Внеклассное мероприятие о театре в начальной школе

Познавательное занятие для младших школьников «Азбука театра»

Цель: воспитание интереса к терминам «азбуки театра»; изучение назначения реквизитов в театре; немного о системе Станиславского.

Оборудование: фонограмма, технические средства, реквизит к спектаклю, песням, играм.

Действующие лица: ведущий, рассказчики (их двое), руководитель, Петрушка, Лиса, дети, Петух, Собака.

Ведущий. Однажды маленький польский мальчик спросил о том, почему людей, совершающих подвиги на войне и в труде, награждают орденами и медалями, а людей, которые веселят нас, не награждают ничем. Взрослые подумали и решили, что мальчик прав. И тогда в Польше был учрежден орден Улыбки. Им награждают людей из всех стран мира. Среди кавалеров этого ордена - учителя, писатели, музыканты, художники, актеры. Первым был награжден наш соотечественник - артист, режиссер, создатель и руководитель главного Театра кукол Сергей Владимирович Образцов.

Искусство актера - это искусство создания образа, положительного или отрицательного лица пьесы. Артист как бы превращается в своего героя, перевоплощается, как говорят в театре. Искусство перевоплощения - очень сложное дело. Актер должен уметь передать характер персонажа. В своей работе он использует движение, речь, голос, жест, мимику.

При этом необходимы память, наблюдательность, воображение, эмоциональность. Главным средством в профессии актера является слово. Сценическая речь - особое искусство.

Что же такое талант? Талант - важное качество, необходимое каждому человеку в любом деле, это проявление способности к какому-либо виду деятельности.

Прослушивание в записи песни «Комедиант» в исполнении К. Меладзе.

1-й рассказчик. Декорация - это оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия. В создании декорационного оформления участвуют многие виды искусств: архитектура, скульптура, живопись, художественное сценическое освещение. Это называют сценографией.

2-й рассказчик. Приспособление, переделка прозаического произведения для сцены называется сценарием.

Ведущий. Однажды, когда репетиция не клеилась к очередной постановке в Художественном театре, когда актеры выходили на сцену без душевного подъема, К. С. Станиславский задумался о природе актерского творчества. Что же это значит? В. И. Даль в Толковом словаре объяснил это так: «Высшее духовное состояние и настроение; восторженность, сосредоточение и необычайное проявление умственных сил». Станиславский задумал открыть тайну вдохновения, его загадку. Потому что в искусстве игры актера эта тайна имеет особенное значение; полагаться на одно вдохновение - слишком ненадежно и рискованно. К актеру вдохновение не должно приходить само по себе. Свое вдохновение он должен уметь вызывать сам, по своей воле, по своему усмотрению. Поэтому должны существовать способы пробуждать в себе душевный подъем, чувство восторга перед предстоящей работой, достигать высшего проявления умственных, душевных и физических сил. В результате многолетних поисков, размышлений и трудов Станиславский и создал свою знаменитую систему воспитания актера - теорию и метод артистической техники. Артистическая техника - это совершенствование пластики, голоса, дикции, жеста, мимики, слуха. Постоянный, повседневный труд. Свою систему Станиславский не придумал. В течение многих лет он наблюдал за творчеством выдающихся мастеров на сцене и за кулисами.

Показ портретов: Станиславского, Мочалова и др. великих мастеров сцены.

1-й рассказчик. Итак, Станиславский утверждает, что только труд и труд дает великолепные результаты актеру.

2-й рассказчик. Займемся инсценировками. Выразительное чтение - это путь приобщения ребенка к миру театра. Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей. Представляя тот или иной персонаж в различных ситуациях, дети огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, негодуют - эмоционально освещают мир отношений.

Игра в театр - это многократное перечитывание, развивающее память, речь, умение говорить перед аудиторией. Игра в театр приобщает ребенка к культуре театра. Афиша, антракт, аплодисменты, анонс, кулисы, репертуар - эти слова помогают познать азбуку театра. А теперь за дело.

В записи звучит русская народная песня «Дили-дили-динь, пришел Петрушка».

А. Рождественская

Там, где радость и потеха,

И Петрушка не помеха,

Припасли и мы для всех

Прибаутки, шутки, смех.

 

Ю. Черных «Егоркины скороговорки»

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки –

За его скороговорки

Я поставил бы пятерки!

Повторяйте, детвора:

«Посреди двора дрова».

 

«Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа».

Петрушка. Антракт - перерыв между действиями спектакля.

Продолжаем скороговорить.

«В перелеске перепел

Перепелку перепел».

 

«Мышь шуршит у шалаша,

Векше шишку шелуша».

 

«Лилии полили ли

Иль увяли лилии?»

 

«Аня нынче нянина,

Нина — няня Анина».

 

«Мамами любимы мы -

Самыми любимыми».

 

То-то буду я в восторге,

Если вы, как я Егорке

За его скороговорки,

Мне поставите пятерки!

Петрушка. Вот еще из «Азбуки театра» новое слово репертуар. Репертуар — все произведения (пьесы), которые исполняются в этом театре.

Петрушка. Анонс - объявление о готовящихся спектаклях. Ведущий. Петрушка много знает о театре. Он умеет знакомиться со зрителями.

В. Берестов

Петрушка.

Эй, белобрысый из первого ряда!

Ты не узнал меня с первого взгляда!

Думаешь, что это за игрушка?

А я - Петрушка!

Остер колпачок,

Еще острей язычок.

Ох, и посмеюсь я сейчас над вами,

Да так, что расхохочетесь вы сами!

Звучит русская народная песня. Петрушка пляшет. Вдруг он останавливается в удивлении, так как дети почти все покинули зал. Петрушка бежит за ними и натыкается на большой плакат, смотрит на него и говорит сам себе словами Я. А. Акима.

Петрушка.

Что случилось в городе?

Куда девались дети?

Не галдят,

Не поют,

Стекла мячиком

Не бьют.

Позабыли дети

Обо всем на свете

Потому что...

Над кассой висит афиша (это такое объявление):

«Спешите!

Всего лишь одно представление

В нашем театре «Улыбка».

Вы увидите сказки, инсценировки,

басни, разучите игры, рифмы».

Петрушка. Пойду-ка и я в этот театр. Может, там буду потешать ребятишек. А вот и театр.

На сцене Лиса.

Лиса. Покажем вам сказку про Сову. Рассказать вам сказочку «Про Сову»?

Дети. Да!

Лиса. Хорошо! Слушайте, да не перебивайте!

ДОКУЧНАЯ СКАЗКА

Обработка М. Булатова.

Летела сова -

Веселая голова.

Вот она летела, летела,

На березу села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

И опять полетела.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

И опять полетела.

 

Кто продолжит?

А теперь не зевай,

Слушай, запоминай

И продолжай...

Дети повторяют и продолжают. Так несколько раз.

Петрушка. Это все хорошо. Нам нравится. Но что-нибудь надо повеселее. Вот и разучим песню «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Дети. Какая хорошая песенка! Она поднимает настроение, хочется играть и веселиться. Просим Петрушку остаться в этом театре.

Петрушка. Я остаюсь! Прошу на сцену музыканта. Играй, пой! Мы тебе подпоем!

Музыкант. Песня «Веселый музыкант» (муз. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).

На сцене появляется Петрушка.

Петрушка. Я люблю природу. Летом перебираюсь в свой летний домик. Зверушки приходят ко мне попрыгать, поиграть.

Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть»

Стоит в лесу избушка

(Выносят макет избушки.)

В ней живет Петрушка

(Он раскланивается зрителям.)

К нему идет зверушка

Попрыгать-поиграть!

Олени,

Носороги,

Медведи из берлоги

Приходят друг за дружкой

Попрыгать-поиграть.

Косули и еноты,

Ежи

И бегемоты

Бегут после охоты

Попрыгать-поиграть.

Названные звери выходят, встают в хоровод. Под веселую русскую мелодию начинают водить хоровод, затем играют.

Петрушка. А теперь сказка. Но сначала - репетиция.

ПЕТУХ И СОБАКА

(русская народная сказка)

Петрушка. Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности... У них только и было, что петух да собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху.

Собака. Давай, брат Петька, уйдем в лес: здесь нам житье плохое.

Петрушка. Вог и пошли они куда глаза глядят. Пробродили целый день, стало смеркаться - пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло - и заснули. Утром только что заря стала заниматься, петух и закричал.

Петух. Ку-ка-ре-ку!

Петрушка. Услыхала петуха лиса, захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать.

Лиса. Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик!

Петух. А за каким делом?

Лиса. Пойдем ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.

Петух. Хорошо! Только мне одному идти никак нельзя: со мной друг.

Лиса. Вот какое счастье привалило. (В сторону, тихо.) Вместо одного петуха будет два. Где же твой друг? Я и его в гости позову.

Петух. Так в дупле ночует.

Петрушка. Лиса кинулась к дуплу, а собака ее цап!

Жил-был Яшка,

Красная рубашка,

На поясе пряжка,

На голове шапка,

На шее тряпка,

В руках - лыка связка,

Хороша ли моя сказка?

Петрушка.

Жил-был дед со старухою.

Была у них избушка.

А в избушке стояла лохань,

А в лохани - мочало.

Не сказать ли вам сказочку сначала?

Смотрите и слушайте!..

Спектакль повторяется, но с участием другой группы актеров-исполнителей.

Ведущий. Вот вам и «Азбука театра». Ее надо изучать. Многое будете знать.

Похожие статьи:

Занятие для детей 1-2 класса. Как правильно чистить зубы

Конспект познавательного игрового занятия о народном творчестве для младших школьников

Танцевальный праздник для детей начальной школы. Сценарий

Музыкальное театрализованное занятие для учащихся начальной школы А. Н. Островский. «Снегурочка»

Занятие по сценической речи для младших школьников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!