Конспект занятия в подготовительной группе по ФГОС на тему «Мой родной Пермский край»

Разработка занятия для старших дошкольников ДОУ

Цель: воспитание уважительного отношения к достояниям родного края.

Задачи:

— обобщать знания детей о достопримечательностях Пермского края, об особенностях трудовой деятельности и ремесел уральцев, выдающихся людях Урала, о его природных богатствах;

— способствовать проявлению интереса к достопримечательностям Урала, становлению чувства гордости за культурное наследие жителей Пермского края;

— формировать способы практического применения знаний о достопримечательностях Урала в игровой, речевой деятельности.

Оборудование: детские рисунки, тематическая выставка гончарных и кожаных изделий, аудиозапись песни «Журавленок» (муз. Э. Колмановского, сл. И. Шаферана), аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, скоро вся наша страна будет праздновать День Победы. Вы, наверно, знаете, что во время Великой Отечественной войны на Урал приехали жители городов, занятых фашистами. Люди покидали Москву, Ленинград (ныне Санкт- Петербург), Киев, Харьков, чтобы спастись от врагов. На Урале они нашли друзей, которые приютили их. Многие из приезжих после войны возвратились домой, но на долгие годы сохранили память об Урале, которую выразили в стихах, песнях, картинах. К Дню Победы в разных городах России создают альбомы памяти. Сотрудники нашего краеведческого музея готовят альбом памяти об Урале, и мы с вами можем помочь им в этом замечательном деле, дополнив его своими рисунками и рассказами. Вы уже знаете, что мы живем на Пермской земле. Она расположена вдоль реки Камы и Уральских гор. Наш край называется Пермским краем, Прикамьем, Уралом. Люди каких национальностей живут на Урале?

Дети. Русские, татары, башкиры, удмурты, коми-пермяки.

Воспитатель. Какими городами славится наш край?

Дети. Городами Чердынь, Красновишерск, Усолье, Соликамск, Кунгур.

Воспитатель. Распространенным занятием поселенцев Прикамья был промысел — охота на зверей (соболь, норка, белка, лиса). Реки Прикамья (Кама, Сылва, Чусовая) были богаты рыбой, что давало людям возможность ловить ее не только для пропитания, но и для продажи. О том, чем еще занимались люди на Урале, расскажут дети, которые подготовили информацию вместе со своими родителями.

1-й ребенок. Издавна люди на Урале занимались прядением и ткачеством. Ткань делали в основном изо льна. Сначала его сеяли, затем — собирали, сушили, мяли мялкой, выбивали трепалом (деревянный инструмент в виде большого широкого ножа). А чтобы одежда, сшитая из льняной ткани, не пропускала нечистую силу, трепало украшали резьбой с изображением солнца. Ткань для одежды готовилась на ткацких станках, которые на Урале назывались кроснами. Нити из шерсти животных получали при помощи прялок, расписанных красками. Рисунки на прялках в разных городах Прикамья были разными: в Кунгуре на лопасти рисовали мелкие цветочки, в Обве — большой восьмилепестковый цветок на белом фоне, обладающий магической силой солнца.

Воспитатель. Ребята, мы с вами сделали роспись уральских тканей, рисунки мы можем отправить для создания альбома памяти об Урале.

2-й ребенок. Одним из любимых занятий людей, живущих на Урале, была и остается до сих пор резьба по дереву. Наших предков очень привлекал этот доступный, легкий, прочный натуральный материал. Резьбой украшали домашнюю утварь, орудия труда, жилища. Резьба для наших предков была не только украшением, но и оберегом, который защищал от нечистой силы.

Воспитатель. Сотрудники краеведческого музея сделали выставку предметов быта, разрешили нам сфотографировать их и разместить в альбоме памяти.

3-й ребенок. Славились уральские мастера и гончарным ремеслом. В Соликамске, Чердыни, Кунгуре и других городах Прикамья делали посуду, украшали ее цветами, деревьями и отправляли по всей России. Большим спросом пользовались изделия Кунгурского кожевенного завода: сапоги, туфли, ремни, сумки.

Воспитатель. Ребята, по моей просьбе ваши родители принесли из дома изделия гончарных мастеров и Кунгурского кожевенного завода. Давайте внимательно рассмотрим их и решим, что из этих предметов с разрешения родителей мы можем передать в дар краеведческому музею.

Дети выполняют задание.

Ребята, знаете, почему про пермяков говорят: «Пермяки — соленые уши»? В старину так называли грузчиков-соленосов. Соль из мешков, которую они переносили, часто высыпалась на уши и шею, разъедая их. Труд солеваров был тяжелым, но очень нужным людям. Сейчас в солеварнях все делают машины. Прикамское солеварение нашло отражение в названии городов: Усолье (город у соли), Соликамск (соль камская). А как добывали соль прежде, нам расскажет дедушка Пети, предки которого работали мастерами-солеварами.

Дедушка Пети. Пермский край особенно славится трудом солеваров. Раньше, когда не было холодильников, скоропортящиеся продукты (мясо, рыбу) перекладывали солью для более длительного хранения. Соль использовали и для приготовления пищи. Природа Прикамья была богата соленой подземной водой — рассолами. Рассолы добывали из-под земли при помощи насоса, который прежде люди качали вручную. Выпаривали соль из воды в варнице, специальной избе с глубокой ямой — печью. Над ней крепилась большая сковорода квадратной формы, куда заливался рассол. Главным человеком в варнице был «варничный повар». Чтобы рассол не перегревался и не застывал в виде глыбы, мастер-солевар постоянно его помешивал специальными веслами. Досушивалась соль на полатях, построенных вдоль стен варничной избы, куда ее перебрасывали деревянными лопатами. Сухую соль пересыпали в плотные мешки и рабочие-грузчики на специальных деревянных заплечных рамках перетаскивали их в большой соляной амбар.

Воспитатель. Спасибо вам за очень интересную и полезную информацию. Этот рассказ мы тоже отправим в альбом памяти об Урале. По всей России Пермский край славится своими людьми: писателями В. Воробьевой, Л. Давыдычевым, И. Зыряновым, Л. Кузьминым, Е. Пермяком; изобретателями А. Поповым, Н. Славяновым; поэтами М. Смородиновым, Л. Татьяничевой; купцами Демидовыми, Строгановыми; организатором знаменитых выступлений русских артистов за рубежом С. Дягилевым; известной во всем мире балериной Н. Павловой. Одно из замечательных стихотворений Л. Татьяничевой мы с вами уже читали, и сейчас ребята нам его напомнят.

1-й ребенок

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки,

Сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

 

В лугах,

На ковровых просторах,

Среди плодоносных полей,

Лежат голубые озера

Осколками древних морей.

2-й ребенок

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звездный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

 

Я сердцем все это вбирала,

Свой край полюбив навсегда.

Но главная сила Урала —

В чудесном искусстве труда.

3-й ребенок

Люблю я огонь созиданья

В суровой его красоте,

Мартенов и домен дыханье

И ветер больших скоростей.

 

Мне дороги лица простые

И руки, что плавят металл...

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Воспитатель. Пермский край богат природными дарами. О них написано много уральских сказов. Какие сказы вы знаете? Кто их написал?

Дети отвечают.

А я вам прочитаю стихотворение Риммы Дышаленковой.

Интересно, знают дети,

Что такое самоцветы?

На Урале, проживая,

Знают дети или нет,

Что волшебным называют

Каждый камень-самоцвет.

Тот, кто любит аметист,

Дружбе верен, сердцем чист.

Кто силач и богатырь,

Носит камешек — сапфир.

Кто секрет хранить умеет,

Кто таинственно молчит,

Тот всегда понять сумеет

Камень ящерок и змеек —

Темноглазый малахит.

Самоцветный камень красный,

Будто ломтик ветчины,

Это главный камень — яшма —

Сердце сказочной страны.

Красный яшмовый узор —

Красота Уральских гор,

Будто в чаше, в этой яшме

Воды чистые озер.

На закат похож гранат,

На восход похож агат,

Эти камни в ожерельях

Силу солнышка таят...

На Урале самоцветы,

Самоцветен весь Урал.

Я хочу, чтобы об этом

Ты немножко тоже знал.

Можем ли мы эти стихотворения поместить в альбом памяти об Урале?

Дети. Да.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, наши рисунки, фотографии, стихи и рассказы помогут представить Урал как великий и могучий край России? Смогут ли они помочь тем, кто жил на Урале в годы войны, по-доброму вспомнить о нем? Чувствуете ли вы себя достойными жителями Урала? За что вы любите свой край? Может ли человек быть счастливым без своих родных мест?

Дети отвечают.

Я предлагаю еще раз прослушать песню «Журавленок» и рассказать о своих переживаниях во время звучания этой песни.

Звучит песня «Журавленок» (муз. Э. Колмановского, сл. И. Шаферана).

Похожие статьи:

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Преобразование геометрических фигур

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Равенства и неравенства

Конспект НОД по математике в подготовительной группе детского сада. Предыдущее и последующее числа

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Числа от 0 до 12

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Состав числа 9

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!