Дидактические игры на развитие способностей дошкольников 3-5 лет

Дидактические игры на развитие способностей объединять предметы на основе общих понятий. Младшая – средняя группа

Овощи — фрукты

Задачи:

— расширять и уточнять представления о растительном мире;

— обогащать словарь: овощи, фрукты.

Оборудование: 2 набора карточек (по 14 в каждом) с изображениями овощей: картофеля, свеклы, моркови, капусты, редиса, помидора, огурца; фруктов: яблока, груши, лимона, апельсина, банана, киви, мандарина.

* * *

1-й вариант. Все карточки находятся у воспитателя. Он перемешивает их и кладет перед собой стопкой изображением вниз. Снимая карточки по одной, воспитатель показывает их играющим и просит назвать овощ или фрукт, который на них нарисован. Играющий, первым назвавший овощ или фрукт, получает карточку и кладет ее перед собой изображением вверх.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут розданы все карточки.

Выигрывает тот, кто набрал больше карточек.

2-й вариант. Один набор карточек остается у ведущего. Карточки другого набора перемешиваются и поровну распределяются между играющими, которые раскладывают их перед собой в ряд изображением вверх.

Воспитатель перемешивает свои карточки и кладет их перед собой стопкой изображением вниз. Снимает карточки по одной, показывает играющим, просит найти такую же у себя и назвать, что на ней нарисовано. Например, это помидор — овощ.

Играющий, правильно выполнивший задание, получает карточку и кладет ее на соответствующую свою карточку. Если никто из играющих не может выполнить задания, воспитатель откладывает карточку в сторону.

Выигрывают те, кто подобрал пары для всех своих карточек.

3-й вариант. В игре используются два набора карточек. Дети вместе с воспитателем рассматривают изображения на них и определяют, на каких изображены фрукты, а на каких — овощи и чем они различаются.

Затем все карточки перемешиваются и рассыпаются изображением вниз на столе. Воспитатель предлагает играющим выбрать любую карточку, определить, что на ней нарисовано и к какой группе относится: к овощам или фруктам, и собрать карточки, на которых нарисованы овощи или фрукты. После того как все карточки разобраны, играющие усаживаются за стол и раскладывают свои карточки перед собой в ряд. Проверяют, правильно ли они их собрали.

Выигрывают те, кто правильно и больше собрал карточек.

Примечание. Вначале выигравших определяет воспитатель, а затем это делают дети.

Найди себе пару

Задачи:

— расширять представления о растительном мире;

— обогащать словарь названиями деревьев и цветов;

— воспитывать умение действовать совместно по общему правилу игры.

Оборудование: карточки с изображением пар веточек дерева, а также цветов, которые дети видели и знают, например, березы, рябины, ели, тополя; ромашки, розы, гвоздики, нарцисса (всего 16 шт.).

* * *

1-й вариант. На столе раскладываются карточки с изображением веток деревьев — по две с каждого дерева. Воспитатель предлагает детям выбрать себе одну ветку и назвать, какому дереву она принадлежит. По сигналу воспитателя «Каждая ветка найди себе пару!» играющие находят и становятся так, чтобы в их руках были одинаковые ветки. Берутся за руки и проходят в ворота, которые делает воспитатель с одним из играющих. Если дети правильно выбрали себе пару и называют, с какого дерева ветки, ворота открываются и они проходят, а если нет, ворота закрываются.

Игра проводится на участке детского сада.

2-й вариант. Процесс игры организуется так же, как и в первом варианте. Играющие выбирают себе карточки с изображением цветка и играют с ними. Можно усилить внимание к правилу игры, объяснив, что ворота волшебные и открываются только после того, как дети назовут цветок.

3-й вариант. Игра организуется так же, как и в предыдущих вариантах, но раскладываются ветки и цветы. Играющие выбирают себе карточку с изображением веток и цветов, а затем ищут себе пару.

Выигрывают те, кто прошел в ворота.

Собери детенышей

Задачи:

— расширять и уточнять представления о животном мире: домашних и диких животных;

— обогащать словарь обобщенными наименованиями, учить пользоваться словами, обозначающими животных и их детенышей;

— воспитывать доброжелательные взаимоотношения.

Предварительная работа: во вторую половину дня рассмотреть с детьми картинки с изображениями животных (вначале домашних, а затем диких) и поговорить о том, почему они так называются. На занятиях по развитию речи и речевому общению научить детей правильному употреблению слов, обозначающих животных и их детенышей.

Оборудование: 2 набора карт (по 14 шт.) с изображением домашних и диких животных: кошки, собаки, овцы, козы, свиньи, коровы, лошади, зайца, лисы, медведя, волка, слона, льва, тигра, а также 28 маленьких карточек с изображением их детенышей (по 2 каждого), фишки.

* * *

1-й вариант. Воспитатель кладет все большие карточки перед собой рисунками вниз. Играющие усаживаются вокруг него. Воспитатель снимает по одной карточке и показывает их детям, спрашивая: «Что здесь нарисовано?» Играющий, который первым правильно назвал животного, получает карточку и кладет ее перед собой изображением вверх. Если никто из играющих не может правильно ответить на вопрос, воспитатель называет изображенное животное и откладывает карточку в сторону.

Выигрывает тот, кто собрал больше всех карточек.

2-й вариант. Играющим предлагается выбрать по большой карте и положить ее перед собой рисунком вверх. Маленькие карточки перемешиваются, воспитатель объясняет правила игры: «Вначале надо посмотреть, какое животное-мама, которой нужно помочь собрать ее детенышей, нарисовано на большой карте». Воспитатель показывает, например, карточку с изображением телят и спрашивает: «Чей это детеныш? Кому нужна эта карточка?» Играющий, который правильно назвал детенышей и у кого есть карточка с изображением взрослого животного, получает маленькую карточку. После этого воспитатель показывает детям по одной маленькой карточке с изображением детеныша животного, а те, у кого есть большая карточка, на которой изображена его мама, называют его и получают маленькую карточку. Если играющий не может назвать детеныша животного, его изображение остается у воспитателя.

Выигрывает тот, кто первым собрал для мамы ее детенышей — их должно быть два.

3-й вариант. Большие карты раскладываются в ряд изображением вверх. Маленькие перемешиваются и поровну распределяются между играющими. Затем большие карты по одной рисунком вверх раскладываются на отдельных столах. Играющие должны рассмотреть, чьи детеныши изображены на маленьких карточках, найти их мам и положить свои карточки с изображением их детенышей под них. Воспитатель внимательно наблюдает за действиями играющих и тем, кто первым нашел детенышам их мам, дает фишки: первому — красную, второму — зеленую, третьему — желтую.

Выигрывают те, кто получил больше фишек.

Примечание. Содержание игры каждого варианта можно разделить на две части: вначале играть с карточками, на которых изображены домашние животные и их детеныши, а затем — с карточками, на которых изображены дикие животные и их детеныши.

Каждый вариант игры можно повторить 2—3 раза.

Поезд для зверей

Задачи:

— расширять представления о животном мире;

— обогащать словарь обобщающими наименованиями животных: дикие, домашние;

— упражнять в счете.

Предварительная работа: ознакомление детей с материалом для игры. Рассматривание плашек и разговор о том, что на них изображено и как они соединены.

Оборудование: 4 плашки, изображающие тепловозы, которые «ведут» машинисты: заяц, ворона, петух, кот, пазл определенной формы и величины (по количеству детей). К каждому тепловозу прилагается набор плашек с изображением кошки, свиньи, собаки, козы, овцы; петуха, курицы, утки, гуся, индюка; зайца, лисы, волка, медведя, тигра; вороны, сороки, воробья, голубя, дятла. Каждая группа плашек с изображением зверей соединяется через пазл, соответствующий форме и величине пазла тепловоза (всего 20 плашек), фишки.

* * *

1-й вариант. Играющие усаживаются вокруг стола, на котором рассыпаны плашки лицевой стороной вверх. Воспитатель предлагает детям выбрать себе тепловоз и сказать, кто машинист, а также внимательно рассмотреть форму пазла, с помощью которого соединяются вагоны поезда. Затем играющие собирают всех пассажиров своего поезда.

В процессе игры воспитатель внимательно наблюдает за действиями детей и при необходимости помогает им, поддерживает, поощряет поиски.

По завершении игры дети подсчитывают вагончики, делается вывод о том, что у каждого поезда пять вагонов.

Выигрывает тот, кто первым собрал своих пассажиров.

2-й вариант. Начало игры такое же, как и в первом варианте. После того как играющие собрали все вагоны поезда, сосчитали их, они с помощью воспитателя определяют, какие животные (дикие и домашние) едут в поезде и почему они так называются. Дети, первыми правильно ответившие на вопрос, получают фишки.

Затем все плашки кладутся посередине стола и перемешиваются. Играющие выбирают себе новые тепловозы и продолжают играть. Игра может повториться 4 раза.

Выигрывают те, кто больше набрал фишек.

Найди свое дерево

Задачи:

— развивать представления об осенних явлениях в природе: дуют ветры, с деревьев опадают листья;

— формировать умения различать, узнавать и называть деревья, растущие вокруг (по стволам, листьям).

Предварительная работа: ранней осенью воспитатель обращает внимание детей на красоту опавших листьев, читает стихи об осени, беседует о том, какие листья по цвету, величине и с каких деревьев упали. Дети вместе со взрослым собирают букеты из опавших листьев, любуются их красотой.

* * *

Воспитатель на прогулке сообщает детям о том, что они будут играть с листьями. Предлагает желающим собраться парами (или по трое). После распределения детей воспитатель «по секрету» сообщает каждой паре, с какого дерева нужно собрать букет из листьев и принести ей.

После того как дети собрали букеты, они кружатся, танцуют, напевая песенку: «Кружатся, кружатся листья, в нашем саду листопад». Затем на счет «Раз, два, три — свое дерево ищи!» играющие должны найти свое дерево, из листьев которого собран букет, а найдя дерево, встать под ним. Выигрывают те, кто первым нашел свое дерево.

На слова ведущего «Ветер дует! Падают! Падают листья!» дети рассыпают свои букеты. Игра повторяется. Каждый раз воспитатель меняет игровое задание. Игра усложняется правилом: не только собрать листья, но и назвать, с какого дерева они упали.

Оденься по сезону

Задачи:

— расширять и уточнять представления о приспособлении человека к сезонным явлениям в природе;

— воспитывать умение действовать согласованно при выполнении игрового задания.

Предварительная работа: беседы с детьми о том, какую верхнюю одежду они надевают и почему.

Оборудование: 4 большие карты с изображением времен года, маленькие карточки с изображением предметов зимней, летней, осенне-весенней верхней одежды, обуви и головных уборов.

* * *

1-й вариант. Играющим дается по одной большой карте и они кладут ее перед собой. Маленькие карточки остаются у воспитателя, который спрашивает: «Что нарисовано на больших картах?» Играющие рассказывают и рассматривают изображения на больших картах. Объясняются правила игры: воспитатель показывает маленькую карточку, дети должны внимательно рассмотреть, что на ней нарисовано и догадаться, в какое время года эту одежду надевают. Посмотреть на свои большие карты, и если у них изображено такое время года, когда эту одежду носят, назвать ее. После этого получают маленькую карточку и кладут ее под большую. Например, воспитатель поднимает карточку с изображением теплой куртки и спрашивает: «Что это? В какое время это носят? Кому нужна эта карточка?» Если никто из играющих не определяет, кому нужна карточка, она откладывается в сторону.

Выигрывает тот, кто больше набрал маленьких карточек.

2-й вариант. Большие карты раскладываются на отдельных столах. Маленькие карточки поровну распределяются между играющими. Затем каждый ребенок находит место своим карточкам у больших карт. Воспитатель наблюдает за действиями детей, при затруднениях помогает им.

Выигрывает тот, кто первым правильно нашел место своим карточкам.

3-й вариант. Дети распределяются парами и играют в игру второго варианта. В процессе игры воспитатель поощряет доброжелательные согласования действий детей в парах.

Выигрывают те, кто первым и правильно нашел место своим карточкам.

Похожие статьи:

Игры на развитие познавательной активности у детей 1-3 лет

Дидактическая игра в 1 младшей группе «Поручения»

Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Купаем куклу»

Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Комната для кукол»

Дидактическая игра «Кукла проснулась», 1 младшая группа

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!