Внеклассное мероприятие о театре в начальной школе
Познавательное занятие для младших школьников «Азбука театра»
Цель: воспитание интереса к терминам «азбуки театра»; изучение назначения реквизитов в театре; немного о системе Станиславского.
Оборудование: фонограмма, технические средства, реквизит к спектаклю, песням, играм.
Действующие лица: ведущий, рассказчики (их двое), руководитель, Петрушка, Лиса, дети, Петух, Собака.
Ведущий. Однажды маленький польский мальчик спросил о том, почему людей, совершающих подвиги на войне и в труде, награждают орденами и медалями, а людей, которые веселят нас, не награждают ничем. Взрослые подумали и решили, что мальчик прав. И тогда в Польше был учрежден орден Улыбки. Им награждают людей из всех стран мира. Среди кавалеров этого ордена - учителя, писатели, музыканты, художники, актеры. Первым был награжден наш соотечественник - артист, режиссер, создатель и руководитель главного Театра кукол Сергей Владимирович Образцов.
Искусство актера - это искусство создания образа, положительного или отрицательного лица пьесы. Артист как бы превращается в своего героя, перевоплощается, как говорят в театре. Искусство перевоплощения - очень сложное дело. Актер должен уметь передать характер персонажа. В своей работе он использует движение, речь, голос, жест, мимику.
При этом необходимы память, наблюдательность, воображение, эмоциональность. Главным средством в профессии актера является слово. Сценическая речь - особое искусство.
Что же такое талант? Талант - важное качество, необходимое каждому человеку в любом деле, это проявление способности к какому-либо виду деятельности.
Прослушивание в записи песни «Комедиант» в исполнении К. Меладзе.
1-й рассказчик. Декорация - это оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия. В создании декорационного оформления участвуют многие виды искусств: архитектура, скульптура, живопись, художественное сценическое освещение. Это называют сценографией.
2-й рассказчик. Приспособление, переделка прозаического произведения для сцены называется сценарием.
Ведущий. Однажды, когда репетиция не клеилась к очередной постановке в Художественном театре, когда актеры выходили на сцену без душевного подъема, К. С. Станиславский задумался о природе актерского творчества. Что же это значит? В. И. Даль в Толковом словаре объяснил это так: «Высшее духовное состояние и настроение; восторженность, сосредоточение и необычайное проявление умственных сил». Станиславский задумал открыть тайну вдохновения, его загадку. Потому что в искусстве игры актера эта тайна имеет особенное значение; полагаться на одно вдохновение - слишком ненадежно и рискованно. К актеру вдохновение не должно приходить само по себе. Свое вдохновение он должен уметь вызывать сам, по своей воле, по своему усмотрению. Поэтому должны существовать способы пробуждать в себе душевный подъем, чувство восторга перед предстоящей работой, достигать высшего проявления умственных, душевных и физических сил. В результате многолетних поисков, размышлений и трудов Станиславский и создал свою знаменитую систему воспитания актера - теорию и метод артистической техники. Артистическая техника - это совершенствование пластики, голоса, дикции, жеста, мимики, слуха. Постоянный, повседневный труд. Свою систему Станиславский не придумал. В течение многих лет он наблюдал за творчеством выдающихся мастеров на сцене и за кулисами.
Показ портретов: Станиславского, Мочалова и др. великих мастеров сцены.
1-й рассказчик. Итак, Станиславский утверждает, что только труд и труд дает великолепные результаты актеру.
2-й рассказчик. Займемся инсценировками. Выразительное чтение - это путь приобщения ребенка к миру театра. Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей. Представляя тот или иной персонаж в различных ситуациях, дети огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, негодуют - эмоционально освещают мир отношений.
Игра в театр - это многократное перечитывание, развивающее память, речь, умение говорить перед аудиторией. Игра в театр приобщает ребенка к культуре театра. Афиша, антракт, аплодисменты, анонс, кулисы, репертуар - эти слова помогают познать азбуку театра. А теперь за дело.
В записи звучит русская народная песня «Дили-дили-динь, пришел Петрушка».
А. Рождественская
Там, где радость и потеха,
И Петрушка не помеха,
Припасли и мы для всех
Прибаутки, шутки, смех.
Ю. Черных «Егоркины скороговорки»
Я сегодня был в восторге
От затейника Егорки –
За его скороговорки
Я поставил бы пятерки!
Повторяйте, детвора:
«Посреди двора дрова».
«Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа».
Петрушка. Антракт - перерыв между действиями спектакля.
Продолжаем скороговорить.
«В перелеске перепел
Перепелку перепел».
«Мышь шуршит у шалаша,
Векше шишку шелуша».
«Лилии полили ли
Иль увяли лилии?»
«Аня нынче нянина,
Нина — няня Анина».
«Мамами любимы мы -
Самыми любимыми».
То-то буду я в восторге,
Если вы, как я Егорке
За его скороговорки,
Мне поставите пятерки!
Петрушка. Вот еще из «Азбуки театра» новое слово репертуар. Репертуар — все произведения (пьесы), которые исполняются в этом театре.
Петрушка. Анонс - объявление о готовящихся спектаклях. Ведущий. Петрушка много знает о театре. Он умеет знакомиться со зрителями.
В. Берестов
Петрушка.
Эй, белобрысый из первого ряда!
Ты не узнал меня с первого взгляда!
Думаешь, что это за игрушка?
А я - Петрушка!
Остер колпачок,
Еще острей язычок.
Ох, и посмеюсь я сейчас над вами,
Да так, что расхохочетесь вы сами!
Звучит русская народная песня. Петрушка пляшет. Вдруг он останавливается в удивлении, так как дети почти все покинули зал. Петрушка бежит за ними и натыкается на большой плакат, смотрит на него и говорит сам себе словами Я. А. Акима.
Петрушка.
Что случилось в городе?
Куда девались дети?
Не галдят,
Не поют,
Стекла мячиком
Не бьют.
Позабыли дети
Обо всем на свете
Потому что...
Над кассой висит афиша (это такое объявление):
«Спешите!
Всего лишь одно представление
В нашем театре «Улыбка».
Вы увидите сказки, инсценировки,
басни, разучите игры, рифмы».
Петрушка. Пойду-ка и я в этот театр. Может, там буду потешать ребятишек. А вот и театр.
На сцене Лиса.
Лиса. Покажем вам сказку про Сову. Рассказать вам сказочку «Про Сову»?
Дети. Да!
Лиса. Хорошо! Слушайте, да не перебивайте!
ДОКУЧНАЯ СКАЗКА
Обработка М. Булатова.
Летела сова -
Веселая голова.
Вот она летела, летела,
На березу села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Кто продолжит?
А теперь не зевай,
Слушай, запоминай
И продолжай...
Дети повторяют и продолжают. Так несколько раз.
Петрушка. Это все хорошо. Нам нравится. Но что-нибудь надо повеселее. Вот и разучим песню «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).
Дети. Какая хорошая песенка! Она поднимает настроение, хочется играть и веселиться. Просим Петрушку остаться в этом театре.
Петрушка. Я остаюсь! Прошу на сцену музыканта. Играй, пой! Мы тебе подпоем!
Музыкант. Песня «Веселый музыкант» (муз. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).
На сцене появляется Петрушка.
Петрушка. Я люблю природу. Летом перебираюсь в свой летний домик. Зверушки приходят ко мне попрыгать, поиграть.
Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть»
Стоит в лесу избушка
(Выносят макет избушки.)
В ней живет Петрушка
(Он раскланивается зрителям.)
К нему идет зверушка
Попрыгать-поиграть!
Олени,
Носороги,
Медведи из берлоги
Приходят друг за дружкой
Попрыгать-поиграть.
Косули и еноты,
Ежи
И бегемоты
Бегут после охоты
Попрыгать-поиграть.
Названные звери выходят, встают в хоровод. Под веселую русскую мелодию начинают водить хоровод, затем играют.
Петрушка. А теперь сказка. Но сначала - репетиция.
ПЕТУХ И СОБАКА
(русская народная сказка)
Петрушка. Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности... У них только и было, что петух да собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху.
Собака. Давай, брат Петька, уйдем в лес: здесь нам житье плохое.
Петрушка. Вог и пошли они куда глаза глядят. Пробродили целый день, стало смеркаться - пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло - и заснули. Утром только что заря стала заниматься, петух и закричал.
Петух. Ку-ка-ре-ку!
Петрушка. Услыхала петуха лиса, захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать.
Лиса. Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик!
Петух. А за каким делом?
Лиса. Пойдем ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.
Петух. Хорошо! Только мне одному идти никак нельзя: со мной друг.
Лиса. Вот какое счастье привалило. (В сторону, тихо.) Вместо одного петуха будет два. Где же твой друг? Я и его в гости позову.
Петух. Так в дупле ночует.
Петрушка. Лиса кинулась к дуплу, а собака ее цап!
Жил-был Яшка,
Красная рубашка,
На поясе пряжка,
На голове шапка,
На шее тряпка,
В руках - лыка связка,
Хороша ли моя сказка?
Петрушка.
Жил-был дед со старухою.
Была у них избушка.
А в избушке стояла лохань,
А в лохани - мочало.
Не сказать ли вам сказочку сначала?
Смотрите и слушайте!..
Спектакль повторяется, но с участием другой группы актеров-исполнителей.
Ведущий. Вот вам и «Азбука театра». Ее надо изучать. Многое будете знать.
Похожие статьи:
Музыкальное театрализованное занятие для учащихся начальной школы А. Н. Островский. «Снегурочка»
Занятие по сценической речи для младших школьников
Конспект познавательного игрового занятия о народном творчестве для младших школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!