Экологические игры в детском саду в подготовительной группе

Игры по экологии для старших дошкольников ДОУ

Представь себе, что ты паучок

Кроме наблюдения в естественных условиях необходимо рассмотреть иллюстрации в энциклопедии, другой природоведческой литературе, прочитать сказки и рассказы.

Воспитатель предлагает ребенку (детям) вспомнить мультфильм про паучка, у которого не было друзей, потому что все его боялись и считали некрасивым.

Воспитатель. Мы много говорили о насекомых. Паук — не насекомое, потому что у него не шесть, а восемь ножек. Но он тоже очень маленький по сравнению с другими животными. Помните, как мы наблюдали за жизнью паучка, а Маша хотела его раздавить? Давайте подумаем, почему я ей не разрешила этого сделать. Что вы знаете о паучке? Давайте поиграем? Представьте, что вы маленькие паучки. У вас восемь ножек, и вы, ловко перебирая ими, можете ползать по травинкам и даже по ровной стене. А еще вы умеете плести паутину. Она легкая, воздушная. Иногда на нее попадают капельки росы и блестят на солнце. Тогда паутинка становится еще красивее. Она расположена в очень тихом и уютном месте. Вы любите кататься на ней, когда дует легкий ветерок. (Далее обращается к одному ребенку.)

Что ты можешь рассказать о себе, паучок? Опиши свою внешность. Что в твоей внешности, по-твоему, наиболее привлекательно? С кем из насекомых или паукообразных ты дружишь? Когда в твою паутину попадают другие насекомые — это хорошо или плохо? А если бы никто не попадался в твою паутинку, что было бы с тобой? Как ты думаешь, если бы тебя и других паучков не было на земле, что-нибудь изменилось? Кого ты боишься? Как ты относишься к тому, что многие люди тебя боятся и не любят? Что ты чувствуешь, когда твою паутинку смахивают веником? Где ты любишь плести свою паутинку? О чем ты мечтаешь, когда отдыхаешь на ней? Ты знаешь, что люди бывают красивые и некрасивые? Ты же не будешь убивать и обижать некрасивых людей, ведь они не виноваты в том, что они такими родились. Так и животные, в том числе и насекомые, паукообразные бывают красивые и некрасивые. Мне кажется, что каждый красив по-своему, нужно только очень внимательно присмотреться. Да и нет на земле бесполезных животных. Ты посмотрел на мир глазами паучка. Теперь, я думаю, ты никогда не убьешь и никому не позволишь уничтожать паучков.

Если бы ты был бабочкой

Игра-беседа проводится после наблюдения за бабочками разных видов, рассматривания иллюстраций, коллекций бабочек, чтения книг.

Воспитатель (обращается по очереди к разным детям). Помнишь, малыш, мы наблюдали за бабочками на лугу? Какие они были красивые, разноцветные!

Весна. В коре одного из деревьев лежит куколка- личинка бабочки. Пригрело весеннее солнышко, из куколки вылезла бабочка, погрела на солнышке свои крылышки, расправила их и полетела в неведомый для нее мир.

А теперь представь, что эта бабочка — ты.

Каким тебе представился мир, в который ты попал в первый раз?

Расскажи, каким был твой первый день в солнечную погоду, дождливую? А в ветреный день?

Прекрасный солнечный день. Ты на лугу, где много цветов с таким запахом, что кружится голова, и вкусным нектаром. Вокруг тебя множество насекомых: комаров, жучков, стрекоз, пчел, шмелей и других бабочек. Как ты думаешь, найдешь ли ты на этом лугу себе друзей? С кем бы ты хотел дружить? Почему? Тебе весело, радостно? От чего? Но вот налетел ветер, началась гроза. Ветер сорвал тебя с цветка и понес вдаль, такую слабую и беспомощную. Что ты чувствуешь в этот момент?

Ветер принес тебя в лес. Между ветками большого куста сплел свою паутину паук. Порыв ветра бросил тебя именно на эту паутину. Ты пытаешься вырваться, но еще больше запутываешься в ней. Что ты чувствуешь, когда опасность так близко? Какое счастье, что тебе все-таки удалось вырваться! Ты полетела быстрее прочь от страшного места на полянку. Только с легкостью вздохнула, как увидела детей, которые бегают по полянке с сачками и ловят бабочек. Если бы ты умела разговаривать, что бы ты им сказала? Однажды в магазине я видела коллекцию бабочек. Их было много, они лежали за стеклом в коробке. Все они были очень красивые, но мертвые, наколотые на булавки. Хотела бы ты попасть в коллекцию? Почему? Но ведь люди собирают коллекции, чтобы изучать бабочек. Как ты думаешь, а можно было бы изучать, не убивая их? Ты такая красивая, изящная, нежная. Так хочется взять тебя в руки и поближе рассмотреть. А почему тебя нельзя брать в руки? Чего бы ты больше хотела: стать снова куколкой-личинкой или остаться бабочкой? Почему? Спасибо тебе, бабочка, за беседу. А теперь превращайся в ребенка. Что ты понял, когда был бабочкой?

По муравьиной тропе

Воспитатель (обращается по очереди к разным детям). Малыш, мы вчера наблюдали за муравьями. Ты заметил, какие они трудолюбивые, дружные. Ты никогда не задумывался, как живет маленький муравьишка?

Сейчас я дотронусь до тебя волшебной палочкой, скажу заклинание, и ты превратишься в муравья. Не боишься? Расскажи мне, муравьишка, какую пользу ты приносишь людям, природе? Ты такой маленький. Как бы ты чувствовал себя, если бы тебя никто не замечал?

Ты бежишь по дорожке. Вдруг идет человек и не смотрит под ноги. Он такой огромный по сравнению с тобой! Вот он поднимает ногу. Что ты чувствуешь в этот момент? Что ты ему хочешь крикнуть? В чем упрекнуть? О чем попросить?

Ты со своими братьями-муравьями очень долго строил дом-муравейник. Сколько палочек, веточек пришлось принести, чтобы собрать дом для всех. Как все муравьи радовались, когда он был наконец построен! Но вот какой-то мальчишка ради забавы палкой разрушил муравейник, да еще смеялся над разбегающимися муравьями. Что бы ты чувствовал по отношению к этому разрушителю? За что на него обиделся? О чем рассказал, чтобы он никогда так не делал?

Скоро-скоро муравейник закрывается на ночь, а ты еще далеко. Что бы ты почувствовал, опаздывая в муравейник? Кого бы ты попросил помочь тебе добраться поскорее до дома?

В лес часто приходят туристы. Они любят разводить костры. Как бы ты себя почувствовал, если бы костер развели прямо около муравейника, что бы ты им сказал? О чем бы пошептал?

В твоем мире много насекомых. С кем из них ты дружишь? Как ты защищаешься от врагов? О чем ты мечтаешь вечером после долгого трудового дня? Что тебе снится ночью?

Вот ты и побывал маленьким муравьем. И теперь, когда увидишь муравья, поздоровайся с ним, спроси, как у него дела. Никогда не обижай маленьких. Заботься о беззащитных, ведь они не могут ничего сказать, попросить.

Пчела защищается вынужденно

Воспитатель. Недавно мы наблюдали, как пчелы опыляют цветы, собирают нектар. Они такие же трудолюбивые, как и муравьи. (Далее обращается к одному ребенку.)

Помнишь, мы читали книгу о жизни пчелиной семьи, рассматривали, как устроен улей, что делает каждый житель этого интересного домика, какие пчелы прекрасные архитекторы.

Мне бы очень хотелось побольше узнать о жизни пчел. Давай поиграем? Ты будешь пчелкой, а я буду брать у тебя интервью, как журналист. Пчелка, когда ты летаешь над цветами, то все время жужжишь. Так ты поешь или разговариваешь с другими? А о чем ты с ними разговариваешь?

Целый день ты трудишься, чтобы набрать побольше нектара. Как ты себя чувствуешь вечером?

В какую погоду тебе хочется радоваться, танцевать?

Представь себе, что ты собираешь нектар, но вдруг налетел сильный ветер, пошел дождь. Большие капли бьют тебя по нежным крылышкам, мохнатому тельцу. Холодно, мокро. Что ты испытываешь в этот момент?

Ты натрудилась за целый день и легла спать. А утром, проснувшись очень рано, увидела, что на лугу скосили всю траву и цветы. Что бы ты делала? Что чувствовала?

Ты целое лето трудилась, собирая нектар и перерабатывая его в мед. Ведь если не будет меда, то зимой вся семья погибнет, мать-пчела не сможет выкормить маленьких пчелок. Но вот пришел человек, вынул все соты и забрал себе, ничего не оставив. Что бы ты хотела сказать такому человеку?

Расскажи, какую пользу приносит мед.

Почему ты жалишь? Что ты испытываешь, когда это делаешь? Как предупреждаешь окружающих, что подходить очень близко к тебе и брать в руки нельзя?

Расскажи мне о своем наряде. Почему он такой яркий?

Как человек мешает тебе жить, как помогает?

Что было бы, если бы тебя не стало в природе?

На кого из своих собратьев ты очень похожа?

Спасибо тебе, пчелка, за интервью. Мне было очень интересно с тобой беседовать. Теперь я знаю, что пчелам надо помогать, оберегать их. Они очень нужны природе и человеку.

Все когда-то мечтают стать птицей

Воспитатель. Везде рядом с человеком живут птицы. Одни из них полностью зависят от ухода за ними людей, другие живут самостоятельно и не очень любят, когда человек вмешивается в их жизнь.

Птицы могут летать, об этом мечтает каждый человек. Сколько интересного можно увидеть сверху! Люди даже придумали самолеты, вертолеты, дельтапланы, чтобы хоть чуть-чуть побыть на месте птиц.

Представьте себе, что у вас выросли крылья. Теперь вы можете летать, где захотите. Можете увидеть весь мир! Можете даже закрыть глаза, чтобы это представить.

Вы высоко в небе. Простор. Плывут белые пушистые облака. Приятно обдувает ветерок. Вы раскрыли свои крылья и парите в небе над землей.

Птицы, расскажите мне, как вы живете?

Где бы вы хотели жить?

Где бы вы хотели свить гнездо: в траве, на дереве, в воде, кустах, на песке? Почему?

Какие у вас были бы соседи?

Чем бы вы хотели питаться?

Как бы вы себя чувствовали, если бы мальчишки стреляли в вас из рогатки? Как бы вы к ним относились? Что бы им сказали?

Вы долго высиживали яички, чтобы из них вылупились птенцы. Вот они и появились, такие маленькие, беззащитные. Вы улетели за кормом, а когда вернулись, увидели, что гнездо разорено. Что бы вы почувствовали в этот миг?

Вы очень оберегали яички с будущими птенцами, согревали их, но голод взял верх, и пришлось улететь за кормом. Прилетели назад, а на дереве сидит мальчик и берет в руки яички, рассматривает их. Что бы вы почувствовали в этот момент? Что бы сделали? Что бы сказали этому мальчику?

Представьте, что вас поймали и посадили в клетку. Правда, клетка красивая, просторная. Вас кормят, ухаживают за вами. Но улететь нельзя. Нельзя вернуться к своим родным, деткам. О чем бы вы думали, мечтали, сидя в клетке? О чем бы попросили хозяина?

Представьте, что вы прилетели в большой город. Как бы вам жилось в месте, где много машин, заводов, фабрик?

Ах, как захотелось вам искупаться в реке, омыть свои перышки! Но что это? Все перья покрылись нефтью. Вы не можете взлететь. Как вы себя чувствуете в этой ситуации? Кто в ней виноват? Что вы, как птицы, хотели бы прокричать людям?

В какой воде вы бы хотели купаться? Каким воздухом дышать? В каких лесах и парках жить?

Расскажите мне, удалось ли вам побывать на месте птиц, увидеть мир их глазами?

Жаль, что мы не можем летать, но зато можем сохранить наших птиц и сделать их жизнь счастливой.

Природа создала репейник, чтобы он приставал

Воспитатель. Дети, представьте себе теплый солнечный день. Кругом цветут ромашки, колокольчики, луговые гвоздики, кашка и другие цветы. Через середину луга проходит узкая тропинка. Возле нее растет одинокий репейник. Он цепляется за одежду всех людей, которые проходят мимо, за шерсть животных, пробегающих мимо. Люди по-разному реагируют на прилипчивого репейника. Одни — спокойно, даже собирают круглые липучки, делают из них брошки, корзиночки, игрушки; другие — злятся, ругаются, обрывая колючки с одежды.

Представьте, что вы и есть репейники, растущие вдоль дороги. На что вы обижаетесь, стоя у дороги? Чего вы боитесь? Как бы вы отнеслись к тому, что дети обрывают ваши колючки и кидаются ими? Что вы могли бы рассказать хорошего о себе? Для кого вы могли бы стать защитой? Кого бы могли вылечить? Какой целебной силой обладают ваши корни и листья? В какие игры вы могли бы поиграть с детьми? Хотели бы вы расти в таком месте, где не ходят люди? Почему? О чем вы мечтаете? Почему вы ко всем цепляетесь?

Каждое растение интересно по-своему и нуждается в нашем внимании и заботе.

Ты — маленькое деревце

Воспитатель. Недавно мы гуляли по улицам города и видели, как много высажено молодых деревьев вместо больных и старых. Люди привязали их к колышкам, чтобы ветер не сломал. Каждый день специальная машина (поливальная) поливает деревца, чтобы они не засохли, быстро росли.

(Далее обращается к одному ребенку.) Представь себе, что ты — молоденькое слабенькое деревце с нежными зелеными листочками, тонким стволом и тоненькими веточками. Всякий может обидеть малыша. Подул сильный ветер и сломал маленькую хрупкую веточку. Болит пальчик-веточка? Расскажи об этом ветру-озорнику. Давай я пожалею твой пальчик- веточку, наложу повязку.

Выглянуло теплое весеннее солнышко, пригрело тебя. Какое у тебя настроение? Что ты хочешь сказать солнышку? Пошел холодный дождь с градом, который повредил молодые листочки. Как ты себя чувствуешь? Как тебе можно помочь? Снова выглянуло солнышко.

Прилетела красивая бабочка и села на веточку. Ты рад бабочке? Опиши ее. О чем бы ты с ней поговорил? О чем спросил бы ее? Бабочка может отложить на твоих листочках яички, из которых появятся прожорливые гусеницы. Будешь ли ты прогонять бабочку? Кого позовешь на помощь, если появятся гусеницы?

Мимо прошел мальчик, сорвал веточку, чтобы подарить ее маме. Как ты к этому отнесешься? Правильно ли он поступил? Расскажи, что ты чувствуешь, когда он ломает веточку.

Хотелось бы тебе расти в каком-то другом месте? Почему? Какую пользу ты приносишь в городе?

Мы будем заботиться о молодых деревцах, потому что они нуждаются в нашей защите, и никогда не будем ломать ветки.

Лягушкой была даже царевна

Воспитатель. Ребята, я часто слышу, как люди говорят о лягушках с презрением, боятся брать их в руки. Помните сказку «Царевна-лягушка»? В ней люди тоже смеялись над лягушкой, чуть не загубили царевну.

Даже есть такая нелепая примета: если раздавить лягушку, пойдет дождь. Как вы относитесь к такой примете? Как вы относитесь к лягушкам? Смогли бы взять ее в руки? Хочу поделиться с вами своими наблюдениями. Однажды летом на реке я взяла в руки лягушку. Она была такая славная, хорошенькая! Лягушка спокойно сидела на моей ладони и смотрела на меня своими выпученными глазами. Я начала гладить ее сверху вниз по спинке пальцем. Лягушка сидела как вкопанная. Гладила я ее довольно долго. Удивительно было, что лягушка сидела спокойно и принимала мои ласки. Потом я тронула ее за лапку, и она сразу спрыгнула с ладони и медленно поскакала в траву. Вот так мы пообщались. А вам больше нравятся маленькие лягушата или большие лягушки?

Давайте с вами поиграем. Я вас превращу в маленьких лягушат, а сама буду вашей мамой-лягушкой. Живем мы в большом пруду.

Расскажите мне, как вы там поживаете? В какие игры играете? С кем дружите? Кого боитесь? Как спасаетесь от врагов? Чем питаетесь? Когда в жаркое лето пруд пересыхает, как вы себя чувствуете? Как спасаетесь от жары? Помогают ли вам люди? Как? Боитесь ли вы людей? Почему? По вечерам на пруду можно услышать лягушачий хор. Когда вы квакаете радостно, а когда грустно? Дружите ли вы с земляными лягушками? Где бы вы хотели жить: в болоте, пруду, саду, на огороде? Почему вам для жизни обязательно нужна вода?

Что бы вы почувствовали, если бы вас поймали, посадили в аквариум с маленьким водоемом, растениями и даже мухами и комарами на обед? Хотелось бы вам вернуться домой? Почему?

Почему в деревнях лягушек опускали в молоко и воду? О чем мечтают лягушата, желая скорее стать взрослыми? Если бы вы, лягушата, встретили волшебника, какие три желания попросили его исполнить? Если бы вас не стало, что бы изменилось в природе? Если бы вы могли говорить, что бы вы сказали людям, которые считают вас гадкими и некрасивыми? Все животные нуждаются в защите. В природе нет ничего лишнего.

Давайте закончим нашу игру на веселой ноте — устоим лягушачий хор.

Бездомному всегда плохо

Воспитатель. Вчера на улице мы видели бродячего щенка. У него не было хозяина. Никто не приласкает его, не накормит, не согреет. В дождь и снег он на улице один.

(Далее обращается к одному ребенку.) Жалко тебе щенка? Как мы ему можем помочь? Представь себя на его месте.

Почему ты очутился на улице? Как ты думаешь, правильно поступают те, кто сначала заводит животных, а потом выбрасывает их? Что бы ты посоветовал делать людям, чтобы не было бездомных животных?

Что можно построить для бездомных животных? Что должен знать каждый человек, покупая какое-либо животное? Где бы ты жил, если бы тебя оставили на улице? О чем бы ты мечтал в дождливый или морозный день? Как бы ты чувствовал себя, если бы тебя из теплого подъезда выгнали на холод? Что бы ты хотел сказать людям, которые проходят мимо тебя на улице и не обращают на тебя никакого внимания? О чем ты думаешь ночью, когда остаешься один во дворе? Как бы ты поблагодарил человека, который накормил тебя? Что ты чувствуешь, когда тебе говорят добрые слова, гладят, играют с тобой? А когда ругают? У тебя есть друзья? Кто они?

Бездомные собаки часто болеют, нападают на людей, поэтому их отлавливают специальные люди, а потом отвозят в собачьи питомники или уничтожают. Справедливо ли это? Как должны поступать люди с теми, кому плохо? Что бы ты сказал человеку, который забрал бы тебя с улицы домой? Как бы ты к нему относился?

Очень плохо, когда у тебя нет дома. Старайтесь всегда помочь бездомным. Помните об ответственности за тех, кого мы приучили.

Если бы ты был горным цветком

Воспитатель. Мы рассматривали на клумбах множество разных цветов. А когда вы были в деревне или на даче, то на лугу или лесной полянке могли подойти к любому цветку, понюхать, полюбоваться им и даже собрать небольшой букет. Но бывают цветы, которые растут в горах, до них очень трудно добраться. Бывает и так, что увидеть их смогли только самые смелые альпинисты. В горах очень красиво. Помните, мы рассматривали картины? Да и в кино вы, наверно, видели горы.

(Далее обращается к одному ребенку.) Представь, что ты красивый горный цветок. Растешь ты на самой вершине горы. Вокруг только небо, облака и гордые орлы изредка пролетают мимо.

Расскажи, какой ты?

О чем ты думаешь, глядя вниз с высокой горы?

Какими сверху тебе кажутся люди, машины?

О чем ты мечтаешь, когда мимо тебя проплывают облака, светит солнышко или дует сильный ветер, идет дождь? Что тебе хочется тогда сделать?

Что ты чувствуешь, когда прямо над тобой сверкает молния и гремит гром?

Хотелось бы тебе, чтобы на вершину взобрались люди, сорвали тебя и отнесли на Землю? Почему?

Что помогает тебе выжить в таких суровых условиях?

Ты гордишься тем, что так высоко растешь? Почему?

Ты хотел бы иметь крылья, как у птицы? Куда бы ты тогда полетел, что посмотрел?

Сверху тебе видно, как некоторые люди бездумно уничтожают цветы, собирая их в большие букеты. Цветы быстро засыхают, потому что они не садовые. Полевых и луговых цветов становится все меньше, многие из них занесены в Красную книгу охраны природы. Что бы ты хотел сказать по этому поводу людям?

Ты побывал горным цветком, а сам ты как ведешь себя на природе?

Красотой на земле должны любоваться все люди. Они должны беречь ее, приумножать. Никогда не срывайте цветы просто так. Пусть они цветут и радуют всех окружающих.

Представь себя маленьким червяком

Воспитатель (обращается к одному ребенку). Помнишь, мы перекапывали землю на огороде и видели много земляных червяков, которые трудились, делая землю легкой, рыхлой, мягкой? Ты заметил, что после дождя их особенно много на дорожках, асфальте? Вода проникает сквозь землю, и червячкам приходится выползать наверх.

Представь себе, что ты дождевой червячок, который после дождя вылез на дорожку и лежит беззащитно на ней. На улицу выбежали дети. Они стали внимательно тебя рассматривать, наблюдать, как ты передвигаешься. Другие унесли тебя с асфальтовой дорожки на землю, чтобы ты опять уполз в свою норку. А третьи начали давить червячков ногами.

Как ты себя чувствуешь в этот момент? К какому ребенку ты хотел бы попасть? Что бы ты хотел сказать детям? Ты такой маленький. Не страшно тебе в этом огромном мире? Ты живешь под землей. С кем ты там дружишь? Кого боишься? Кто твои враги? Какую погоду ты больше всего любишь?

Я желаю тебе, червячок, чтобы никто и никогда тебя не обижал, чтобы все твои мечты сбылись. А теперь превращайся скорее в ребенка и всегда защищай слабых и маленьких.

Автор: Алябьева Елена Алексеевна

Похожие статьи:

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Тема: «Воздух»

Экологическая сказка для старших дошкольников 5-7 лет

Конспект беседы по экологии в старшей группе на тему: Растения

Конспекты занятий по экологии в подготовительной группе детского сада

Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!