Нравственная беседа для учащихся 1-2 класса
Беседа с учащимися 1-2 классов «О хорошем и плохом»
Цели и задачи
— приводя примеры положительных и отрицательных поступков, помочь детям раскрыть смысл понятий «хорошо» и «плохо»;
— формировать умение искать выход из неприятных ситуаций;
— развивать мышление, речь, артистические способности.
Предварительная работа
Разучивание стихов, подготовка чтения по ролям басни С. Михалкова «Зеркало».
Оборудование
Таблички со словами и рисунками — «Автор», «Носорог», «Верблюд», «Слон», «Жираф», «Страус»; зеркало.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя. «Что значит «хорошо» и что значит «плохо»
Учитель. Ребята, вы уже не маленькие — ходите в школу и имеете кое-какие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, о том, что можно делать и говорить, а чего нельзя.
Приведите примеры хороших (положительных) поступков и примеры плохих (отрицательных) поступков. (Отклик детей.)
Если ваши слова и поступки вызывают у окружающих отрицательные эмоции: обиду, слезы, агрессию, желание перестать общаться с вами, значит, вы что-то делаете не так, то есть плохо. Если же люди тянутся к вам, мечтают с вами дружить, потому что вы спокойны, доброжелательны, никого не обижаете, всем помогаете, значит, будьте уверены: вы на правильном пути и поступаете хорошо.
Игра «Потопаем-похлопаем»
Учитель. Давайте поиграем в игру «Потопа- ем-похлопаем» Я буду называть поступки и положительные, и отрицательные, которые иногда совершают дети. Если поступок, с вашей точки зрения, хороший — похлопайте в ладоши, если плохой — потопайте ногами.
+ Анюта выучила много вежливых слов, но применяет их только в обращении со старшими, со сверстниками же грубит.
+ Олежка при входе в школу всегда пропускает вперед учителей, завуча, директора, но не делает этого по отношению к уборщицам.
+ Марина перед сном всей семье желает спокойной ночи, даже кошке Дуняшке.
+ Антон старательно выполняет домашнее задание, но только в том случае, если ему за это родители пообещали денежное вознаграждение.
+ Оля очень любит бабочек, поэтому все летние каникулы проводит в лугах, гоняясь с сачком за бабочками для пополнения своей коллекции.
+ Юра обожает читать, он делает это даже на уроках, заглядывая в книжку под партой.
+ Денис встает в 6 часов утра, чтобы совершить пробежку по парку.
+ Настя никогда не моет руки в столовой — она пользуется принесенными с собой влажными салфетками.
+ Вася — очень веселый мальчишка, он придумал каждому однокласснику прозвище- дразнилку.
+ Лена каждый день после уроков заходит в гости к одинокой соседской бабушке, чтобы навестить ее, помочь по хозяйству.
+ В свой день рождения Ирочка принесла в класс конфеты и угостила всех одноклассников.
+ Намусорив в коридоре возле окна принесенными из дома семечками, Женя не стал убирать, заявив, что для этого в школе есть уборщица.
Чтение и обсуждение стихотворений
Учитель. Послушайте стихи, специально подготовленные к классному часу ребятами.
МОГУЧИЙ АНТОН
Хвастался Антон: «Я все могу!
От коня пешком я убегу!
У пантеры завтрак отберу!
Сумку украду у кенгуру!
Я почищу зубы крокодилу!
Я заставлю танцевать гориллу!
Я сошью для бегемота брюки!
Сделаю скакалку из гадюки!
Научу истории осла!»
Тут Антошку мама прервала:
«Это все ужасно интересно,
Но, пожалуйста, скажи мне честно —
Как у нас с уроками сынок?
Ты решил задачу?» — «Нет, не смог!
Знаешь, очень трудная попалась!
Но уроки что... такая малость!
А все остальное я могу!
От коня пешком я убегу!
У пантеры завтрак отберу!
Сумку украду у кенгуру!..»
И так далее, пока не надоест...
Л. Уланова
Учитель. Что можно сказать об Антоне? Каким отрицательным качеством он обладает? (Антон — хвастунишка-)
РЫЦАРИ
В коридоре, в классе ли —
Всюду стены красили.
Терли краску, терли мел.
Каждый делал, что умел.
Труд делили поровну
Мальчики и девочки:
Шкаф тащили в сторону
Девочки, девочки.
Шкаф тяжелый с книгами,
С книгами
Три девчонки двигали,
Двигали.
А два парня-крепыша
Стул тащили не спеша.
Отдыхали девочки,
Отдыхали мальчики:
Девочки — на лавочке,
Парни — на диванчике.
А. Барто
Учитель. Можно ли мальчиков в действительности назвать рыцарями? А как будет справедливее их назвать? (Невнимательными, лентяями, лодырями.)
ПОДАРКИ
На диване я сижу
И цыпленку шарф вяжу.
Петушку и курочкам
Я свяжу тужурочки,
А коту на Новый год
Подарю полбанки шпрот,
А собачке — косточку,
А дедуле — тросточку.
Т. Логачева
Учитель. Какими положительными качества ми обладает героиня этого стихотворения? (Тру долюбием, заботливостью.)
ПОМОЩНИЦА
Падают снежинки
В праздник новогодний.
Полную корзинку
Соберу сегодня.
Елочку укрою
Мягким снежным пледом,
Будет спать зимою,
Дожидаться лета.
Дед Мороз усталый,
Видно, не заметил.
Дел зимой немало
У него на свете.
К. Бескровный
Учитель. Что можно сказать об этой девочке? (Она добрая, заботливая.)
ПОПРОБУЙ ВОЛШЕБНИКОМ СТАТЬ
Стать добрым волшебником —
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить
Желанье другого —
Одно удовольствие,
Честное слово!
На клумбе — цветок.
Его листья повисли.
Грустит он...О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.
А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
И ты обернулся
Ретивым конем —
Галопом сестренка
Помчалась на нем!
Хоть мама еще
Не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Ее думы-заботы:
«Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать.
Да надо с уборкой
Возиться опять».
И ты совершаешь
Веселое чудо —
Ковер засверкал,
Просияла посуда.
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
— Да это как в сказке...
Волшебник ты мой!
С. Погореловский
Учитель. Почему мама назвала мальчика волшебником? Какие добрые дела он сделал?
Развивающее задание
Учитель. Предлагаю вам задание, в котором нужно все записанные на доске качеств характера разделить в два столбика по принципу «хорошее — плохое».
Запись на доске: доброта, верность, мстительность, черствость, агрессивность, доброжелательность, заботливость, грубость, лень, хитрость, отзывчивость, внимательность.
Ответ:
Доброта Мстительность
Верность Черствость
Доброжелательность Агрессивность
Заботливость Грубость
Отзывчивость Лень
Внимательность Хитрость
Тренинг по выходу из неприятной ситуации
Учитель. Наверняка каждый из вас, ребята, хоть однажды попадал в неприятную ситуацию, из которой не знал, как выйти достойно. Обычно в таких случаях дети просто убегают с места происшествия, но не потому, что им не стыдно и не хочется загладить свою вину, а потому, что они не знают, как это сделать.
Давайте потренируемся находить выход из подобных ситуаций.
Ситуации
♦ Во время игры ты нечаянно толкнул товарища, тот упал, ударился головой, и у него пошла носом кровь. Твои действия?
♦ Во время урока ты отпросился в туалет и, пробегая по коридору, случайно задел рукой стенд со стенгазетой. Он упал, стекло треснуло. Никто не видел, не слышал и, на
верно, не догадается, что это сделал ты. Как ты поступишь?
♦ Ты выходишь из школы и видишь, как хулиганы пристают к твоей однокласснице. Что ты сделаешь?
♦ Ты взял у товарища поиграть дорогую игру и сломал ее. Как выйдешь из этой ситуации?
Чтение по ролям басни С. Михалкова «Зеркало»
Учитель. Я заметила, что в начальных классах самым распространенным недостатком среди детей является желание обзываться. И в нашем классе эта проблема есть. Возможно, избавиться от скверной привычки вам поможет басня С. Михалкова «Зеркало», которую мы сейчас услышим в исполнении наших учеников. Кстати, басни пишут не только стихами.
На груди у «артистов» прикреплены таблички с рисунками и словами: «Автор», «Носорог», «Верблюд», «Слон», «Жираф», «Страус».
Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.
— Горбун! Горбун! — дразнил он Верблюда.
— Это я горбун? — возмущался Верблюд. — Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей!
— Эй, толстокожий! — кричал Носорог Слону. — Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!
— И чего это он ко мне пристает? — удивлялся добродушный Слон. — Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост!
— Дяденька, достань воробушка! — смеялся Носорог над Жирафом.
— Сам-то больно хорош! — откуда-то сверху отвечал Жираф.
Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал:
— Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!
От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал.
— Послушай, друг! — сказал Верблюд, подойдя поближе. — Неужели ты сам себя красавцем считаешь?
— Конечно! — ответил Носорог. — Кто же в этом сомневается?
— Ну тогда посмотри на себя! — сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.
Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:
— Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!
И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.
Подведение итогов
Учитель. Давайте постараемся делать как можно больше хороших поступков и как можно меньше — плохих. А еще давайте учиться отвечать за свои поступки и всегда думать перед тем, как что- то совершить: а что из этого получится?
Закончите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...»
Похожие статьи:
Классный час по гражданско-правовому воспитанию, 2 класс
Классный час на тему: Уважение к старшим, 2 класс
Музыкально-литературный вечер во 2 классе. Сценарий
Нет комментариев. Ваш будет первым!