Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Толстой «Пожарные собаки»

Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Тема: Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Пожарные собаки».

Цель: учить детей связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов воспитателя; учить детей подбирать определения, синонимы и антонимы; упражнять в составлении предложений-путаниц и в последовательной замене слов в этих предложениях; развивать у детей чувства ритма и рифмы при составлении шуток-чистоговорок.

Ход занятия

- Ребята, что вы представляете, когда слышите слово «пожар»? Какие чувства у вас вызывает это слово? (Ответы детей).

- Кто помогает справиться с пожаром? (Пожарные.)

- Пожарные - это специально подготовленные и обученные люди. Но есть и специальные собаки - помощники человека. Вот о таких собаках- пожарных я прочитаю вам рассказ-быль.

Воспитатель читает рассказ-быль Л. Толстого «Пожарные собаки», поясняет, что Лондон - это город в другой стране, в Англии.

Пожарные собаки

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее - не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

После чтения воспитатель задает вопросы:

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ?

- Почему собак называли «пожарными»?

- Что делают пожарные собаки?

- Какие собаки?

- Что произошло однажды в Лондоне?

- Чем закончился рассказ?

Воспитатель читает рассказ повторно, дает установку на последующий пересказ. После чтения вызывает троих детей, они распределяют между собой, кто что будет рассказывать: первый - о пожарных собаках, второй - о том, как собака Боб спасла девочку, третий заканчивает пересказ эпизодом о том, как собака принесла куклу.

Воспитатель выслушивает два-три пересказа и задает вопросы:

- Что было с мамой, когда она увидела девочку в горящем доме? (Мама плакала, была в страхе, отчаянии, была печальная, расстроенная.)

- А когда она увидела, что ее девочка жива, она стала какая? (Радостная, веселая, счастливая, довольная, оживленная.)

Следующее задание: придумать шутку-чистоговорку. Воспитатель говорит первую строчку, дети заканчивают.

Ты, собачка, где, гуляла?

(Я за зайчиком бежала.)

Эй, щеночек, где ты был?

(В лесу бабочек ловил.)

Словесная игра «Взрослый - детеныш»

Воспитатель называет взрослых животных, а дети - детенышей.

собака - щенок

кошка - котенок

корова - теленок

олень - олененок

лошадь — жеребенок

свинья - поросенок

коза - козленок

белка - бельчонок

лиса-лисенок

медведь - медвежонок

Похожие статьи:

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Хлеб - всему голова»

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Мир взрослых и детей»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Детский сад»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Наши имена»

Конспект НОД в старшей группе по ОБЖ. Службы спасения

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!