Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зима в мире растений. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Зима в мире растений»

Цель: закрепить знания о зимних погодных явлениях и состоянии природы зимой, полученные на предыдущих уроках и экскурсии.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам, использовать различные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», аудиозапись песни «Наш край» («То березка, то рябина...») (муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца), фотографии растений и их плодов (береза, осина, дуб, липа, клен, ясень, вяз, рябина, ель, сосна, можжевельник, кедровая сосна, пихта, копытень, земляника, заячья капуста, брусника, клюква, черника).

Примечание: заранее подготовленные ученики читают стихи о зимней природе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Фронтальный опрос

— Что вам особенно запомнилось на прогулке?

(Учитель и ученики слушают фоторассказы о зимней прогулке.)

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись песни Д. Кабалевского «Наш край».)

- Догадались ли вы, чему будет посвящен наш урок? (Ответы учеников.)

Сегодня на уроке будем говорить о нашем крае зимой.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 20 учебника. Учитель вывешивает на доску фотографии с видами зимней природы.)

- На экскурсии мы видели много картин зимней природы в парке. А как выглядит лес после снегопада? (Заснеженный лес спит спокойно, безмятежно.)

- Какое настроение вызывают изображения заснеженного леса? (Ответы учеников.)

Действительно, как в сказке, как во сне: тихо, спокойно. Русские поэты очень любили воспевать такие картины природы.

(Заранее подготовленные ученики читают стихотворения русских поэтов о красоте зимней природы.)

2. Сообщения учащихся

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

 

И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован.

Легкой цепью пуховой...

 

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Ф. Тютчев

- Какие слова используют поэты, рисуя сказочность леса после снегопада? (Околдован, заколдован, сказка сна, волшебный, окован, дремлет, очарован и т. д.)

Видите, даже слова подобраны поэтами «сказочные».

3. Беседа

- Что помогает дереву выжить в холодную зиму? (Ответы учеников.)

Лиственные деревья зимой. Деревья, собрав за лето силы, к зиме перестают питаться, расти, погружаются в глубокий сон.

Много выделяют тепла листья — долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья дают тепло и предохраняют корни деревьев от промерзания.

Мало того, на каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза. Все лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую пробковую ткань. Пробка не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в ее порах и не дает источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще у него пробковый слой. Вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкой корой на стволиках и ветках.

Но самая лучшая защита от морозов — пушистое снежное покрывало. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.

— Без листьев все деревья и кустарники кажутся похожими. На прогулке мы учились определять лиственные деревья. По каким признакам можно различить деревья? (По коре, по сохранившимся листьям, по плодам.)

— Как можно отличить по цвету коры ствола березу от осины? (У березы ствол белый, у осины зеленоватый.)

— Можно ли отличить ствол дуба от ствола липы? (У дуба ствол мощнее, чем у липы. Дуб можно узнать по оставшимся сморщенным сухим листьям.)

— Как еще можно узнать деревья? (По плодам.)

— Какие плоды деревьев мы видели на прогулке? (Ответы учеников.)

— Установите соответствие. Соедините линиями слова каждого столбика.

Клен                  Яблоко

Ясень                Крылатый орешек (семечко, окруженное крылаткой)

Вяз                     Крылатка (семечко с двумя крылышками)

Липа                   Крылатка (семечко с одним крылышком)

Рябина               Орешки

Ответ: клен — крылатка (семечко с двумя крылышками); ясень — крылатка (семечко с одним крылышком); вяз — крылатый орешек (семечко, окруженное крылаткой); липа — орешки; рябина - яблоко.

Действительно, ягоды рябины ученые относят к плодам-яблокам. Яркие плоды рябины, начинающие созревать в конце лета, часто называют ягодами, хотя по своему строению они соответствуют плодам яблони. Яблочки рябины, каждое не больше сантиметра в диаметре, собраны в гроздья по 25—40, а то и по 50 штук. В каждом из яблочек 4, а иногда 8 мелких семян.

В плодах рябины не только красота, но и большая польза, хотя они и с горьким привкусом. Да ведь знающие люди и не едят их в эту пору. Дожидаются, когда ударят первые морозы. Тогда и собирают ягоды. Холод отбивает у них горечь, а все полезные вещества сохраняются.

Особенно много в рябине витамина С — как в лимоне и черной смородине. По количеству каротина может поспорить с морковью. А еще плоды рябины богаты сахарами, витамином А, яблочной кислотой и дубильными веществами.

Хвойные деревья зимой. Зимой в заснеженном лесу зеленые, в белых шапочках и белых шарфиках елочки и сосны — первые красавицы.

— Почему хвойные деревья зеленые весь год? (Примерный ответ. Если лиственное дерево останется зимой с зелеными листьями, то погибнет от недостатка влаги, так как листья испаряют воду. Хвойные деревья хорошо переносят засуху. Хвоинки имеют множество приспособлений для сохранения влаги: толстую кожицу, восковой налет.)

— А еще почему остаются зелеными хвойные деревья? (Это происходит потому, что смола мешает промораживанию стволов, в них сохраняются соки.)

— На экскурсии мы с вами не только смотрели, но и нюхали ветки деревьев, стараясь ощутить запахи зимнего леса. Вам нравится запах елочки? Чем она пахнет? (Новогодним праздником.)

— Какое настроение создает этот запах? Вы слышали когда-нибудь о фитонцидах?

Все растения выделяют особые вещества — фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Для микробов это смертельные яды, а для человека они полезны. Чемпионы по выделению фитонцидов — хвойные деревья. Воздухом хвойных лесов полезно дышать всем людям, но особенно людям с заболеваниями дыхательных путей.

4. Работа по учебнику

С. 22

— Прочитаем текст о можжевельнике.

— Вспомните, как мы отличали ель от сосны. Чем интересны иголки кедровой сосны? А хвоя лиственницы? А хвоя пихты? (Сосна — длинные хвоинки расположены по две в пучке, ель — короткие колючие хвоинки расположены спиралью вокруг ветки, пихта — короткие мягкие хвоинки расположены спиралью вокруг ветки, кедровая сосна — длинные хвоинки расположены по пять в пучке.)

— Как еще можно различить хвойные деревья? (По шишкам.)

(Учитель показывает шишки, учащиеся определяют, каким деревьям они принадлежат.)

— Выполните задание в рубрике «Откроем атлас-определитель» на с. 23 учебника.

— Как зимуют кустарники? (Ответы учеников.)

Кустарники и травы зимой. Холодное время проводят кустарники в состоянии покоя. Веточки покрыты специальным защитным слоем, который предотвращает испарение влаги. Растения покрыты снегом. Поэтому их корни укутаны, словно пуховым одеялом. Им под снегом тепло и уютно.

— Как зимуют травы? (Ответы учеников.)

Некоторые из трав словно прячутся на зиму в землю. У них в зимнее время сохраняются живыми только подземные органы — корни, а вся надземная часть отмирает. Другие травы сохраняют зимой зеленые листья. Это копытень, земляника, заячья капуста.

Под снегом зимуют и маленькие кустарнички - брусника, клюква и черника. Черника теряет осенью свою листву и зимует в виде голых кустиков, у нее остаются только зеленоватые тонкие прутики. Брусника и клюква, наоборот, остаются всегда зелеными, сохраняют листья на зиму. Их внешний вид мало меняется на протяжении всего года.

— Откройте учебники на с. 21. С помощью атласа-определителя узнайте на рисунке растения, которые зимуют под снегом.

V. Физкультминутка

Дом построен у сугроба.

А какой вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.

А какой ширины?

Вот такой ширины.

Погляди-ка, потолки ледяные,

Высоки-превысоки, кружевные.

Мы по лестнице шагаем,

Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем,

Справа — хлоп, слева — хлоп.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 12)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

Задание 2 (с. 12)

(Выполняется с последующей взаимопроверкой.)

Задание 3 (с. 13)

— Прочитайте, выполните задание.

VII. Рефлексия

Игра «Узнай дерево»

(Учитель приносит на урок ветки хвойных растений, плоды лиственных деревьев.)

— Узнайте хвойное дерево. Узнайте лиственное дерево. (Далее учащиеся работают по вопросу в рубрике «Подумаем!» на с. 23 учебника.)

VIII. Подведение итогов урока

— Как зимуют растения?

— Почему в жизни растений происходят эти изменения?

— Прочитаем выводы учебника.

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 20—23), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 23).

2. Выполнить задание 4 (с. 13) в рабочей тетради (задание необходимо приготовить как вопрос-загадку для своего соседа по парте).

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Деревья и кустарники осенью. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Невидимые нити. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Будь здоров. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Весна в неживой природе. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Охрана природы зимой. УМК «Перспектива»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!