Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Занятие по развитию речи для детей 5-6 лет

Тема: Пересказ художественного произведения. Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Цель: учить понимать эмоционально-образное содержание произведения; помочь понять содержание сказки «У страха глаза велики»; обратить внимание на языковое богатство сказки, необычное название (это пословица); учить пересказывать сказку по частям самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам.

Ход занятия

- Ребята, сегодня мы с вами снова в гостях у сказки.

- Как обычно начинаются сказки? С каких слов? (Жили-были... В некотором царстве, в некотором государстве... Однажды в лесу... Это случилось давно...)

- А какими словами заканчиваются? (Стали они жить-поживать да добра наживать. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец! С тех пор у них мир и лад.)

- Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках? (О приключениях людей и животных, о событиях загадочных и волшебных...)

- В сказке, которую вы сейчас услышите, живут-поживают: бабушка- старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка, мышка-хлопотушка. Называется сказка - «У страха глаза велики». Не случайно такое название у сказки. «У страха глаза велики». Это пословица.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- В каких случаях ее говорят? (Когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле.)

- А теперь сказку слушайте, да на ус мотайте.

Слетелись птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали сказки,

Были там и небылицы.

Одну я там переняла, да вам привезла.

- Это еще не сказка, а присказка. А сказка вся впереди.

Воспитатель читает сказку.

У страха глаза велики (русская народная сказка)

На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка да мышка-хлопотушка.

Бабушка со внучкой хозяйничали во всей избе, курочка - за печкой, а мышка - в норке.

Бабушка каждый день за водой ходила, и внучка воду носила, и курочка воду себе за печку таскала, и мышка водицу себе добывала. У бабушки ведра были большие, у внучки - поменьше, у курочки были ведерки с огурчик, у мышки ведерочки с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка - из колодца, курочка - из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Бабушка воду зачерпнет - домой понесет. А ведра-то у нее трех- тре-ех! Вода из ведер плех-пле-ех! Да на землю ручейками. А внучка-то за бабушкой поторапливается. Ведерки-то у нее трех-трех! Да на землю струйками, струйками...

Курочка за внучкой спешит. Ведерки у нее трех-трех-трех! Водичка- то на землю плех-плех-плех! Ниточкой, ниточкой...

Мышка бежит, торопится. Ведерки-то у нее трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-как-кап! Капелькой, капелькой...

Так-то вот они и носили воду.

Раз пошли они все четверо по воду. Зачерпнули воды, домой идут. Впереди бабушка выступает, за бабушкой внучка поспевает, за внучкой курочка спешит, за курочкой мышка бегом бежит...

А в сторонке, в зеленом садочке под яблонькой зайка отдыхал, да и задремал.

А на яблоньке, на длинной веточке, на коротком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть.

- Эх, - думает яблочко, — кто бы яблоньку тряхнул, да мне бы, спелому яблочку, помог бы с веточки упасть.

А тут и налетел ветерок-непоседа. Яблоньку тряхнул, веточку качнул, а спелое яблочко с веточки - бу-ух! - да зайке по носу!

Зайка спросонья вскочил... Со страху ничего не видит, ничего не понимает...

- Ой, батюшки! Охотники! Стреляют!

Да бежать...

А навстречу ему шли бабушка со внучкой, с курочкой и мышкой. Все с ведрами, с коромыслами, да с водичкой...

Зайка с перепугу со всего разбега им прямо под ноги!..

Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спину, мышку лапкой прижал... Да и был таков!

А у наших водоносов ведра раскатились, вода разлилась, коромысла в сторону отлетели... Шуму-то, грому!.. Со страху-то они никак не опомнятся! Насилу поднялись - да домой бежать!..

Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.

Бабушка сидит на лавке, со страху у нее в головушке помутилось, никак она не поймет: что за зверь такой ей под ноги шарахнулся?

- Не иначе, как медведище! И как я, старая, еще жива-то осталась?

Внучка у нее за спиной в голос плачет.

- Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то, что свечки, горят. Зубами щелкает, а хвост-то какой! Я думала, он меня съест!

Курочка за печкой затаилась, голову под крыло спрятала, сама себе не верит, что уцелела.

- Ну и лисица! - думает. -Как это она меня упустила?! Ведь второй такой лисы не найдешь!

А мышка под печкой в норке дрожмя дрожит. Ей кот-разбойник чудится.

- Ну и котище был! Откуда такой взялся? Глазищи-то, усищи-то какие! Лапищей-то как он меня притянул! Думала я: смерть мне! Как это я от него, от такого, да укатилась?!

А зайка серенький в лес прибежал, под кустик забился, лежит вздохнуть боится, а сам думает:

- Охотники-то как подстерегли меня! И сколько их было?.. Да все с ружьями, с трещотками! Как только меня ноги унесли?!

Так-то вот, мои детушки, с той поры, с того времечка и говорят люди добрые:

- У страха глаза велики: чего нет - и то видят!

- Ребята, понравилась вам сказка?

- Кто же главный герой в сказке?

- Как их зовут-называют? (Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка, мышка-хлопотушка.)

- С какими ведрами они ходили за водой?

- Как они воду носили домой?

- Что случилось однажды?

- Кто же на самом деле напугал водоносов?

- Кому что померещилось?

- Давайте все вместе повторим пословицу: «У страха глаза велики».

- Ребята, а у вас в жизни были такие случаи, когда «У страха глаза велики»? (Были.) (Короткие рассказы детей.)

- А теперь послушайте внимательно сказку еще раз, постарайтесь запомнить и пересказать ее.

Заслушиваются индивидуальные, а затем коллективные рассказы детей по частям.

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Детский сад»

Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ. Службы спасения

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб - всему голова»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Наши имена»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!