Конспект нравственного классного часа, 2-4 класс
Ток-шоу для учащихся 2-4 классов «У камина»
Цели
— формировать умение обсуждать проблему;
— развивать внимание, мышление, воображение, речь, коммуникативные способности;
— воспитывать такие нравственные качества, как отзывчивость, доброта, скромность.
Оборудование
Рисунок камина со свечами на нем, два кресла, журнальный столик, несколько мягких игрушек, таблица, объясняющая значение слова «ток- шоу», сигнальные карточки, перечень нескольких пословиц, помещенный на доске.
Предварительная работа
Героями ток-шоу заранее подготовлены проблемные истории.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Учитель. Сегодня мы поиграем в ток-шоу. Ток-шоу — это телепередача, в которой обсуждается какой-либо вопрос, проблема. В телепередаче принимают участие приглашенные в студию зрители. Наше ток-шоу называется «У камина». (Обращается внимание зрителей на изображение камина и свечей, на стоящие возле него кресла и журнальный столик.) Камин — это символ тепла и уюта. Возле него и разговор становится искренним, доверительным.
Учитель демонстрирует таблицу, объясняет значение слова «ток-шоу».
Учитель. Представьте, что все вы не дети, а взрослые, серьезные люди, которые имеют достаточный жизненный опыт, умеют слушать, задавать вопросы, высказывать свое мнение, давать советы. Перед вами будут выступать дети, они расскажут о своих проблемах. Ваша задача — высказать свое мнение по данной теме, помочь герою разобраться в ситуации.
А ситуации, в которые попали наши гости, очень непростые. Разговор у нас пойдет о нравственности, то есть о том, что такое хорошо и что такое плохо. Надеюсь, это ток-шоу поможет вам задуматься о своих поступках, а кому-то и пересмотреть свое отношение к окружающим.
Вы готовы принять участие в серьезном разговоре?
В ваших руках — сигнальные карточки. С одной стороны их изображен вопросительный знак, что означает «хочу спросить», с другой — восклицательный — «хочу сказать». Если у вас возникнет вопрос, то поверните карточку той стороной, где изображен знак вопроса; если захотите высказать свои мысли, дать совет, то поверните ее другой стороной, с изображением восклицательного знака.
Я начну передачу с притчи, которая как нельзя лучше подходит к теме нашего разговора.
Чтение и обсуждение притчи «Два ангела»
Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была негостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того путники были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они расстилали постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал ее. Когда младший ангел увидел это, то спросил, почему. Старший ответил:
— Вещи не такие, какими кажутся.
На следующую ночь они пришли на ночлег в дом очень бедного, но гостеприимного человека и его жены. Супруги разделили с ангелами скудную еду, которая у них была, и предложили им свои постели, чтоб те могли хорошо выспаться.
Утром после пробуждения ангелы нашли хозяина и его жену плачущими. Их корова, молоко которой было единственным доходом семьи, лежала мертвая в хлеве. Младший ангел спросил старшего:
— Как это могло случиться? Первый мужчина имел все, а ты ему помог. Другая семья имела очень мало, но была готова поделиться всем, а ты позволил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?..
— Вещи не такие, какими кажутся, — ответил старший ангел. — Когда мы были в подвале, я понял, что в дыре в стене был клад с золотом. Его хозяин был груб и не хотел сделать добро. Я отремонтировал стену, чтобы клад не был найден. Когда на следующую ночь мы спали в постелях, пришел ангел смерти за женой хозяина. Я отдал ему корову.
Вопросы для обсуждения:
— Как повели себя обе семьи по отношению к ангелам? Какие качества проявили?
— Чему, по-вашему, учит эта притча? (Быть добрым, благодарным, платить добром за добро.)
Учитель. Итак, встречаем первого гостя. Знакомьтесь: Кирилл.
Учитель предлагает гостю занять место в кресле, выбрать одну из мягких игрушек на журнальном столике и во время рассказа держать ее в руках, чтобы она помогла ему справиться с волнением.
Кирилл. Меня зовут Кирилл. Я хочу рассказать случай, который произошел около года назад.
У нас дома живет собака. Она очень умная и особенно любит маму. Собака всегда поджидает маму с работы. Она узнает по шагам, хорошее у мамы настроение или плохое. Если хорошее, собака бежит навстречу, плохое — уходит на свое место за шкаф.
Однажды мама пришла очень усталая, сняла туфли.
— Поставь чайник, — попросила она меня.
— Сейчас, — сказал я, а сам стал приклеивать трубу к пароходу.
А собака взяла в зубы одну тапочку, потом вторую и принесла маме.
— Спасибо, — ласково сказала собаке мама, — умница.
А мне она ничего не сказала.
Сейчас-то я понимаю, что когда человек устал, нужно ему помочь. А тогда не понимал. Прошло много времени, а мне до сих пор не дает покоя этот случай. Что вы мне можете посоветовать?
Учитель. Проблема ясна. Переходим к обсуждению.
Реплики зрителей
♦ Очень хорошо, Кирилл, что ты понял: уставшему человеку надо помочь.
♦ Ты должен сказать спасибо своей собаке за то, что она преподнесла тебе такой хороший урок.
♦ После того случая ты всегда был внимателен к маме?
♦ Если тебя до сих пор мучает совесть, расскажи об этом маме. Она тебя обязательно поймет и успокоит.
Герой отвечает на вопросы, выслушивает советы, делает вывод. Учитель направляет беседу в нужное русло.
Учитель. Какая из помещенных на доске пословиц подходит к данной ситуации? (Совесть без зубов, а загрызет.)
Спасибо тебе, Кирилл за то, что ты пришел к нам на передачу и рассказал о своей проблеме. Нам всем было полезно задуматься над тем, что мы услышали.
Встречаем следующую гостью. Ее зовут Юля.
Юля. Здравствуйте. Я расскажу вам историю, которая произошла совсем недавно на моих глазах.
Идут двое мальчишек и хвастаются.
— Я такой сильный, что одной рукой грузовик подниму! — говорит первый.
А другой ему:
— Подумаешь, грузовик! Я дом могу поднять!
Тогда первый говорит:
— Я могу электровоз поднять! Правда, двумя руками.
— Ну, если двумя руками, — засмеялся второй, — так я целый поезд в сто вагонов подниму.
— А я слона подниму да еще десять раз подкину! — не сдается первый.
— Что слон! — махнул рукой второй. — Я гору подниму одной левой.
Вот какие силачи! Да только поверить трудно. Правда, шла рядом с ребятами старушка с тяжелой сумкой, но разве это тяжесть для таких силачей? Они и смотреть-то на нее не стали. Пришлось мне, девочке, предложить свою помощь старушке. Я специально сделала это громко, чтоб они слышали. Представьте себе, они только на секунду оглянулись на нас и снова продолжили свой глупый разговор. Какие же мужчины из них вырастут?!
Реплики зрителей
♦ Юля, сколько примерно лет этим мальчикам? Может быть, они еще маленькие и не знают правил этикета?
♦ Возможно, благодаря твоему поступку, они поняли, что вели себя некрасиво, и исправятся.
♦ Интересно, а если бы это была их бабушка, они бы тоже не помогли ей?
♦ Хвастаться всегда некрасиво!
♦ Какая польза от силы, если она никому не делает добра?!
♦ Настоящие мужчины не хвастают своей силой, а просто помогают другим, как, например, Чак Норрис.
Учитель. Какую пословицу мы выберем для этой ситуации? (Сила хорошо, ум лучше, а доброе сердце все покрывает.)
Встречаем следующего гостю — Володю.
Володя. Однажды я стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая дворовая собака Полкан.
К Полкану подбежал маленький мопс и стал на него кидаться и лаять, хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
— Погоди-ка, вот он тебе задаст, — сказал я радостно, предчувствуя хорошую драку, — проучит он тебя.
Но мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
— Видишь ли, — вдруг сказал мне отец, — Полкан добрее тебя, Володя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
Отец сказал, что Полкан добрее меня. Мне стало обидно за такие слова. Неужели отец прав?
Реплики зрителей
♦ Твой отец прав: большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
♦ Полкан показал тебе хороший пример, как надо обходиться с малышами.
♦ Наверно, Володя, ты не всегда обижаешь своих братьев и сестер, но и помогаешь им в чем-то, правда?
♦ Не обижайся на отца за то, что он постыдил тебя. Наверно, по-другому ты не понимал .
♦ Если этот случай так серьезно задел тебя, значит, у тебя есть совесть и ты обязательно исправишься — не будешь обижать малышей.
♦ Ты молодец, что пришел на передачу, поделился своей проблемой. Теперь тебе станет легче.
Учитель. Остается подобрать подходящую к данной ситуации пословицу. (Малый, что глупый, а глупый, что малый.)
Знакомьтесь: Таня. Она расскажет нам свою историю.
Таня. Я живу в поселке.
Недалеко от поселка находится лес. Через лесную дорожку протекает речка. А через речку перекинут мостик. Хороший мостик, с перилами. Только прошла я как-то по нему и чуть не упала. У мостика доска оторвалась.
«Какая плохая доска, в следующий раз надо быть осторожней», — подумала я.
Вслед за мной прошли по мостику и два дружка — Николка с Петей. Тоже чуть не упали.
— Вот противный мостик! — рассердились они.
Пришли к себе в поселок я, Николка и Петя и всех своих друзей предупредили:
— Не ходите по мостику, ушибиться можно. Там одна доска оторвалась.
— Хорошо сделали, что предупредили, — сказали ребята, — но могли бы сделать еще лучше!
Не знаю, как Николке с Петей, но мне очень обидно стало: мы их предупредили, а они над нами посмеялись. Вот и делай после этого людям добро!
Реплики зрителей
♦ Ребята не посмеялись, а только намекнули, как можно было еще лучше поступить. Ты догадалась, Таня, как?
♦ Я почему-то уверен, что мостик уже кем-то отремонтирован. Я прав?
♦ Конечно, это не женское дело — ремонтом заниматься, но ты, Таня, могла бы намекнуть об этом мальчишкам Николке и Пете.
♦ Мостик общий, значит, не надо ждать, пока его отремонтирует кто-то другой. К тому же, это не такая уж страшная поломка, с ней сможет справиться любой мальчишка без помощи взрослых.
Учитель. Подумаем над пословицей. Какая соответствует ситуации? (Маленькое дело лучше большого безделья.)
Подведение итогов
Учитель. Спасибо всем участникам и зрителям передачи.
В заключение продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...»
Примечание. В качестве ситуаций использованы материалы произведений:
А. Седугин. «Про умную собаку».
Л. Яхнин. «Силачи».
К. Ушинский. «Играющие собаки».
Ю. Ермолаев. «Страшный мостик».
Похожие статьи:
Классный час на тему: Уважение к старшим, 2 класс
Классный час во 2 классе. Трудовое воспитание
Классный час по гражданско-правовому воспитанию, 2 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!