начальной школе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!