Дидактические игры по математике, 1 класс

Методические указания к проведению игровых и занимательных заданий

Ниже приводятся дидактические игры и занимательные задания, помогающие детям усвоить такие базисные вопросы программы, как сравнение предметов по цвету, размеру, форме, пространственные и временные представления; направления движения; отношения «больше», «меньше», «столько же» между группами предметов; название и последовательность чисел, счет предметов, сравнение чисел.

Дидактические игры при ознакомлении с цветом предметов

Цвет — один из признаков предмета, который рано привлекает внимание детей. Цвет, эмоционально воздействуя на детей, доставляет им радость.

В 1 классе дети должны уметь различать и знать название наиболее часто встречающихся им цветов: красного, желтого, зеленого, оранжевого, синего, голубого, коричневого, фиолетового, белого, черного.

Задача учителя заключается в том, чтобы воспитать у детей чувство прекрасного, чувство гармонии красок в природе, быту, окружающей обстановке.

Для реализации этих задач в числе других средств обучения можно использовать дидактические игры в следующем порядке: игры на распознавание основных цветов с использованием средств наглядности, на подбор предметов или рисунков по названию или описанию сочетания цветов, игры-загадки на определение предметов по описанию признаков предмета.

Приведем примеры игр на распознавание цвета предметов в той же последовательности.

1. Какого цвета не стало?

Дидактическая цель. Формирование умений по распознаванию цвета предметов.

Средства обучения. Разноцветные флажки.

Содержание игры. Учитель показывает детям один за другим несколько флажков разного цвета, дети поочередно определяют их цвет. Флажки учитель вывешивает на доске или ставит на столе и объясняет правила игры: «Вы закроете глаза, а я уберу какой-нибудь один флажок. Когда я вам скажу «можно», вы откроете глаза, внимательно посмотрите, и кто догадается, какого флажка нет, тот поднимает руку».

Дети поочередно в игре называют цвет убранных флажков.

2. Украсим елочку шарами

Дидактическая цель. Обучение детей подбору рисунков по названиям цветов.

Средства обучения. Рисунки: ель, елочные игрушки и шары разного цвета.

Содержание игры. На магнитную доску прикрепляется изображение ели. Детям раздаются рисунки шаров и елочных игрушек.

«Давайте украсим эту елочку разноцветными шарами и игрушками, — предлагает учитель. — Посмотрите, у каждого из вас в конвертах есть елочные игрушки и шары определенного цвета. Я буду называть какой-нибудь цвет елочных игрушек или шаров, и тот из вас, у кого игрушки такого цвета, подойдет к елочке и «повесит» их на нее.

Сначала мы с вами украсим елочку разноцветными шарами. Первый шар, который мы повесим на елочку, пусть будет красным. У кого из вас красный шар?»

Ребенок, у которого в конверте рисунок красного шара, подходит к доске и прикрепляет его на елочку. Остальные дети сигнальными карточками показывают, правильно ли выбран шар. За красным шаром на елочку прикрепляется оранжевый, желтый, зеленый, голубой и другие шары и игрушки.

После того как елочка украшена, детям предлагается перечислить, какого цвета рисунки игрушек и шаров «повешены» на елку, и сосчитать их число.

3. Дополнение

Учитель называет один за другим предметы (одушевленные и неодушевленные), дети должны назвать хором их цвет:

— Голубь мира... (белый).

— Листья... (зеленые) и т. д.

4. Неразлучные цвета

Задача игры — привлечь внимание детей к сочетанию цветов. Учитель называет такой предмет, в котором разные цвета представлены в сочетании, а дети должны определить их. Учитель говорит: «Ромашка». Дети поднимают руки и по вызову учителя отвечают: «Лепестки белые, серединка желтая, листики зеленые». Учитель называет слово «береза». Дети говорят: «Ствол белый, местами черный, листья летом зеленые, осенью желтые». Учитель говорит: «Рябина». Дети отмечают разнообразие красок у рябины осенью: «Коричневый ствол, зеленые листья, яркие красные ягоды» и т. д.

Большие возможности для ознакомления с цветом дают стихи С. Я. Маршака «Разноцветная книга». Они обогащают ребенка яркими образами, своей красочностью, доставляют детям радость, воспитывают художественный вкус.

5. Загадки

Ценными для развития смекалки, угадывания предметов по описанию сочетания цветов являются загадки. Например:

1. Зимой и летом одним цветом. (Хвойные деревья.)

2. Скатерть бела все поле одела. (Снег.)

3. Красные лапы, длинная шея, щиплют за пятки, беги без оглядки. (Гуси.)

4. Долгий нос, рыжий хвост, дивья краса, это — ... (Лиса.)

5. Разноцветное коромысло через реку повисло. (Радуга.)

6. Белая морковка зимой растет. (Сосулька.)

7. Шапочка алая,

Жилетка нетканая.

Кафтанчик рябенький. (Курица.)

8. Пестрая крякушка ловит лягушек. (Утка.)

9. Мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи подбирает. (Воробей.)

10. Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

11. Эко ты дерево!

И зиму и лето зелено. (Ель, сосна.)

12. Зелена, а не луг.

Бела, а не снег.

Кудрява, а не голова. (Береза.)

13. Снесли птички синеньки яички, развесили по дереву: скорлупа мяконька, белок сладенький, а желток костяной. (Слива.)

14. Над водой, водой стоит красный с бородой. (Калина.)

15. Две сестры летом зелены, к осени одна красней, другая черней. (Смородина.)

16. Во лугах сестрички — золотой глазок, белые реснички. (Ромашка.)

17. Мягко, а не пух, зелен, а не трава. (Мох.)

18. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)

19. Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове? (Редиска.)

20. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)

Сравнение предметов по размеру

К числу признаков предмета относятся также его размеры: длина, ширина, толщина, высота, глубина. Эти признаки можно обозначить словами противоположного значения.

большой — маленький                   больше — меньше

длинный — короткий                       длиннее — короче

широкий — узкий                             шире — уже

толстый — тонкий                           толще — тоньше

высокий — низкий                           выше — ниже

глубокий — мелкий                         глубже — мельче

Дети, поступившие в школу, не имеют четких представлений о размерах предметов. При сравнении предметов они заменяют такие признаки предметов, как узкий, короткий, тонкий, словом «маленький», толстый — словом «широкий», тонкий — словом «узкий», глубокий — словом «большой».

Сравнение предметов по размеру — важнейшее умение, необходимое для измерения величины и для решения задач.

Сравнение предметов по размеру легче осуществлять на примере сопоставления двух одинаковых предметов, отличающихся только размером. В дальнейшем дети смогут сравнивать предметы, отличающиеся несколькими признаками. Указанные выше признаки дети осознают глубже с помощью игр и занимательных упражнений.

1. Что изменилось?

Дидактическая цель. Научить называть признаки предметов (сравнение предметов по размеру).

Средства обучения. Толстая и тонкая тетради, широкая и узкая ленты, длинный и короткий карандаши и др.

Содержание игры. На столе лежат парные предметы так, чтобы дети их хорошо видели в отдельности; первоклассники внимательно рассматривают предметы, сравнивают, отмечают, чем один предмет отличается от другого.

«Закройте глаза, — говорит учитель и убирает один какой-нибудь предмет. — Откройте! Скажите, что изменилось?»

Открыв глаза, дети определяют, какого предмета не хватает. В ответе они должны точно указать признак величины спрятанного предмета. Например: «Не хватает толстой книжки», «Убрали длинную ленту» и т. д.

В дальнейшем убирают не один предмет, а два или три. Прячут предметы поочередно сами дети.

2. Найди то, что спрятано

Игра проводится для закрепления признаков размера предметов.

Дидактическая цель. Обучение детей самостоятельному называнию размера предметов и сравнению их.

Средства обучения. Широкая и узкая ленты, длинный и короткий пояса, толстая и тонкая книги, глубокая и мелкая тарелки и др.

Содержание игры. «Посмотрите, у меня в руках обруч, — обращается учитель к детям. — Куда он покатится, туда мы и пойдем. (Катит обруч.) Покатилось наше колечко, покатилось с нашего крылечка и остановилось... около шкафа.

Почему обруч остановился у шкафа? Наверное, там что-то спрятано?» Дети достают из шкафа предметы, называют и показывают их: «Глубокая и мелкая тарелки». Затем обруч «останавливается» около учительского стола. Дети находят, показывают остальным ребятам длинный и короткий пояса, толстую и тонкую книги, сравнивают их по размеру. Далее игра проводится аналогично.

В процессе обучения детей чрезвычайно важно, чтобы каждый ребенок сам выполнял игровое действие по сравнению размеров предметов. С этой целью проводится следующая игра.

3. Построим домики и посадим деревья

Дидактическая цель. Обобщение и систематизация количественных и пространственных представлений у детей, обучение их сравнению предметов по разным признакам.

Средства обучения. 14 полосок из цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, 7 треугольников зеленого цвета для елок, 2 трафарета грибов (1 гриб с большой шляпкой на толстой ножке и 1 гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке).

Содержание игры. Учитель предлагает одному ученику на магнитной доске, другим на своих столах построить (выложить из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом — низкий. Около высокого дома посадить (выложить из треугольников и полосок) низкую елочку, около низкого дерева — высокую елку. От высокого дома к низкому провести дорогу двумя зелеными полосками бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома и становится уже около низкого домика. Около высокой елки расположить гриб с большой шляпкой на толстой ножке, около низкого дерева — небольшой гриб на тонкой ножке (см. рисунок).

Игра проводится и проверяется поэтапно.

В дальнейшем проводятся словесные игры, цель которых состоит в том, чтобы включить в активный словарь учащихся термины, связанные со сравнением предметов по размеру.

4. Концовка

Дидактическая цель. Закрепление пространственных представлений.

Содержание игры. 1) Учитель произносит начало предложения, ученики продолжают его. Например: «Если сосна выше березы, то береза... (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы... (тоньше ствола дуба)».

2) Учитель предлагает закончить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий». Например, «колобок... (круглый), дядя Степа... (высокий), мяч... (круглый), соломинка... (тонкая)».

5. Наоборот

Дидактическая цель. Развитие речи у детей, включение в их активный словарь понятий «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий» и т. д.

Содержание игры. Бросая мяч, учитель произносит слово. Ученик, поймав мяч, отвечает противоположное слово и возвращает мяч учителю. Например: «толстый — тонкий», «большой — маленький», «высокий — низкий», «глубокий — мелкий», «тяжелый — легкий», «широкий — узкий», «длинный — короткий» .

На последнем этапе проводится обобщающая игра.

6. По ягоды — по грибы

Дидактическая цель. Закрепить разнообразные знания, полученные в подготовительный период.

Средства обучения. Рисунок.

Содержание игры. Учитель предлагает детям «отправиться» вместе с Красной Шапочкой в лес по ягоды — по грибы. Вместе с Красной Шапочкой они идут по широкой и узкой тропинкам, мимо высоких и низких деревьев, называют их и разгадывают загадки:

1. Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню земляникой,

Таню — ежевикой,

Машеньку — орешком,

Катеньку — малинкой,

Васю — хворостинкой.    (Лес.)

 

2. В шубе летом,

а зимой раздеты. (Деревья.)

 

3. Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.   (Береза.)

4. Что и летом и зимой в рубахе одной? (Ель, сосна.)

Затем дети сравнивают деревья по размеру и устанавливают, что ствол дуба толще, чем ствол березки; одна сосна (ель, береза...) выше, чем другая; дальняя тропинка уже, чем ближняя. Затем они считают число грибов, ягод, цветков на каждой лесной полянке.

Похожие статьи:

Логические задачи по математике с ответами, 2-3 класс

Олимпиадные задания по математике с ответами, 2 класс

Олимпиадные задания по математике с ответами, 1 класс

Внеурочное мероприятие по математике в начальной школе, 1-2 класс

Математические головоломки для детей 2-3-4 класса с ответами

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!