Урок литературного чтения, 2 класс. Андерсен «Принцесса на горошине»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся со сказкой Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине»; развивать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям; обогащать словарный запас учащихся; поддерживать интерес к зарубежной литературе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение; определять героев произведений; сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходство и различие; пересказывать сказку по составленному плану; инсценировать сказки.

Оборудование: портрет Г.Х. Андерсена, выставка его книг; аудио- или видеозапись сказки Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине»; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение сказки.

III. Речевая разминка

— Научитесь читать скороговорку.

Король на корону копейки копил,

Да вместо короны корову купил.

А этот король на корову копил,

Да вместо коровы корону купил.

В. Бахревский

— Кто такой король?

Король — государь, управляющий королевством.

IV. Постановка целей урока

Сегодня мы познакомимся со сказкой Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине». Продолжим учиться инсценировать сказки.

V. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя о Г.Х. Андерсене

Материал для учителя

Ганс Христиан Андерсен (1805—1875) — датский писатель, сказочник. Родился в семье бедного сапожника. После смерти отца мать отправила его в 1819 г. в Копенгаген, где он некоторое время очень бедствовал. Вскоре у юноши появились покровители — профессор консерватории Сибони, композитор Вейзе, поэт Гольдберге и конференц-советник Коллине. При их содействии Андерсен поступил в театральное училище и продолжил образование. Во время учебы в гимназии Ганс Христиан уже обратил на себя внимание публики несколькими стихотворениями. В 1828 г. при поступлении в университет его имя было известно широкой публике. Активная литературная деятельность Андерсена выразилась в целом ряде произведений, которые были написаны как на родине, так и во время путешествий. Его стихотворения, выходившие с 1830 г., отличаются большим чувством и богатой фантазией.

Андерсен писал также драматические произведения и оперы, пьесы для театра.

В 1835 г. в свет вышли «Сказки, рассказанные детям». Андерсен, уже снискавший первый успех несколькими «взрослыми» сочинениями, и помыслить не мог, что именно сказки — столь несолидный, «несерьезный» жанр — сделают его всемирно известным. Он считал их всего лишь развлечением, «милыми пустяками», не имевшими особой литературной ценности. Тем более что в тот же самый год в продажу поступил первый роман писателя «Импровизатор».

— Из какой страны этот сказочник? {Из Дании.)

— В его сказках, как и в жизни, правил король. А в России кто правил в давние времена? (Царь.)

2. Словарная работа

Принцесса — 1. Титул представителя потомка монархов (королей, царей), наследник престола. 2. (иронич.) О том, кто чересчур привередлив, чувствителен к неудобствам.

Тюфяк — мешок, набитый сеном и служащий матрасом.

Перина — мешок, набитый пухом или перьями.

Кунсткамера — музей, собрание редкостей, диковинных предметов.

VI. Физкультминутка

Вышли детки на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком:

«Зайка, зайка, попляши,

Твои лапки хороши!»

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

VII. Закрепление изученного

1. Чтение и обсуждение сказки

(Сказку читают учащиеся.)

— Как выглядела принцесса, которая постучалась в ворота?

— В какой момент все поняли, что принцесса настоящая?

— Как вы думаете, в каких ситуациях можно употребить выражение «принцесса на горошине»? Приведите примеры.

(Выразительное чтение сказки с элементами инсценирования.)

2. Мини-викторина

1. Кто хотел жениться на принцессе? (Принц.)

2. Какой должна быть принцесса? (Настоящей.)

3. Какая погода была в тот вечер, когда появилась принцесса? (Гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра.)

4. Кто решил проверить принцессу? (Старая королева.)

5. Сколько было тюфяков? (Двенадцать.)

6. Сколько было перинок? (Двенадцать.)

7. Что было с принцессой после той ночи? (Все тело было в синяках.)

8. Куда попала горошина? (В кунсткамеру.)

VIII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

— Какую сказку мы читали на уроке?

— Кто ее автор?

— Какой представляет себе принцессу Г.Х. Андерсен?

— Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой?

Домашнее задание

Подготовить краткий пересказ сказки «Принцесса на горошине».

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения по ФГОС «Школа России», 2 класс. Барто «Дело было в январе»

Урок литературного чтения, 2 класс. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Берестов «Кошкин щенок»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России

Урок литературного чтения И. Крылов «Стрекоза и Муравей», 2 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!