Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Невидимые нити в весеннем лесу. УМК «Перспектива»
Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Невидимые нити в весеннем лесу»
Цель: познакомить со связями в весеннем лесу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять взаимосвязи между растениями и животными в весеннем лесу, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, аудиозапись песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева), фотографии животных и растений (ива, шмель, оса, бабочка, яблоня, вишня, медуница, полынь, береза, кукушка, гусеница), распечатки текста «Ивовый пир» (Н. Сладков).
Примечание: заранее подготовленный ученик пересказывает текст «Незваные гости» (Н. Сладков).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Индивидуальные задания
— Подчеркните правильный ответ.
1) Какие птицы селятся в домиках, сделанных для них человеком?
Стрижи, ласточки, скворцы, дятлы.
2) У каких животных весной изменяется окраска шерсти?
Зайцы, медведи, белки, бобры.
3) Какое животное просыпается весной после зимней спячки?
Заяц, лиса, барсук, лось.
4) Какие птицы прилетают к нам последними?
Ласточки, утки, скворцы, грачи.
5) Какие птицы улетают от нас весной на север, в таежные леса?
Грачи, соловьи, овсянки, свиристели.
3. Фронтальный опрос
— Почему весной птицы возвращаются на родину?
— В каком порядке они прилетают? Почему?
— Как меняется жизнь животных весной?
— Сделайте свое сообщение о птице. Какими источниками информации вы пользовались?
III. Самоопределение к деятельности
(Звучит аудиозапись песни И. Николаева «Расскажите, птицы».)
— Догадались ли вы, о ком мы будем говорить на уроке? Сегодня мы будем говорить о невидимых нитях в весеннем
IV. Работа по теме урока
1. Работа с загадками
(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 90 учебника.)
— Отгадайте загадки.
Как это скучно — сто лет без движенья
В воду глядеть на свое отраженье.
Свесила гибкие ветки с обрыва
Нежная, тихая, грустная... (ива).
Его фигура подвела —
Гораздо толще, чем пчела.
Полоски, словно у осы,
На брюшке капельки росы.
Смотри, он плюхнулся на хмель —
Большой, мохнатый, толстый... (шмель).
Встреча с ней — одна беда,
Нос, как острая игла.
В щель забьется, вроде спит.
Только тронешь — зажужжит. (Оса.)
Живу червячком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу.
Неподвижно лежу,
Но снова весной оживаю,
Свой дом покидаю,
Над лугом порхаю. (Бабочка.)
(Учитель вывешивает фотографии на доску.)
— Как вы думаете, есть ли связь между этими живыми существами? (Ответы учеников.)
(Учитель раздает ученикам распечатки текста.)
Ивовый пир
Зацвела ива — гости со всех сторон. Кусты и деревья еще голые, серые; ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Каждый ивовый барашек — пуховый желтый цыпленок: сидит и светится. Пальцем тронешь — пожелтеет палец. Щелкнешь — золотой дымок запарит. Понюхаешь — мед.
Спешат гости на пир.
Шмель прилетел — неуклюжий, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.
Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди ободки на животах лопнут.
Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолетики.
Жуки какие-то копошатся. Мухи жужжат. Бабочки крылья распластали.
Шершень на слюдяных крыльях полосатый, злой и голодный, как тигр. Все гудят и торопятся: зазеленеет ива — пиру конец.
Н. Сладков
— Как ива привлекает, зовет к себе насекомых? (Ива цветет первой, пока все деревья еще голые. Привлекает насекомых ярким цветом, запахом.)
— Расскажите, кто прилетел на ивовый пир.
— Значит, для всех этих насекомых ива — это... (кормилица).
— А что дают насекомые иве? (Ответы учеников.)
Насекомые опыляют растение. Они невольно переносят с женского на мужской цветок цветочную пыльцу. Для растения это очень важно: без опыления у него не будет плодов и семян!
2. Работа по учебнику
С. 90-92
— Рассмотрите рисунок. Расскажите, какая ива весной. (Ярко- желтая, вкусно пахнущая.)
— Почему растение выбрало себе такой наряд? (Чтобы привлечь насекомых.)
— Какие насекомые питаются нектаром и пыльцой ивы?
— Что дают насекомые иве? (Опыление.)
— Рассмотрите схему на с. 91. Объясните, почему стрелки на схеме направлены в обе стороны. (Польза для растения и животных обоюдная.)
— Важно помнить, что растения с яркими цветами и нектаром привлекают к себе насекомых, которые, питаясь нектаром, опыляют растения.
— Вспомните, какие еще растения имеют яркие цветы и сильный запах. (Медуница, фиалка, мак, шиповник, роза, табак душистый, яблоня, вишня.)
Эти растения опыляют насекомые. Яркие цветы и сильный запах привлекают насекомых. Те растения, которые этого не имеют (лебеда, полынь, береза, орешник, ель, сосна), опыляются ветром.
(Учитель показывает фотографии растений, сравнивает.)
— Рассмотрите схему на с. 92 учебника.
— Мы только что видели, что насекомые (бабочки, шмели, пчелы) полезны для цветущих растений, потому что, питаясь, одновременно опыляют их. А гусеницы, которые питаются листьями, цветами и семенами растений, полезны для растений?
— Что будет, если гусениц станет слишком много?
— Кто может помочь деревьям?
— Взгляните на рисунок. Кто питается гусеницами?
— Значит, птицы полезны для растений. А зачем птицы ловят гусениц?
(Учитель показывает фотографию кукушки.)
— Какая это птица? Вредная она или полезная?
Мы знаем, что кукушка отличается от других птиц. Наверное, всем известно, что она подкладывает яйца в чужие гнезда и что птенцы кукушки выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. Оказывается, люди не правы, считая, что кукушка — плохая мать. Наоборот. Она единственная из птиц, которая питается ядовитыми мохнатыми гусеницами. Но птенцы их есть не могут, поэтому кукушка и подкидывает свои яйца в гнезда к другим птицам, чтобы они кормили кукушонка мошками и съедобными гусеницами.
— Важно помнить, что птицы, как и хищные звери, играют роль санитаров леса. Давайте послушаем рассказ о том, как животные помогают друг другу в весеннем лесу.
3. Сообщения учащихся
(Заранее подготовленный ученик делает сообщение «Незваные гости». См. материал для учителя к уроку. Затем учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Подумаем!» на с. 93 учебника.)
— Приведите свой пример невидимых нитей в весеннем лесу.
V. Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто из нас вот так шагал —
Не споткнулся, не упал?
Вот мы в лес пришли,
Белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок —
Положу их в кузовок.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1 (с. 50)
— Прочитайте, выполните задание.
— В каком направлении вы будете проводить стрелки? (В обе стороны.)
— Объясните, почему стрелки направлены в обе стороны.
Задание 2 (с. 51)
— Прочитайте, выполните задание.
Задание 3 (с. 51)
— Прочитайте, выполните задание.
— Расскажите, какой пример вы привели.
VII. Рефлексия
— Что вам понравилось на уроке?
— Какое задание оказалось сложным?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие невидимые нити есть в весеннем лесу?
— Как растения помогают животным?
— Как животные помогают растениям?
— Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет сделать его? (Ответы учеников.)
(Один из учеников читает вывод на с. 93 учебника.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике (с. 90—93), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 93).
2. Выполнить задание 4 (с. 51) в рабочей тетради.
Материал для учителя
Незваные гости
Пробил дятел в кленовой коре дырочку — напился сладкого сока.
За дятлом долгохвостая синица прилетела — тоже носик помочила. За долгохвостой — лазоревка: три капельки выпила.
Улетели птицы — насекомые собрались. Мухи прилетели. Две бабочки-крапивницы. Траурница-красавица.
Все сладкий сок сосут — улетать не собираются.
Муравьишка приполз — усами шевелит.
Комарик прилетел — долгими ногами в патоке увяз.
Может, и еще кто-нибудь притащился бы, да тут опять дятел — порх! Гости незваные — кто куда.
Муравей замешкался — дятлу на язык прилип.
Запил дятел кислого гостя сладким соком.
А улетел дятел — гости опять тут как тут. За долгохвостой синицей - лазоревка. За лазоревкой — мухи и бабочки. За бабочками — комарик. За комаром — муравей.
Гости не гордые. Хоть и незваные, а хочется им сладенького. Кому сладенького не захочется?!
Н. Сладков
Похожие статьи:
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зима в мире растений. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Деревья и кустарники осенью. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Охрана природы зимой. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Будь здоров. УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Невидимые нити. УМК «Перспектива»
Нет комментариев. Ваш будет первым!