Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Невидимые нити в весеннем лесу. УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира для 2 класса на тему «Невидимые нити в весеннем лесу»

Цель: познакомить со связями в весеннем лесу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять взаимосвязи между растениями и животными в весеннем лесу, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания на карточках для индивидуального опроса, аудиозапись песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева), фотографии животных и растений (ива, шмель, оса, бабочка, яблоня, вишня, медуница, полынь, береза, кукушка, гусеница), распечатки текста «Ивовый пир» (Н. Сладков).

Примечание: заранее подготовленный ученик пересказывает текст «Незваные гости» (Н. Сладков).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

— Подчеркните правильный ответ.

1) Какие птицы селятся в домиках, сделанных для них человеком?

Стрижи, ласточки, скворцы, дятлы.

2) У каких животных весной изменяется окраска шерсти?

Зайцы, медведи, белки, бобры.

3) Какое животное просыпается весной после зимней спячки?

Заяц, лиса, барсук, лось.

4) Какие птицы прилетают к нам последними?

Ласточки, утки, скворцы, грачи.

5) Какие птицы улетают от нас весной на север, в таежные леса?

Грачи, соловьи, овсянки, свиристели.

3. Фронтальный опрос

— Почему весной птицы возвращаются на родину?

— В каком порядке они прилетают? Почему?

— Как меняется жизнь животных весной?

— Сделайте свое сообщение о птице. Какими источниками информации вы пользовались?

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись песни И. Николаева «Расскажите, птицы».)

— Догадались ли вы, о ком мы будем говорить на уроке? Сегодня мы будем говорить о невидимых нитях в весеннем лесу.

IV. Работа по теме урока

1. Работа с загадками

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 90 учебника.)

— Отгадайте загадки.

Как это скучно — сто лет без движенья

В воду глядеть на свое отраженье.

Свесила гибкие ветки с обрыва

Нежная, тихая, грустная... (ива).

 

Его фигура подвела —

Гораздо толще, чем пчела.

Полоски, словно у осы,

На брюшке капельки росы.

Смотри, он плюхнулся на хмель —

Большой, мохнатый, толстый... (шмель).

 

Встреча с ней — одна беда,

Нос, как острая игла.

В щель забьется, вроде спит.

Только тронешь — зажужжит. (Оса.)

 

Живу червячком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю,

Не ем, не гляжу.

Неподвижно лежу,

Но снова весной оживаю,

Свой дом покидаю,

Над лугом порхаю. (Бабочка.)

(Учитель вывешивает фотографии на доску.)

— Как вы думаете, есть ли связь между этими живыми существами? (Ответы учеников.)

(Учитель раздает ученикам распечатки текста.)

Ивовый пир

Зацвела ива — гости со всех сторон. Кусты и деревья еще голые, серые; ива среди них как букет, да не простой, а золотой. Каждый ивовый барашек — пуховый желтый цыпленок: сидит и светится. Пальцем тронешь — пожелтеет палец. Щелкнешь — золотой дымок запарит. Понюхаешь — мед.

Спешат гости на пир.

Шмель прилетел — неуклюжий, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.

Прибежали муравьи: поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди ободки на животах лопнут.

Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылышки мельтешат. Крошечные вертолетики.

Жуки какие-то копошатся. Мухи жужжат. Бабочки крылья распластали.

Шершень на слюдяных крыльях полосатый, злой и голодный, как тигр. Все гудят и торопятся: зазеленеет ива — пиру конец.

Н. Сладков

— Как ива привлекает, зовет к себе насекомых? (Ива цветет первой, пока все деревья еще голые. Привлекает насекомых ярким цветом, запахом.)

— Расскажите, кто прилетел на ивовый пир.

— Значит, для всех этих насекомых ива — это... (кормилица).

— А что дают насекомые иве? (Ответы учеников.)

Насекомые опыляют растение. Они невольно переносят с женского на мужской цветок цветочную пыльцу. Для растения это очень важно: без опыления у него не будет плодов и семян!

2. Работа по учебнику

С. 90-92

— Рассмотрите рисунок. Расскажите, какая ива весной. (Ярко- желтая, вкусно пахнущая.)

— Почему растение выбрало себе такой наряд? (Чтобы привлечь насекомых.)

— Какие насекомые питаются нектаром и пыльцой ивы?

— Что дают насекомые иве? (Опыление.)

— Рассмотрите схему на с. 91. Объясните, почему стрелки на схеме направлены в обе стороны. (Польза для растения и животных обоюдная.)

— Важно помнить, что растения с яркими цветами и нектаром привлекают к себе насекомых, которые, питаясь нектаром, опыляют растения.

— Вспомните, какие еще растения имеют яркие цветы и сильный запах. (Медуница, фиалка, мак, шиповник, роза, табак душистый, яблоня, вишня.)

Эти растения опыляют насекомые. Яркие цветы и сильный запах привлекают насекомых. Те растения, которые этого не имеют (лебеда, полынь, береза, орешник, ель, сосна), опыляются ветром.

(Учитель показывает фотографии растений, сравнивает.)

— Рассмотрите схему на с. 92 учебника.

— Мы только что видели, что насекомые (бабочки, шмели, пчелы) полезны для цветущих растений, потому что, питаясь, одновременно опыляют их. А гусеницы, которые питаются листьями, цветами и семенами растений, полезны для растений?

— Что будет, если гусениц станет слишком много?

— Кто может помочь деревьям?

— Взгляните на рисунок. Кто питается гусеницами?

— Значит, птицы полезны для растений. А зачем птицы ловят гусениц?

(Учитель показывает фотографию кукушки.)

— Какая это птица? Вредная она или полезная?

Мы знаем, что кукушка отличается от других птиц. Наверное, всем известно, что она подкладывает яйца в чужие гнезда и что птенцы кукушки выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. Оказывается, люди не правы, считая, что кукушка — плохая мать. Наоборот. Она единственная из птиц, которая питается ядовитыми мохнатыми гусеницами. Но птенцы их есть не могут, поэтому кукушка и подкидывает свои яйца в гнезда к другим птицам, чтобы они кормили кукушонка мошками и съедобными гусеницами.

— Важно помнить, что птицы, как и хищные звери, играют роль санитаров леса. Давайте послушаем рассказ о том, как животные помогают друг другу в весеннем лесу.

3. Сообщения учащихся

(Заранее подготовленный ученик делает сообщение «Незваные гости». См. материал для учителя к уроку. Затем учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Подумаем!» на с. 93 учебника.)

— Приведите свой пример невидимых нитей в весеннем лесу.

V. Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто из нас вот так шагал —

Не споткнулся, не упал?

Вот мы в лес пришли,

Белый гриб нашли.

Вот грибок, другой грибок —

Положу их в кузовок.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 50)

— Прочитайте, выполните задание.

— В каком направлении вы будете проводить стрелки? (В обе стороны.)

— Объясните, почему стрелки направлены в обе стороны.

Задание 2 (с. 51)

— Прочитайте, выполните задание.

Задание 3 (с. 51)

— Прочитайте, выполните задание.

— Расскажите, какой пример вы привели.

VII. Рефлексия

— Что вам понравилось на уроке?

— Какое задание оказалось сложным?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие невидимые нити есть в весеннем лесу?

— Как растения помогают животным?

— Как животные помогают растениям?

— Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет сделать его? (Ответы учеников.)

(Один из учеников читает вывод на с. 93 учебника.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст в учебнике (с. 90—93), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с. 93).

2. Выполнить задание 4 (с. 51) в рабочей тетради.

Материал для учителя

Незваные гости

Пробил дятел в кленовой коре дырочку — напился сладкого сока.

За дятлом долгохвостая синица прилетела — тоже носик помочила. За долгохвостой — лазоревка: три капельки выпила.

Улетели птицы — насекомые собрались. Мухи прилетели. Две бабочки-крапивницы. Траурница-красавица.

Все сладкий сок сосут — улетать не собираются.

Муравьишка приполз — усами шевелит.

Комарик прилетел — долгими ногами в патоке увяз.

Может, и еще кто-нибудь притащился бы, да тут опять дятел — порх! Гости незваные — кто куда.

Муравей замешкался — дятлу на язык прилип.

Запил дятел кислого гостя сладким соком.

А улетел дятел — гости опять тут как тут. За долгохвостой синицей - лазоревка. За лазоревкой — мухи и бабочки. За бабочками — комарик. За комаром — муравей.

Гости не гордые. Хоть и незваные, а хочется им сладенького. Кому сладенького не захочется?!

Н. Сладков

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Деревья и кустарники осенью. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Невидимые нити. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Охрана природы зимой. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Будь здоров. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Зима в мире растений. УМК «Перспектива»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!