Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Первобытные люди
Занятие НОД для детей 6-7 лет. Конспект «Как жили первобытные люди»
Цель: становление положительного отношения к результатам труда человека.
Задачи:
— обогащать первоначальные представления о жизни и быте первобытных людей;
— стимулировать проявление познавательного интереса к изменению образа жизни человека;
— формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности;
— дидактическая игра «Историческая лента» (жилища, предметы освещения).
Оборудование: видеописьмо, видеопроигрыватель, проектор, слайды (изображение первобытного человека, пещеры, где он жил), настольно-печатные игры «Труд древних людей», «Кому что нужно для труда?», «Дорисуй и раскрась хижины», кусочки вареной и сырой моркови (по числу детей), диктофон.
Ход НОД
Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо: «Дорогие ребята! К вам за помощью обращаются ученики первого класса. Мы очень любим принимать участие в конкурсах, праздниках, выставках, которые проходят в детском Доме творчества. Скоро там будет проводиться выставка по теме “Доисторическая жизнь”. На эту выставку нужно представить рисунки, аппликации, поделки, макеты, которые рассказывают о том, как жили первобытные люди. Мы, группа учеников первого класса, решили все вместе сделать макет “Уголок древнего мира”. В общих чертах мы представляем, как он должен выглядеть: обязательно должно быть жилище. Но при обсуждении вопроса о том, какой был дом у первобытного человека, наши мнения разделились: одни ребята считают, что первым жилищем древних людей была пещера, другие думают — хижина, а один мальчик сказал, что жилищем первобытного человека была землянка. И вдруг кто-то вспомнил о том, что у вас в группе есть такой макет, и вы так много знаете о жизни первобытных людей. Поэтому мы решили обратиться именно к вам за помощью: расскажите нам, пожалуйста, о том, как жили первобытные люди». Ребята, как мы можем помочь нашим друзьям?
Дети. Мы можем рассказать им о жизни первобытных людей, можем выслать наши рисунки, аппликации, пригласить их в гости, подобрать иллюстрации.
Воспитатель. Я очень рада, что вы готовы помочь ребятам. А чтобы ваши рассказы получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о жизни первобытных людей. Ребята, а вы знаете, почему древних людей называли первобытными?
Дети. Потому что они были первыми.
Воспитатель. Да, слово «первобытный» состоит из двух частей: «первый» и «быт». Быт — то, чем пользуется человек в своей
Дети отвечают.
Почему ему жилось очень трудно?
Дети. Без одежды ему было холодно, негде было укрыться от дождя, ветра, спрятаться от диких животных, он часто голодал.
Воспитатель. Ребята, а почему первобытный человек не мог построить себе жилище, ведь со всех сторон его окружали леса, горы?
Дети. Он не умел строить дом, у него не было подходящих инструментов.
Воспитатель. Да, ребята, человек тогда еще не знал, как использовать деревья, камни или глину. Трудно приходилось человеку без дома. Послушайте об этом стихотворение.
Ребенок
Как построить дом надежный,
Человек еще не знал.
В первобытном мире сложном
Он жилье себе искал.
Он страдал от зимней стужи,
Хищный зверь ему грозил.
Человеку дом был нужен,
Где бы он спокойно жил,
Где бы он готовил пищу,
Ел и мирно отдыхал.
Он хотел иметь жилище,
Где б бояться перестал.
И в заботах невеселых
Человек мечтал порой,
Как с добычею тяжелой
Возвращается домой.
Как семья его встречает,
Тесно сидя у костра...
И теперь он точно знает —
Дом найти ему пора!
К. Нефедова
Воспитатель. Ребята, и где же нашел свой первый дом человек?
Дети. В пещере.
Воспитатель. Верно! Сначала люди жили в пещерах, которые они не строили сами, а находили их.
Воспитатель через медиапроектор показывает детям изображение пещеры, в которой жил первобытный человек.
Ребята, были ли в пещерах мебель, посуда?
Дети. Нет.
Воспитатель. Как же люди обходились без всего этого?
Дети. Они сидели на камнях, ели руками, спали на земле, на теплых шкурах, без кроватей и подушек.
Воспитатель. Ребята, чтобы вспомнить о том, чем питался первобытный человек, предлагаю поиграть еще в одну игру.
Игра-лото «Труд древних людей»
Вокруг большой карты с изображением древнего человека нужно разложить маленькие карточки, на каждой из которых нарисован один из видов труда древних людей (охотятся, ловят рыбу, собирают орехи, ягоды, коренья, грибы, яйца птиц). Дети выбирают нужные карточки из числа других, на которых, кроме труда древних людей, нарисованы современные виды труда по приготовлению пищи. В ходе выполнения задания они рассказывают о том, что нарисовано на картинках.
Воспитатель предлагает детям попробовать по одному кусочку сначала вареной, а потом сырой моркови, спрашивает, какая из них мягче, легче жуётся, делает с детьми вывод, что это сваренная морковка.
Воспитатель. Первобытные люди сделали очень важное открытие — они научились использовать огонь, готовить на нем еду. Сначала люди очень боялись огня — они не умели его добывать и видели его, только когда молния попадала в дерево, поджигала его и начинался большой пожар. Постепенно люди стали замечать, что огонь дает тепло, отпугивает диких зверей, что коренья или мясо, которые побывали в огне, намного мягче сырых. И они решили использовать огонь — после лесного пожара они собирали еще горячие угли, приносили в свои жилища и хранили их в специальном углублении в земле — делали очаг. Почему они тщательно оберегали его от ветра и воды?
Дети. Потому что зажигать огонь сами они еще не умели.
Воспитатель. Как же человек научился самостоятельно добывать огонь?
Дети. Огонь стали получать в результате трения дерева о дерево.
Воспитатель. Верно! Человек научился самостоятельно добывать огонь из искры, которая возникает при трении дерева, чирканья камнем о камень. Как вы думаете, легче ли стала жизнь древнего человека после того, как в его пещере появился огонь?
Дети. Да.
Воспитатель. Почему?
Дети. Огонь давал тепло, отпугивал диких животных, освещал пещеру; пища, приготовленная на костре, была вкуснее, чем сырая.
Воспитатель. Продолжим наш разговор о быте древних людей. Первые предметы, которыми пользовался человек, были очень простыми, для их изготовления не требовалось сложных инструментов. Из чего они были сделаны?
Дети. Из дерева, камня, костей животных.
Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит вам о том, какие важные приспособления придумывал древний человек, чтобы работа была успешной.
Игра «Кому что нужно для труда?»
Используется перфокарта, представляющая собой лист формата А4, по разным сторонам которого нарисованы древние люди, занимающие разным трудом: охотник, рыболов, женщина, шьющая одежду, и орудия труда, приспособления, необходимые этим людям: копье с наконечником из оленьего рога, стрелы с каменными и костяными наконечниками, нож из острого камня и крупных костей рыбы, костяная игла для шитья одежды, лодка, выдолбленная и£ ствола дерева. В центре листа — вырезанный прямоугольник. Выполняя задание, дети подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Детям нужно соединить линиями людей и приспособления, орудия труда; назвать предметы, рассказать о них и сказать, для чего они нужны людям, здесь изображенным.
Воспитатель. Ребята, а кто научил древних людей делать эти предметы и приспособления?
Дети. Они их придумали сами.
Воспитатель. Да, возможности использования или изготовления предметов человек часто обнаруживал случайно: ложка появилась, когда однажды, перемешивая пищу широкой палочкой с углублением, он заметил, что в ней осталась еда; вилка — после того, как он понял, что брать горячую еду палочкой с двумя зубчиками удобнее, чем одной. Ребята, на что был направлен труд древнего человека?
Дети. На то, чтобы добыть еду, защитить себя от непогоды, от диких зверей.
Воспитатель. Верно! Труд древнего человека был направлен на то, чтобы защитить себя от стихии (ливень, град), от диких животных, чтобы сделать предметы, которыми удобно пользоваться. Ребята, наши друзья-первоклассники просили подробнее рассказать о жилищах древних людей. Как вы думаете, удобно было людям жить в пещерах?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Дети. В них не было дверей, окон, дым от костра оставался в пещере, свет проникал через вход, поэтому там было темно.
Воспитатель. Да, ребята, пещера долго служила человеку укрытием от холода и хищников, но все же была ненадежным жилищем. Дверь тогда еще не придумали, поэтому вход постоянно приходилось охранять от непрошенных гостей. Со временем человек стал понимать, что жить в пещере неудобно: в нее протекает вода, в ней сыро, темно и холодно. Кроме того, не в любой местности были пещеры, а жить где-то надо! Человек стал думать, не построить ли себе жилище самому? Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, какие жилища древние люди научились строить сами.
Игра «Дорисуй и раскрась хижины»
Дети делятся на три микрогруппы, каждая из которых получает незаконченное изображение жилища древних людей (хижина, лачуга, шалаш). Нужно угадать, из чего на каждой картинке человек строит дом, дорисовать и раскрасить картинки. После выполнения задания дети рассказывают о том, что нарисовано на картинках, из чего человек строит дом, почему он строил такие дома.
Воспитатель. Ребята, вот мы и вспомнили о том, как жили первобытные люди. Ваши рассказы о жизни первобытных людей я записала на диктофон. Сегодня после сна мы с вами отберем рисунки, аппликации, иллюстрации о жизни древних людей и вместе с записью ваших рассказов отправим их нашим друзьям- первоклассникам. Думаю, это поможет ребятам в изготовлении макета, и они смогут принять участие в выставке, которая будет проходить в детском Доме творчества.
Похожие статьи:
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Числа от 0 до 12
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Состав числа 9
Конспект НОД по математике в подготовительной группе детского сада. Предыдущее и последующее числа
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Равенства и неравенства
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Преобразование геометрических фигур
Нет комментариев. Ваш будет первым!