Воспитательное мероприятие ко Дню матери в начальной школе

Мамы всякие нужны (обзор книг, посвященных маме)

Если ты забыл о своей матери, значит, ты забыл о своей родине, а если ты забыл о своей родине, значит, нет тебе места на земле.

Иван Панькин

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас очень важный и серьезный разговор о самом дорогом, что есть в жизни каждого человека. Наш разговор - о маме. А нашими собеседниками будут герои литературных произведений.

II. Встреча с литературными героями.

1. Горький М. Воробьишко.

(Назвать сказку: Горький, М. Воробьишко. - М., 1984.)

У Пудика крылья расти не торопились, но жил он своим умом, маме не верил. Он рассуждал так:

- Пусть деревья перестанут качаться, тогда и ветра не будет.

- (Увидел мужика.) Мужику крылья кошка оторвала.

- Все должны иметь крылья: на земле хуже, чем в воздухе. Когда я вырасту, я сделаю, чтобы все летали.

Пудик не верил маме; он ещё не знал, что, если маме не верить, это плохо кончится. Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:

- Эх, бескрылый человек,

У тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки!

А я маленький совсем,

Зато сам мошек ем.

Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка - рыжая, зелёные глаза - тут как тут.

Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:

- Честь имею, имею честь...

А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у неё дыбом встали - страшная, храбрая, клюв раскрыла - в глаз кошке целит.

- Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети...

Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями - раз, раз, - и на окне!

Тут и мама подлетела - без хвоста, но в большой радости.

Задание для юных читателей:

- Прочтите стихи, сочиненные Пудиком.

2. Белая уточка: русская народная сказка.

(Назвать сказку.)

Перед вами еще одна самоотверженная мама. Когда ведьма заманила молодую княгиню в речку и превратила в белую уточку, - та смолчала, снесла это несчастье. Но когда попали в беду ее сыновья, - не выдержало материнское сердце такого горя. Завопила уточка материнским голосом. Хорошо, князь оказался сообразительным - быстро разобрался, что тут без нечистой силы не обошлось, сказал он заветные слова:

Стань, белая береза, у меня позади,

А красная девица - впереди!

И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добра наживать, худо забывать.

3. Сухомлинский В. Моя мама пахнет хлебом.

(В книге: Сухомлинский, В. Яблоко и рассвет. - М., 1984. - С. 17.)

В один день в детский сад пришли двое новеньких - Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю:

- Где работает твоя мама?

- А ты не догадался? - удивился Коля. - От неё пахнет лекарствами. Моя мама - врач. Если заболеет человек - мама его вылечит. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама где работает?

- А ты разве не понял? Она же пахнет хлебом. Моя мама - пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто не сможет жить.

- И врач? - удивлённо спросил Коля.

- И врач не сможет, - с гордостью сказал Толя.

Задание для внимательных слушателей:

- Кем же работала мама Толи? (Возможные ответы детей: пекарем, кондитером, хлеборобом.)

4. Сухомлинский В. Лисица и мышь.

(В книге: Сухомлинский, В. Яблоко и рассвет. - М., 1984. - С. 11.)

У лисицы родилось пятеро лисят. Крепко любила лисица своих деток. Каждый день ходила на охоту и приносила что-нибудь вкусное: то птичку, то зайчонка, то мышку, а то и лягушонка или жука.

Однажды заметила лисица недалеко от своей норы мышиную норку. Едва успела спрятаться мышь с мышатами, а лисица тут как тут. Села у норы и приговаривает:

- Всё равно выйдешь, мышь, из норы, или детки твои выйдут. Тут я вас и схвачу.

Долго сидела лисица. Мышь с мышатами давно проголодались, а лиса всё сидит.

И надумала мышь напугать лису. Говорит мышь из норки:

- Убегай, лиса. Волк из лесу спешит.

А лисица знай усмехается.

Снова говорит мышь из норки:

- Убегай, лиса, охотник идёт с ружьём.

А лисица - ни с места.

Тогда мышь как крикнет:

- Лисичка, волк к твоим лисятам в нору полез!

И побежала лисица спасать своих деток.

Задание внимательным читателям:

- Каждая мать любит и оберегает своих деток. От каких слов мыши убежала от норки лисица? («Лисичка, волк к твоим лисятам в норку полез!».)

5. Гайдар А. Чук и Гек.

(Назвать повесть: Гайдар, А. Чук и Гек. - М., 1990.)

У Чука и Гека была вообще совершенно замечательная мама.

Она решилась ехать с детьми к мужу-геологу за тысячу километров от дома. (Смелая.)

Она нашла ямщика и договорилась, что он отвезет их в лес. (Находчивая, собранная.)

Она взглянула на спящего Гека и сразу поняла, что ему снится плохой сон. Стоило ей повернуть сына со спины на бок и тихонько подуть на его лоб, как Гек заулыбался - плохой сон угас. (Чуткая, любящая.)

Она узнала о том, как подвели ее сыновья с телеграммой. (Спросить у детей, что именно случилось.) Как она поступила? Она наказала их? Нет. (Ответы детей.) Она вздохнула и спросила сторожа, что ей теперь делать.

Когда пропал Гек (спросить детей, что же произошло), мать сдернула со стены ружье, достала патроны, выбежала во двор, зарядила ружье и выстрелила, потом еще и еще. (Смелая, отважная, не растерялась.)

В комнате отца мать сразу же взялась за уборку: целый день она скоблила, мыла, чистила. (Аккуратная, чистоплотная.)

На следующий день было решено готовиться к Новому году. Мать вместе с сыновьями мастерила игрушки. (Рукодельница, мастерица.)

6. Воронкова Л. Солнечный денек.

(Назвать повесть: Воронкова, Л. Солнечный денек. - М.: Детская литература, 1989.)

А сейчас я хочу познакомить вас с деревенскими девочками Таней и Аленкой.

Таня и Аленка живут не в городе, как вы, а в деревне. Таня - ваша ровесница, в школу она еще не ходит. Она живет с бабушкой, дедушкой и мамой. Ее папа погиб на войне. Ее бабушка хлопочет по дому, дедушка работает в конюшне конюхом, а мама работает в колхозе в бригаде.

Танюша вместе с подругой Аленкой любит играть в куклы и слушать сказки, летом купаться в речке, зимой кататься на санках с горки. Таня помогает бабушке. Послушайте, как это происходит.

БАБУШКИНЫ ДЕЛА (прочитать в сокращении)

На улице был буран, и бабушка сказала Тане:

- Сиди дома!

- А что дома делать?

- Дел в доме сколько хочешь, - ответила бабушка. - У меня дела ещё до свету начались: печку истопила, обед сварила, завтраком вас накормила... А сейчас давай за работу вместе приниматься: я буду кринки мыть, а ты чашки.

Они вымыли посуду, поставили ее в шкаф, а клеёнку на столе вытерли сухо-насухо.

- Ну, вот и дела кончились! - сказала Таня.

- По-твоему, кончились, а, по-моему, нет, - сказала бабушка. - Я пойду - половики вытрясу, а ты бери веник, пол выметай.

Бабушка собрала с полу пёстрые дорожки, оделась и вышла из избы, а Таня взяла веник и стала подметать. Она так размахивала веником, что весь сор вихрем взлетал кверху. Бабушка вошла с половиками.

- Тише, тише! - сказала она. - Разве гак метут!

И показала, как надо мести.

Так они вместе подмели пол и постелили пёстрые дорожки. Чисто стало в избе!

- Вот и всё! - сказала Таня.

-Нет, не всё, - сказала бабушка, - сейчас пойдём гусей кормить.

Гуси стояли около кормушки и ждали. Увидев бабушку с ведром, они закричали на разные голоса. Бабушка дала им корму, они уткнулись в кормушку и умолкли.

- Ну, вот и накормили! - сказала Таня.

Бабушка и Таня пошли в избу. Бабушка вымыла руки, взяла гребень и веретено и уселась прясть кудельку. А Таня стала раздёргивать шерсть.

- Вот спрядёшь кудельку, и работа вся. Да, бабушка? - спросила она.

- Спряду кудельку и дам скотине сенца, - ответила бабушка. - А потом обедать собирать - дед из лесу с дровами приедет, мать из риги придёт. После обеда скотину поить и кормить, корову доить, за водой идти... А там уж и вечер - в горнице печку топить, картошку варить на ужин...

После обеда явилась Алёнка - вся в снегу! Таня обрадовалась.

- Что ж ты не шла так долго?

- Я вьюги боялась. А ты на улице была?

- А когда мне! Я всё бабушке помогала!

Подружки уселись играть в куклы. А когда стемнело, залезли на лежанку и принялись рассказывать друг другу сказки. Бабушка входила, выходила, гремела вёдрами, а Таня и забыла, что она ей собиралась целый день помогать.

И только вечером вспомнила, когда Алёнка ушла:

- Бабушка, а что ещё делать надо?

- Я полезу в подпол, картошки наберу на завтра, капусты достану.

- Бабушка, и я с тобой!

Бабушка полезла в подпол. И Таня с ней. Бабушка набрала картошки, положила из кадки капусты в миску, взяла морковку для щей, а Таня достала из кадки большой солёный огурец, и они вылезли из подпола.

- Вот мы и управились. Да, бабушка? - сказала Таня.

В это время в избу вошла мать, а следом за ней пришел дедушка.

- Накрывай на стол, Таня, - сказала бабушка, - будем ужин собирать.

-Ой, бабушка! - сказала Таня. - А когда же твоим делам конец?

Бабушка улыбнулась и ответила:

- Моим делам конца не бывает!

7. Воронкова Л. Девочка из города.

(Назвать повесть: Воронкова, Л. Девочка из города. — М, 1983. - С. 28-30.)

Маленькая Валентинка уже успела хлебнуть немало горя. Погиб на фронте ее отец, во время бомбежки погибли ее мать и младший братишка. И теперь бредет она с другими беженцами подальше от фронта.

Простая деревенская женщина Дарья Шалихина пожалела сиротку и взяла ее в свой дом. Ох, как трудно приживалась девочка из города в чужой семье. И крестьянская работа была непривычна ей. И дед казался сердитым. И с родными детьми Дарьи подружиться непросто: старшая Груша любит командовать, средняя Таиска поозорничать, а младший Романок покапризничать.

Но проходит время, и благодаря терпению, участию, мудрости матери и деда Валентинка становится родной в семье Шалихиных.

Отрывок из главы «У Романка появляется танковая бригада.

На белом столешнике расцветают алые цветы»

Сегодня мать - именинница. Дети решили сделать ей подарки: Романок разрисовал печь танками, а Валентинка нарисовала краской на скатерти, покрывавшей стол, красивые цветы.

Вопрос слушателям:

- Как поступит мать?

III. Викторина, посвященная сказочным мамам.

(Жили-были. - 2003. -№ 3. - С. 4-5.)

1. Эта мама не выносила кошачьего духа и сказала мужу: «Выбирай: или кот, или я». (Успенский Э. «Дядя Федор, пес и кот».)

2. Эта мама спасла шестерых своих детей. (Русская народная ската «Волк и семеро козлят».)

3. Эта мама вызволила из плена двух своих сыновей. (Шварц Е. Пьеса «Два клена».)

4. Эта мама отстояла своего приемного сына. (Киплинг Р. «Маугли».)

5. Эта мама нашла сыну красивую невесту. И в этой же сказке другая мама навсегда потеряла долгожданную дочку. (X. К. Андерсен. «Дюймовочка».)

6. Эта мама отдала жизнь за своего ребенка. (Д. Ролинг. «Гарри Поттер».)

Вот они какие - героические мамы!

IV. Заключительная часть.

Чтение учителем рассказа Л. Пантелеева «Ау» (в сборнике: Мама: стихи, рассказы, сказки. — М., 1986. - С. 103.).

АУ

Старшая сестра учила младшую читать. Оленька выучила все буквы, а читать не может, не получается. Никак не складываются буквы вместе.

В книге написано: «АУ».

- Что тут написано, Оленька?

- Не знаю.

- Это какая буква?

- А.

- Молодец! А эта?

- У.

- А вместе?

- Не знаю.

- Ну, как же не знаешь?! Эта А, а эта У. А если их сложить, что получится?

- Не знаю.

- А ты подумай.

-Я думаю.

- Ну и что?

- Не знаю.

- Ну вот что, - сказала старшая сестра. - Представь, что ты заблудилась в лесу. Как ты тогда станешь кричать?

Оленька подумала и говорит:

- Если я в лесу заблужусь, я буду кричать: «Мама!»

Слово ведущего. Любите, не обижайте, слушайтесь своих мам и бабушек, заботьтесь о них и учитесь у них уму- разуму.

Давно замечено: дети, которые трогательно любят своих матерей и бабушек, потом вырастают в хороших людей. Помните об этом!

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие на День Матери, 3 класс

Классный час «День Матери», 4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!