Загадки по русскому языку для школьников

Загадки по русскому языку для школьников

Детские загадки с ответами. Загадки про алфавит, про буквы, загадки о грамматике, загадки про знаки препинания, загадки о правилах русского языка.  

Загадки для школьников от 9 до 12 лет.

* * *

Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Повторяю... (алфавит)

 

А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно... (орфограммы)

 

Тридцать три подружки

Школьницы-девчушки.

Друг за другом встанут,

Все слова составят. (Буквы)

 

Если слог мы выделяем

При его прочтении,

Палочкой обозначаем

Сверху... (ударение)

 

Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь — «храбрость»,

Скажу я «грусть»,

А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)

 

Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная —... (безударная)

 

С вопросом предложения

Я обозвал «спросительные».

Я позабыл в волнении

Названье... («вопросительные»)

 

Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется... (глагол)

 

Искусство читать и искусство писать

Сложнее чтения, сложней математики.

Наука, что может язык изучать,

Называется просто — ... (грамматика)

 

Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет... (грамматическую основу)

 

Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда? Все просто...

После слов тех — ... (знак вопроса)

 

Какая погода!

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой —... (восклицательный)

 

Я один говорил,

Это был монолог.

Собеседник вступил,

Стала речь —... (диалог)

 

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

 

Она выражает значение слова

И называется просто — ... (основа)

 

По соседству два брата живут,

В слова то и дело встают.

Один брат звуки смягчает,

Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)

 

Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю... (точку)

 

Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Окончанье обведем.

Наши действия — не вздор,

По составу то... (разбор)

 

Слова объяснение

Словарь зовет... («значение»)

 

Средний, женский и мужской бывает.

Как его, скажите, называют? (Род)

 

Ты части речи те — союз,

Предлог, частицу, — помни.

Ты, школьник, намотай на ус,

Названье их запомни.

Зовутся не волшебные,

А проще. Так:... (служебные)

 

Каждый абзац мы с нее начинаем.

Помним о ней и название знаем.

И правильно скажет школьник любой,

Что отступ зовется... (красной строкой)

 

Часть текста в учебнике нам не в новинку:

То, может, абзац, может быть, половинка.

Такой вот из текста любого «обрывок»

Мы все называем понятно — ... (отрывок)

 

Над ошибками работу

Делал целую субботу.

Иссякло уж терпение,

Готовы... (исправления)

 

Слова в учебнике написаны неверно,

Случайные ошибки здесь, наверное.

Возьмем, к примеру, «кОрандаш», «пИрчатки»,

В словах учебника нашел я... (опечатки)

 

Знак препинания очень нам нужный,

С точкой он схож и вообще с нею дружен.

Точки сестру с завитушкой смешною

Мы называем всегда... (запятою)

 

Если текст вдруг незаконченный,

Вместо точки стоит... (многоточие)

 

Конфета в вазе была одна.

Мама насыпала, стало полно.

Ответьте же мне на вопрос, детвора,

Что у конфет изменилось? (число)

 

Если первое — «Я», «Мы»,

Если третье — «Он», «Они»,

А второе если, значит,

«Ты» и «Вы». И не иначе. (Лицо)

 

«Иван Родил Девчонку,

Велел Тащить Пеленку».

По первым буквам прочитай,

Все шесть братишек называй.

Их имена скорей скажи.

Конечно, это... (падежи)

 

Прочитали мы рассказ,

Попросил учитель нас

Проявить старание —

Тексту дать название.

Тут я оказался ловок —

Вмиг придумал... (заголовок)

 

Зовут его крылатым словом,

Его значенье всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Его зовем... (фразеологизмом)

 

Именительный, родительный,

Дательный, винительный,

Творительный, предложный...

Все их запомнить сложно.

Ты в памяти всегда держи

Названья. Это... (падежи)

 

Есть суффикс, стоящий за окончанием,

Он носит другое, сложнее название.

Особый суффикс «СЯ» или «СБ»

Мы называем... (постфикс)

 

То, как надо нам писать,

Может нам оно сказать.

Ошибку я исправила,

Ведь выучила... (правило)

 

Часть речи это непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает лишь признак предмета.

Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)

 

Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)

 

Порядок при счете оно называет.

Часть речи. Но это не существительное.

Количество числами выражает

И называется... (имя числительное)

 

У зуба корень может быть,

У дерева встречается,

У слова нужно не забыть,

Как он обозначается? (Знаком ˆ)

Если действие прошло,

То «прошедшее» оно.

Если действие сейчас,

«Настоящее» у нас.

Ну а если вдруг настанет,

«Будущим» оно вмиг станет. (Время)

 

Этим словом называется

Тот, к кому мы обращаемся,

И, без всякого сомнения,

Это слово — ... (обращение)

 

В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется... (приставка)

 

Слова означают одно и то же,

Но между собою они не похожи.

По-разному пишутся и говорятся...

Как называются? Кто догадался? (Синонимы)

 

Я его в основе встречу,

Подчеркну одной чертой.

На вопрос «Кто?», «Что?» ответит

Этот главный член. Какой? (Подлежащее)

 

Этот главный член найду,

Две черты я проведу.

Он в основе есть, скажу я,

Называется... (сказуемым)

 

Мы давно позабыли такие слова:

«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.

Редко встречаются, не надоевшие,

Эти слова мы зовем... (устаревшие)

 

Звуки друг друга нашли,

Встали рядом и смысл обрели.

Много их, аж кругом голова...

Собираются звуки в... (слова)

 

Все вы назовете их едва,

Самые короткие слова.

Отчего они так важны, не пойму?

«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)

 

Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки... (гласные)

 

Такие буквы нелегко произнести,

Преграда — зубы и язык на их пути.

Их в алфавите 20 штук.

Они все разные,

А называются они... (согласные)

Похожие статьи:

Загадки про человека с ответами для школьников 5 класса

Загадки для школьников про спорт, про физкультуру

Загадки для школьников про творчество, рисование

Загадки о природе для детей с ответами

Загадки про игры и игрушки для детей

Комментарии (9)
Татьяна # 12 декабря 2013 в 17:50 0
Спасибо! Обязательно использую на занятиях с детьми.
Павлова Татьяна # 24 декабря 2014 в 12:58 0
Обязательно попробую
Анфиса Чехова # 24 декабря 2014 в 13:00 0
Детям будет очень интересно.Попробую с детьми
Адам Яковлев # 24 декабря 2014 в 13:18 0
Благодарю! Обязательно попробую с детьми
оля руга # 12 января 2015 в 15:01 0
спс
LENA # 27 марта 2015 в 17:41 0
Интересные загадки, могут пригодится в учёбе.Я считаю знаний слишком- слишком много не бывает!!!
Владимир # 7 декабря 2015 в 15:25 0
Спасибо!!!!
Мария # 25 апреля 2016 в 20:41 0
спасибо.Мне это очень помогло .Когда было лень делать просто списала . :)
Софья # 10 мая 2016 в 14:25 0
Пригодилось для урока!😊