Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Охрана природы зимой. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Охрана природы зимой»

Цель: познакомить с правилами поведения зимой в парке, сквере, лесу, со способами подкормки зверей и птиц.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соблюдать чистоту во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу - не оставлять после себя мусор, изготавливать простейшие кормушки для птиц; узнают особенности жизни зимой некоторых диких животных.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, книга «Великан на поляне», куклы Мальчик и Девочка, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, значки правил поведения в лесу, фотографии животных (филин, тигр, белый медведь, синица, свиристель, королек).

Примечание: заранее подготовленные ученики рассказывают о животных Красной книги.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

— Отметьте правильные ответы.

1. Какое правило охраны здоровья надо выполнять зимой?

а) меньше гулять

б) одеваться очень тепло

в) заниматься зимними видами спорта             +

г) одеваться легко

2. Какой предмет необходим зимой на улице?

а) мяч                   в) зонт

б) панама             г) варежки             +

3. Какой овощ надо есть зимой, чтобы реже болеть?

а) чеснок               +       в) свеклу

б) капусту                       г) огурец

4. Почему осенью и зимой дети чаще болеют?

а) снижается иммунитет            в) плохо питаются

б) из-за переохлаждений           г) мало гуляют             +

3. Фронтальный опрос

— Как укрепить здоровье зимой?

— Как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре? (Учащиеся одевают кукол-помощников, показывая, что в сильный мороз одежда должна быть многослойной, а в ветреную погоду — непродуваемой.)

— Где можно кататься на коньках, лыжах и санках, играть в хоккей?

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель вместе с учениками рассматривает детские работы.)

— Ребята, этот необыкновенный зимний лес создан нашими руками, фантазией, творчеством. Как вы думаете, от какого слова образовано слово «творчество»? А слово «творить» на какие слова похоже? (Делать, создавать.)

Значит, творить - делать, создавать что-нибудь прекрасное, замечательное.

— Как вам кажется, можно ли создавать и не беречь, не защищать, не любить свое творение? Не охранять его от бед? (Ответы учеников.)

— Вот и давайте представим себе, что мы — лесники в этом дивном лесу. Кто знает, что делает лесник? (Охраняет лес, природу.)

Сегодня на уроке будем говорить об охране природы зимой.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Охрана природы зимой. Возраст этого нарисованного леса — всего несколько дней. А в нашей игре это может быть вековой лес. Он пережил уже много весен и зим. Вы как лесники должны ухаживать за ним во все времена года. И вот к вам приехали дети на экскурсию и захотели узнать, как нужно охранять природу.

(Учитель достает кукол-помощников.)

— Что бы вы могли им рассказать, объяснить? (Ответы учеников.)

А вот и следующие вопросы наших экскурсантов.

— С кем «дружит» ель? Какие представители Красной книги живут в вашем лесу?

(Ученики от имени кукол-помощников отвечают на вопросы экскурсантов.)

А теперь можно отправляться в путешествие по зимнему лесу!

(Учитель начинает «путешествие» по рисункам учеников, как по уголкам леса. Отмечает в рисунках необычность, отличия от других работ, подчеркивая индивидуальность каждого рисунка, его сильные стороны.)

Заботливой хозяйкой пришла в наши леса зима. Вот холм у опушки. Шаловливый ветер взял да и сдул с него белую шапку. Нужно ее надеть. В тяжелые снеговые шубы нарядила зима ели да сосны, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки. Даже о веточках не забыла — дала им пуховые варежки. И рябине подарок — белая шаль. Из-под нее гроздья ягод, словно серьги, виднеются.

Вот из-за серой тучки выглянуло солнышко. Заискрилось все вокруг, засверкало, вздрогнули и потянулись к солнцу мохнатые веточки елок. Уж не нарядом ли своим хвастаются?

Настойчивее стучит дятел. В такую пору и усталости не чувствуется. Вышла из дупла белка. Хочется и ей на солнышке погреться. Веселее перекликаются птицы. Обрадовались ласковому солнышку.

А воздух искрится, словно пронизанный мерцающими пылинками. Легко дышится в зимнем лесу. Хорошо провести здесь выходной день.

(По ходу «экскурсии» учитель прикрепляет к стенду одну за другой наклейки рисунков-значков, с помощью которых зашифрованы правила поведения в лесу.)

— Ребята, вы обращали внимание, что в каждом лесу есть знаки-предупреждения о правильном поведении. Наш лес не исключение. Нужно объяснить гостям зашифрованные правила охраны природы зимой. (Ответы учеников.)

(Учитель дополняет описание детьми каждого знака чтением текста на с. 52-53 учебника.)

— Какие еще правила охраны природы зимой вы можете предложить? (Ответы учеников.)

Теперь давайте проверим, что поняли, запомнили наши экскурсанты, и спросим их, как зимой можно участвовать в охране природы.

(Желающим ответить учитель дает в руки куклу-помощника, учащиеся отвечают за нее.)

Теперь сделаем небольшой привал и послушаем «рассказ леса».

(Учитель читает рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне» (с. 91—92).)

— Давайте подумаем, как лучше организовать соревнования, о которых говорится в рассказе. (Ответы учеников.)

По страницам Красной книги. Мы перейдем в заповедную часть нашего леса. Здесь обитают животные, которых все реже можно встретить в живой природе. И в настоящей жизни они живут в разных уголках Земли. И встреча, например, белого медведя с тигром в живой природе невозможна. Объединяет их, к сожалению, Красная книга, под обложкой которой они нашли защиту. Но в сказочном лесу все возможно, и мы можем познакомить наших гостей с удивительными обитателями лесного зоосада.

(Учитель вывешивает на доску поочередно изображения филина, тигра, белого медведя.)

2. Сообщения учащихся

— Что вы можете рассказать об этих животных? (Ответы учеников.)

(Заранее подготовлены учащиеся рассказывают о животных. См. материал для учителя к уроку.)

V. Физкультминутка

На реке живет енот,

Чешет лапкой он живот,

Своим хвостиком виляет,

Кверху лапки поднимает,

Шустро он по кочкам скачет

И запас под корень прячет.

Он среди воды живет,

Добродушный наш енот.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 28)

— Прочитайте, выполните задание.

Задание 2 (с. 28)

— Прочитайте, выполните задание.

(Заранее подготовленные ученики рассказывают о птицах. См. материал для учителя к уроку.)

Задания 3, 4 (с. 29)

— Прочитайте, выполните задания.

VII. Рефлексия

- Пора возвращаться из зимнего леса домой. Давайте попросим кукол рассказать, что они поняли из сегодняшней беседы. В рассказе им помогут знаки-предупреждения. Пусть это станет выводом из сегодняшней прогулки по лесу.

(Учитель предлагает дать краткое разъяснение по каждому из рисунков-значков. Отвечающему ученику дает в руки куклу- помощника. «Экскурсанты» покидают сказочный лес, ученики провожают их, машут руками на прощание.)

- Какие меры охраны животных, о которых рассказано на этих страницах, вы можете предложить?

VIII. Подведение итогов урока

Ребята, конечно, мы понимаем, что это была игра. Но ведь названные нами правила очень важны и в жизни. Им нужно следовать на прогулке во дворе, в парке, сквере, настоящем лесу. Тогда мы останемся создателями красоты не только на бумаге, в наших рисунках, но и в настоящей жизни. Быть создателями красоты несложно. Главное — сохранить в себе неравнодушное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе.

(Один из учеников читает вывод на с. 55 учебника.)

— Согласны ли вы с этим выводом?

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 52—55), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 55).

2. Выполнить задание 5 (с. 29) в рабочей тетради.

Материал для учителя

Амурский тигр

Амурский, или уссурийский, тигр — животное, которое можно справедливо назвать самым, самым, самым. Это один из самых крупных хищных наземных млекопитающих — его длина от кончика носа до хвоста почти 3 м, хвоста —1м, масса 160—270 кг (крупнее только медведи Камчатки и Приморья). Он очень сильный зверь, который легко справляется с лосем, а тушу массой 100 кг не только переносит в зубах, но и перепрыгивает с ней препятствие высотой в рост человека.

Это одна из самых красивых хищных кошек на планете. А «благодаря» человеку еще и самая редкая. Амурский тигр занесен в Красную книгу Международного союза охраны природы, Красную книгу РФ.

Он обитает на юго-востоке России, в охраняемой зоне по берегам рек Амур, Уссури в Хабаровском и Приморском краях. Больше всего этих зверей в предгорьях Сихотэ-Алиня в Лазовском районе Приморского края, где на территории заповедника живет каждый шестой амурский тигр.

Люди стараются сохранить амурского тигра, но ситуация до сих пор остается сложной. Сейчас в России этих зверей осталось около 500 особей.

Питается тигр исключительно животной пищей. Охотится он ночью. Основная добыча — копытные животные: изюбрь (восточноазиатский олень), пятнистый и благородный олени, косуля, лось, кабан. Но тигр не прочь поймать и рысь, и медведя, не побрезгует он и мелкими хищниками. Для сытого существования тигру нужно около 50—70 животных в год.

Амурский тигр — прекрасный охотник, но и его добыче нельзя отказать в силе и ловкости. Лишь каждое десятое нападение заканчивается для тигра трапезой. В поисках пищи тигр может пройти 80—100 км. Идет он не спеша, шагом длиной 80 см. Тигр — один из немногих кошачьих, который любит воду и может без труда переплыть реку.

Выслеживая дичь, тигр полагается на прекрасное зрение и слух. Обоняние, как у всех кошачьих, у него слабоватое. Зверь старается подкрасться к добыче как можно ближе, чтобы настичь ее в несколько крупных прыжков. Нападает тигр стремительно: мгновенно валит жертву и перекусывает ей горло.

Изредка, в голодные и трудные годы, тигр выходит к населенным пунктам, может забраться в коровник, с удовольствием ловит собак. Попадая в стадо беззащитных животных, тигр впадает в охотничий раж — уничтожает все живое. Так, однажды в коровнике в Приморском крае он убил 22 коровы за 10—15 мин.

На человека тигр нападает очень редко, уходит даже от ранившего или преследующего его охотника. Рассказы о тиграх-людоедах — чаще всего лишь попытки оправдать безнаказанное убийство этих животных.

Тигры легко переносят даже 30-градусные морозы, поэтому период размножения у них не привязан к определенному времени года. Самка рождает 3—4 слепых детеныша. С двух месяцев тигрята питаются принесенным мясом, хотя до полугода продолжают пить материнское молоко.

Двухлетние тигры уже способны охотиться самостоятельно. В неволе тигр может прожить до 40 лет, но в природе доживает примерно до 15.

Филин

Иногда по ночному лесу прокатывается громкий ухающий крик «хуу-гу» и жуткое верещание, от которого мороз по коже. Будто нечистая сила объявилась. А это всего лишь житель наших лесов — филин о своем присутствии заявляет. Он — самый большой представитель многочисленного отряда сов, величиной почти с гуся. Клюв у него загнутый, острый. Хищник ведь. Торчащие на голове перья похожи на уши. Оранжево-красные круглые глаза моргают по-человечьи.

Филин хорошо видит в темноте. Поэтому ночью охотится, летая бесшумно. Днем отдыхает в укрытии. Питается грызунами, птицами, рыбой и даже молодыми копытными животными.

Филины живут постоянными парами. Гнездятся на земле, на скалах и обрывах. Сами гнезда строят редко, чаще занимают жилье других хищных птиц. Самка откладывает 2—3, иногда 4 и даже 5 яиц, насиживает их 34—35 дней. Птенцы рождаются опушенными, но слепыми. Родители кормят их два месяца.

За последние годы численность филинов резко сократилась. Они взяты под охрану.

Белый медведь

Самый крупный хищник суши. Живет во льдах Арктики. Зимой заходит в тундру поспать в берлоге, но ненадолго. Только беременные медведицы остаются на берегу по полгода и дольше, пока не произведут и не выходят свое потомство.

Медвежата рождаются зимой в берлоге, напоминающей пещеру. Они слепы и беззубы, величиной с месячного котенка. Через месяц они прозревают, через два у них прорезаются зубы. А в возрасте 3 месяцев они уже всюду следуют за матерью, перекатываясь, будто пушистые шарики.

Потомство у белых медведей появляется редко, раз в 2—3 года. Первый раз медведица приносит всего одного медвежонка. В последующие годы — от двух до четырех.

Питаются белые медведи в основном тюленями. Особенно любят поохотиться на нерпу. Сидят у полыньи, как рыбаки у лунки. А чтобы нерпа раньше времени не разоблачила охотника, прикрывают свой черный нос лапой. Когда еды мало, белые медведи не брезгуют всякой падалью, например, дохлой рыбой. Могут ограбить склад, где люди хранят продукты.

На всей земле насчитывается не более 30 тыс. белых медведей. В нашей Арктике немногим более 10 тыс. У нас белые медведи охраняются с 1956 г.

Синицы

Синицы — одни из самых подвижных пернатых. Весь день ни минутки не ведают покоя, а всегда чем-нибудь заняты: перелетают с дерева на дерево и без устали лазают по ветвям.

Только яркие желтые грудки мелькают, точно солнечные зайчики, на фоне белого снега и темных деревьев. На земле синицы, правда, очень неловкие, а потому никогда долго внизу не остаются. Зато на ветках они — настоящие акробаты. Ловко прыгают вперед и назад, снизу цепляются, лазают прекрасно, могут пробраться сквозь самые запутанные заросли. Умеют не только держаться, но и работать в самых разнообразных положениях.

Синицы приносят человеку большую пользу. Эта маленькая птичка может столько вредных насекомых уничтожить, что сразу и не поверишь. Люди ее старания давным-давно заметили. Там, где гнездо синички находится, вредителей с каждым днем все меньше и меньше становится. Мало кто из птиц умеет так основательно обыскать какой-нибудь участок сада и разыскать притаившихся насекомых.

А зимой синички питаются семенами. Они частые гости в столовой барабанщика-дятла и к кормушкам, заботливо повешенным людьми, наведаться любят. Особенно нравится им подмороженное сало. Будешь кормушку для птиц устраивать, не забудь кусочек несоленого сальца для синичек повесить.

Снегири

Иные птахи, чуть холодать начнет, к теплому югу торопятся. А снегири, наоборот, с первым снегом в наши края прилетают. И название этой птицы со словом «снег» связывают. Люди приметили, что, чуть снег выпадет, эти птицы появляются.

Кормятся снегири на рябинах, кленах, кустах калины. Обрывают ягоды и расклевывают семена, а мякоть плодов выбрасывают. Красногрудые постоянно перекликаются коротким мелодичным свистом, а как наедятся, усаживаются на веточках и запевают песенки. Снегири — милые и нежные птицы. Поют чисто, мелодично.

Снегири — птицы солидные. Не торопясь, перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам (которые окрашены так же, лишь грудь буровато-серого цвета) лучшие грозди рябины.

Свиристели

Гнездятся свиристели в северных хвойных лесах и березовых рощах. Летом их главная пища — несметные полчища комаров. Зимой приходится довольствоваться ягодами. С сородичами свиристели очень дружелюбны и с другими пернатыми отлично ладят. Их часто можно увидеть у кормушек в компании синиц, снегирей и воробьишек.

К нам свиристели прилетают зимовать. Переселяться им приходится из-за обильного снега, он в северных лесах все ягоды заносит. Вообще-то, свиристели неохотно покидают однажды выбранное, облюбованное место. Да и особенно подвижными птицами их не назовешь.

Живут свиристели в основном на деревьях. На землю спускаются только водицы попить да искупаться. Купаться они любят, могут даже, не страшась холода, среди глыб льда плескаться. На земле птицы чувствуют себя неуютно, беспомощно прыгают по ее поверхности. Зато, собирая ягоды, бойко лазают вверх-вниз по веткам.

У каждой птицы гладко зачесанный назад хохолок, на хвосте желтая лента, а на крыльях, если присмотреться поближе, ярко-красные лакированные пластиночки. Таких больше ни у кого нет.

Во время перелетов свиристели любят передохнуть там, где заметят на ветках ягоды. Заодно и подкрепиться можно! Склевав угощение, птицы летят дальше. Полет свиристелей отличается необыкновенной легкостью, красотой, быстротой.

Корольки

Королек — малютка, весь-то со стрекозу, да хвойные ели ему дом Родной.

Бесшумно перепархивает королек по веткам, словно с этажа на этаж. Теребит висячий мох, отколупывает чешую с сучьев, и желтые перышки па голове его как золотая корона.

Неугомонен, деятелен королек — неспроста он прозван в народе «гвоздиком». Подлинно гвоздик: для всякой щелки, куда бы ни спрятались мошки и паучки на зиму. По миллиону вредителей леса уничтожает он в год.

Ветер сдувает королька с вершин елей, снегом засыпает пурга, пробирает насквозь мороз... Не сдается, упрямый, несет вахту в хвойном море лесов.

По И. Полуянову

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Невидимые нити. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Весна в неживой природе. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зима в мире растений. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Будь здоров. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Деревья и кустарники осенью. УМК «Перспектива»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!