Экологическая игра в подготовительной группе
Конспект познавательной игры по экологии для детей 6-7 лет и их родителей «За все на земле мы в ответе»
Форма проведения: познавательная игра-спор.
Цели: продолжать экологическое образование детей с целью воспитания у них норм и правил поведения в природе, любви ко всему живому; воспитывать бережное отношение к объектам окружающей среды; расширять сотрудничество с родителями по экологическому воспитанию детей; представить новую форму взаимодействия дошкольного учреждения с семьей - игру- спор.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово ведущего
Ведущий. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию необычный судебный процесс. Необычен он тем, что его участники - дети. И они считают себя вправе решать сложные взрослые проблемы. Они спорят, размышляют, предлагают свой выход из создавшихся ситуаций. Дети понимают, что их чувства, настроение, а главное, здоровье во многом связаны с окружающим миром. А он, этот мир, меняется, и порой не в лучшую сторону. И связано это часто с теми достижениями науки и техники, которые человек использует необдуманно, поспешно. Экологи подсчитали, что если человек будет столь же неразумно хозяйничать на земле, то в 2035 г. произойдет катастрофа. Сейчас спасение всего живого на Земле, - в конечном счете, спасение рода человеческого. Все люди требуют не допустить катастрофы, спасти нашу планету. И каждый из нас в этой работе не зритель, а самый активный участник. Мы должны с уважением и любовью относиться к природе:
Любить каждый листик и зеленую травку,
Любить нашу Землю — этот цвет голубой!
Благородное дело охраны природы требует высоких моральных качеств: доброты, мужества, честности. Спешите творить добро на земле!
(Звучит музыка.)
Итак, в зал приглашаются участники судебного заседания.
(Проходят дети, садятся.)
Прошу занять место главного судью.
(Входит судья - родитель.)
И, наконец, госпожа Экология
(Входит родитель в роли Экологии.)
II. Основная часть
Заседание 1. «Лесные пожары»
Судья. Судебное заседание объявляю открытым. Слушается дело о причинах загрязнения окружающей среды. Как вы думаете, госпожа Экология, какая проблема является наиболее актуальной?
Экология. В настоящее время наиболее актуальной проблемой для всех стран и народов нашей планеты является проблема сохранения природы. Загрязнены водоемы, в атмосферу выбрасываются опасные химические вещества. Почва заражена удобрениями, ядохимикатами; истребляются животные. За последние столетия с лица Земли исчезло 2/3 лесов. А без лесов ничто живое существовать не может. Поэтому я считаю, что самой актуальной на сегодняшний день, я бы сказала, самой горящей проблемой являются лесные пожары.
Судья. Итак, обсуждаем лесные пожары. От лица обвинения я приглашаю в зал фею Леса. (Звучат звуки леса. Входит фея Леса.)
Фея.
Фея Леса я, и в лесу друзья
Все зовут меня Березняночкой.
Я люблю свой лес, полон он чудес.
Любит лес свою Березняночку.
Судья. Прошу занять скамью подсудимых господина Огня, подозреваемого в совершении поджогов.
(Музыка, входит Огонь - один из родителей.)
Судья. Господин Огонь отказался от адвоката и будет защищаться сам. Слово предоставляется фее Леса.
Фея. Я обвиняю Огонь. Он погубил мой лес. В нем нет больше жизни.
Судья. А какие доказательства вы можете предоставить суду?
Фея. А вот наши доказательства (показывает на доску, вешает картинку с изображением пожара).
Дети. Огонь погубил все грибы в лесу (помещают на доску изображение гриба).
Судья. Что вы скажете в свое оправдание, господин Огонь?
Огонь. Подумаешь, вырастут новые, еще вкуснее.
Дети. Пока они вырастут, животные будут голодать. Им будет нечем питаться. Что будут запасать на зиму белки, ежи?
Огонь. Пусть собирают свои грибы в саду, в поле.
Дети. А они там не растут, они растут только в лесу. А еще грибы помогают деревьям, а деревья - грибам.
Огонь. Как это?
Дети. Дерево и гриб переплетаются своими корнями и кормят друг друга.
Огонь. Ага, особенно мухоморы.
Дети.
А от мухоморов тоже польза.
Когда в лесу болеет лось, чтоб вылечиться скоро,
Огромный лось, могучий лось идет за мухомором.
Он ест его, как сладкий торт, ведь мухомор для лося -
Лекарство самый первый сорт, а не поганка вовсе.
Судья. Какие у вас еще претензии к Огню?
Дети. Еще огонь уничтожил все лесные ягоды. А ведь это пища многих птиц и животных. Ягоды очень вкусные и полезные (помещают изображение ягод).
Дети. В лесу не осталось ни одного цветочка.
Раньше тут росла ромашка.
Лютик едкий, клевер-кашка,
Что еще? Гвоздики, смолка.
Колокольчик, хвощ - как елка.
Еще много разных травок
У тропинок и канавок.
Огонь. А зато там теперь растет иван-чай. Он первым поселяется на лесных пожарищах. Ему рады, между прочим, и люди, и пчелы, и растения.
Дети. Да, но один иван-чай никогда не сможет заменить все разнообразие лесной флоры. Погибает не только красота, но и необходимые людям и животным лекарственные травы.
Дети. Огонь сжег всех насекомых (помещают изображение божьей коровки).
Огонь. А вот и хорошо! А то летают, зудят, кусаются. Житья от них нет!
Дети. Так они полезные! Пчелы для людей дают мед. Муравьи - санитары леса. Бабочки опыляют цветы. Божья коровка уничтожает тлю. А птицы питаются разной мошкарой.
Судья. Благодарю вас. Садитесь.
Дети. Огонь погубил птичьи гнезда и птенчиков (помещают изображение птенцов).
Огонь. У птиц есть крылья, пусть бы улетали.
Дети. Птицы никогда не бросают своих птенцов, они очень заботливые родители.
Огонь. Да зачем они вообще нужны, эти птицы!? Один шум да гам от них.
Дети. А вы послушайте.
(Пение птиц.)
Огонь. Сами виноваты, что так красиво поют. Поэтому их люди ловят и в клетки сажают.
Дети.
Я, ребята, птиц люблю, никогда их не ловлю.
Ни ловушками, ни в сети, не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону: ни сороки, ни вороны.
Ни скворца, ни воробья в жизни не обижу я.
Г. Ладонщиков
Судья. Какие еще доказательства неправомерных действий Огня вы можете представить?
Дети. Огонь погубил все деревья в лесу.
Огонь. Подумаешь, деревья! Велика беда!
Дети. Но они очищают воздух.
Огонь. Воздух и кондиционером можно очистить.
Дети. Ни один прибор не может вырабатывать кислород. Его выделяют только деревья. Ведь недаром леса называют легкими планеты. А еще - это целый дом для лесных жителей.
Судья. Уточните, для кого именно.
Дети. Птицы вьют гнезда в его ветвях и питаются его семенами и плодами. В дуплах поселяются животные.
Огонь. Ну и подумаешь! Вырастут новые деревья.
(Звучит музыка Ф. Шопена «Сверкающий мир».)
Дети.
А вырастить дерево очень не просто,
Чтоб стройное было, высокого роста,
Чтоб листья с ладошку, чтоб ночью и днем
Различные птахи селились на нем.
И. Курлат
Огонь. Какой вред еще причинил Огонь?
Дети. Огонь погубил лесных животных.
(Помещают изображение ежа.)
Огонь. Пусть бы убегали. Ноги у них быстрые, длинные.
Дети. А вот и нет. Длинные ноги вовсе не у всех. Вот, например, ежик никак не может убежать, он обязательно погибнет. А еще Многие животные погибают в дыму.
Огонь. Но огня без дыма не бывает. И потом не все ведь гибнут. Самые ловкие, быстрые, сильные все равно спасутся. Выходит, я - огонь - провожу естественный отбор.
Дети. Даже если кто-то и спасется от огня, где им жить? Огонь погубил их жилища.
Огонь. Жить можно и в другом лесу.
Дети. Но в другом лесу все места заняты.
Судья. Благодарю вас. У обвинения есть свидетели?
Фея. Да, Ваша честь. Я приглашаю Белочку и Сороку.
(Выходит Белочка, поет.)
Белка. Ах, наконец-то я дома. Еще немного - и окажусь в своем уютном гнезде. Так соскучилась! Хоть я и кочевая белка и иногда перебираюсь в места, где лучше и больше корма, но все же тянет в родные места. И дым отечества мне сладок и приятен. Надо привести себя в порядок.
Сорока. Кошмар-рр, кошмар-р-р! Пр-риветик! Ах, какая ты, белка, нарядная! А это что такое? Блестящее, красивое?
Белка. А это браслетик. В тех краях, где я была, очень модно носить такие браслетики.
Сорока. Какая прелесть!
Белка. Но что это? Почему такая тишина вокруг? Не слышно пенья птиц, и нет вокруг ни души?
Сорока. А разве ты не знаешь? Кошмар! Кошмар! В нашем лесу несчастье! Страшный и беспощадный Огонь набросился на наш лес. Он уничтожает все вокруг. Звери и птицы покинули свои жилища. Ничего живого Огонь не оставляет на своем пути. Беги, спасайся скорее! Он скоро и до этих мест доберется. А я полечу дальше предупреждать всех. Пожар! Пожар! (улетает)...
Белка. Что же делать? Куда бежать? Ах, какое несчастье (плачет)...
Судья. Фея Леса, у вас есть вопросы к свидетелю?
Фея. Да, Ваша честь. Почему ты вернулась, уважаемая Белка?
Белка. А мы, кочующие животные, весной всегда возвращаемся в родные края.
Фея. Где же ты поселишься, ведь твое гнездо сгорело?
Белка. Не знаю.
Фея. А почему бы тебе не перебраться в соседний лес?
Белка. Да не могу я туда перебраться, ведь все места там уже заняты.
Судья. У вас вопросов больше нет?
Фея. Нет, Ваша честь.
Судья. Спасибо, вы свободны.
(Белка уходит.)
Судья. Господин Огонь, вы прослушали все пункты обвинения, но ни по одному из них не смогли оправдаться. Вам предоставляется последнее слово для защиты.
Огонь. Уважаемый судья, уважаемые обвинители, дорогие зрители! Здесь все говорили, Огонь сделал то, Огонь сделал это. Все спалил, погубил на своем пути. Но ведь я не возник сам по себе. Не появился из ниоткуда. Обратите внимание на эти предметы. Это, между прочим, улики (достает улики). Вот окурок, спичка, зажигалка, осколок от бутылки. И все это я собрал в вашем лесу, дорогая Березнянка. Ответьте мне, кто же разбросал их по лесу? (Какой-то человек курил и бросил... А туристы отдыхали в лесу на полянке и разбили бутылку... Грибник, наверное, бросил горящую спичку... А отдыхающие забыли потушить костер...)
Огонь. Теперь поняли, откуда я появился?
Дети. Да. Человек виноват.
Судья. Итак, суд зашел в тупик. Кто же виноват: Человек или Огонь? Мне кажется, настало время обратиться к госпоже Экологии.
Экология. Уважаемые обвинители, вы путаете два понятия: огонь и пожар. Трудно представить себе жизнь человека без огня. Почти 10 тысяч лет он верой и правдой служит людям, обогревает жилища, помогает готовить пищу, плавит металл. Но огонь может быть не только другом. От неосторожного обращения с ним он превращается в пожар, сметающий на своем пути все живое.
Судья. Итак, в ходе судебного разбирательства выяснилось, что подсудимый Огонь не виновен. Суд считает, что причиной возникновения лесных пожаров является неосторожное обращение человека с огнем. В ходе судебного процесса о виновности Огня, рассмотрев все материалы данного дела, заслушав свидетелей со стороны обвинения, а также взяв во внимание доводы госпожи Экологии, суд постановил: действия Огня считать следствием неосторожного обращения человека с огнем. Виновным в создавшихся на Земле экологических проблемах считать человека.
Заседание 2. «Загрязнение водного пространства нашей планеты»
Ведущий. Переходим к следующей части нашего заседания. Слушается дело о загрязнении водного пространства нашей планеты. Обвиняется Аквамор. Аквамора прошу занять скамью подсудимых.
(Появляется кукла.)
От лица обвинения в зал приглашается фея Воды.
(Звучит музыка, входит фея Воды.)
Вода. Я обвиняю Аквамора. Он загрязнил все реки, моря и океаны. На нашей планете не осталось ни одного чистого водоема.
Аквамор. Что? Это разве я виноват!? Я ваши реки загрязняю? Это же надо! Чуть что, сразу Аквамор виноват. Я протестую!
Судья. Протест отклоняется. У обвинения есть свидетели?
Вода. Да, Ваша честь. Я вызываю Жемчужницу.
(Звучит музыка, входит Жемчужница.)
Судья. Представьтесь.
Жемчужница. Я - речная Жемчужница.
Судья. Ваше место жительства?
Жемчужница. Я родилась на реке (название). Это была самая красивая река в (название) области: кудрявые ивы, яркие цветы по берегам...
Судья. Вы жили там одна?
Жемчужница. Нет, у меня было много братьев и сестер. Мы трудились день и ночь, очищая воду родной реки. И река была чистой и прозрачной. А еще у меня была подружка - рыбка (название).
Судья. В чем выражалась ваша дружба?
Жемчужница. Она прятала мои личинки в свои жабры, защищая их от опасности.
Судья. И что же случилось в вашем водоеме?
Жемчужница. Случилась беда. На берегу реки построили фабрики, заводы, фермы. Все они сбрасывали в воду ядовитые от ходы, и постепенно река стала очень грязной.
Вода. Какие изменения в реке произошли из-за грязной воды?
Жемчужница. Подружка рыбка (название) исчезла. Постепенно стали вымирать и мы, речные жемчужницы, потому что наши личинки без рыбки погибали.
Судья. У вас есть вопросы к Жемчужнице?
Вода. У меня вопросов нет.
Судья. Спасибо. Вы свободны.
Вода. Я требую наказать Аквамора!
Аквамор. Меня?
Вода. Да, да, вас! Если дальше будет так продолжаться, погибнут все речные жители.
Аквамор. Да я ни в чем не виноват. Ведь это не я построил завод на берегу реки, не я сбрасывал мусор в воду, не я мою машины на берегу и не я вношу удобрения в почву.
Судья. Прошу вас успокоиться. Фея Воды, у вас есть еще доказательства вины Аквамора?
Вода. Да, Ваша честь. Мы получили письмо от жителей морского побережья (читает письмо).
Уважаемый суд!
Обращаются к вам птицы морских побережий: кайры, чайки, гагары, альбатросы, крачки. Наша жизнь стала невыносимой. Мы и так обитаем в суровых условиях, но теперь морское побережье находится под угрозой. В море сбрасывают химикаты, сточные воды, мусор. Но самое опасное для нас - нефть. Она разъедает жировую пленку на теле, перья слипаются, вода пропитывает оперение, и мы погибаем от холода. Помогите нам!
Судья. Неужели действительно нефть так вредна и опасна?
Дети. Конечно! Испачканные нефтью птицы не могут летать и становятся легкой добычей хищников. Из-за нефти в мире каждый год гибнет около 1 миллиона водоплавающих птиц. Для водных организмов нефть опасна, даже в небольших количествах. Она оседает на дно и образует сплошную корку, похожую на асфальт. Жизнь в таких условиях невозможна. А еще страшнее нефтяная пленка на поверхности воды. Она не пропускает кислород, и рыба задыхается в воде.
Аквамор. Вы, вероятно, решите, что и в этом виноват я? Разве я добывал эту нефть и наливал ее в танкер? И разве по моей вине произошло крушение судна? Да если хотите знать, я тоже жертва загрязнения. У меня есть своя печальная история. Вы не поверите, но раньше я был драгоценным камнем. Звали меня Аквамарин. А хотите узнать, что обозначает это имя? Оно состоит из двух частей: «аква» - «вода», и «марина» - «морская». Мои грани переливались красивым зеленоватым цветом, словно морская вода. Много лет мои сверкающие грани покрывались грязью и нефтью. И постепенно я превратился в непонятное существо, которое зовут Аквамор. Теперь вы меня обвиняете в том, чего я не совершал. Ваша честь, разрешите вызвать свидетеля. Его также, как и меня, обвиняют в загрязнении водоемов.
Судья. Для дальнейшего выяснения обстоятельств дела в зал заседания приглашается очередной свидетель,
(Появляется Дождь.)
Судья. Представьтесь, пожалуйста.
Дождь. Я дождь. Раньше мне все были рады. Меня ждали, звали и закликали (поет).
Вот как меня приглашали.
Судья. Что вы хотите сказать суду?
Дождь. А сейчас меня боятся, прячутся от меня, ругают. Вот посмотрите, во что превратили лист мои капельки. Но я не виноват!
Дети. Как же ты не виноват, когда ты губишь все живое? И растения, и животных. Ты загрязняешь реки. И почву.
Дождь. Как же вы не понимаете? Это дым и газ из заводской трубы попали в мое облако и превратили меня в кислотный дождь.
Судья. Суду все ясно. Спасибо вам, вы свободны. А вы что скажете, госпожа Экология?
Экология. Нашу планету по праву называют «Голубой планетой», и недаром, ведь три четверти ее площади - водное пространство. Вода живет в океанах, в морях, в реках, в холодных ледниках, в бурлящих горных потоках, в сверкающих водопадах, в болотах и озерах. Без воды нет на Земле жизни. Каждую травинку, каждую былинку, каждую букашку поит она своей живительной влагой. Это настоящее богатство, которое мы с вами должны беречь и охранять. Я предлагаю вам посмотреть на это сокровище и красоту.
(Видео «Бетховен. Весенние цветы».)
Судья. В ходе судебного процесса о виновности Аквамора, рассмотрев все материалы данного дела, заслушав свидетелей со стороны обвинения, а также взяв во внимание доводы госпожи Экологии, суд постановил: Аквамора оправдать. Виновным в создавшихся на Земле экологических проблемах считать человека.
III. Подведение итогов родительского собрания
На основании вышесказанного суд постановил:
1. В детском саду №... продолжать экологическое образование детей с целью воспитания у них норм и правил поведения в природе, любви ко всему живому и бережному отношению к объектам окружающей среды.
2. Регулярно проводить природоохранные мероприятия. Итак, судебный процесс объявляю закрытым.
Дети. Вот Земля, наш общий дом.
Много есть соседей в нем.
И пушистые козлята,
И веселые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки.
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты.
В этом славном доме нужно
Жить со всеми очень дружно.
Никого не обижать.
Всех соседей уважать.
Ведь правда, друзья, хорошо на планете?
За все на Земле мы с вами в ответе!
Давайте беречь от невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой!
В. Орлов
Похожие статьи:
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: Рыбы
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Тема: «Воздух»
Конспекты занятий по экологии в подготовительной группе детского сада
Экологические игры в детском саду в подготовительной группе
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растительный мир
Нет комментариев. Ваш будет первым!