Обучение детей музыке. Музыкальное воспитание ребёнка

Обучение детей музыке. Музыкальное воспитание ребёнка

Когда начать обучение детей музыке? На этот вопрос нам даст ответ известный педагог Шиничи Сузуки.

Полезные советы для родителей, воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию любви к музыке от доктора Сузуки.

Обучающая среда

Главный принцип метода доктора Сузуки — вызвать интерес у самых маленьких детей. По убеждению педагога, это лучший способ побуждения, в отличие от принуждения. Если у ребенка возникает интерес к инструменту, он может достичь успехов за самое короткое время, порой превосходя все ожидания учителя. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка, — пробудить интерес к любому занятию. Так, например, вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами, вместо того чтобы учить писать — пробудить интерес к процессу письма. Другими словами, задача родителей — как можно лучше подготовить ребенка к обучению.

Первое открытие Сузуки сделал, как ни парадоксально, посетив... большой инкубатор для выведения японских жаворонков. Яйца этих певчих птичек помещают в гигантские теплые и тихие залы, где создаются такие же условия, как в гнезде. Здесь царит тишина, за исключением одного звука: голоса птицы- учителя, своего рода птичьего наставника.

Сузуки, к своему изумлению, отметил, что вылупившийся птенец автоматически повторяет — копирует — песню учителя, однако через несколько дней каждый птенец начинает создавать свои собственные вариации оригинальной песни. Специа- листы-орнитологи ждут, пока каждая из птиц овладеет собственным стилем, а затем выбирают из их числа нового «учителя», и процесс повторяется с самого начала.

По сути, Сузуки открыл совершенно очевидный феномен, которого никто раньше не замечал: ребенок автоматически в течение года-двух осваивает язык своей родины. Это означает, что любой детский мозг в состоянии освоить десятки потенциально возможных языков, причем не просто язык данной страны, а особый диалект конкретной местности, в которой он родился. И не имеет значения, о каком языке идет речь: китайском, португальском, японском, музыкальном или художественном. Достаточно создать для ребенка определенную обучающую среду и способы побуждения — и тогда он сможет выучить что угодно!

Когда Сузуки размышлял над поразительными способностями детского мозга, к нему зашел друг и спросил, не может ли он научить его четырехлетнего сына играть на скрипке. Сузуки вначале ответил, что это невозможно, и извинился, ссылаясь на то, что ребенок еще слишком мал, чтобы держать скрипку, ведь она в пропорции к его телу — все равно что контрабас для взрослого. Когда друг ушел,

Сузуки вдруг понял, что мыслит слишком узко. Он только что сказал, что ребенок еще мал, чтобы учиться играть на скрипке, хотя сам же до этого сделал вывод, что в возрасте трех лет ребенок может учиться музыке и стать хорошим музыкантом. Конечно, скрипка слишком велика для ребенка, но почему бы не сделать скрипку, подходящую ему по размеру?

Вдохновленный этой мыслью, Сузуки принялся мастерить маленькие скрипочки. Но как научить детей играть на них? Тогда музыкант понял, что решение могут подсказать птенцы жаворонков в инкубаторе. Все дело в копировании. Ведь 95 % людей так никогда и не научатся правильно петь только потому, что им с детства внушали: копировать других — не очень хорошо. Этим их лишали главного инструмента обучения — подражания.

Вооружившись маленькими скрипками и пониманием того, как должно быть организовано обучение, Сузуки поинтересовался у своих друзей, не хотят ли они отдать своих детей учиться играть на скрипке.

На первом уроке Сузуки разложил скрипки и смычки вместе с другими игрушками и предложил малышам подойти и поиграть с ними. Время от времени он брал одну из скрипок, подносил к ней смычок и извлекал одну ноту. Как он и ожидал, дети по очереди начали копировать его действия. Тогда он стал играть две ноты. Точно так же как птенцы, подражая птице- учителю, осваивали трели, дети очень легко и непринужденно начали играть на скрипке, которая становилась для них еще одним осознанным «языком»...

Каждое произведение было своеобразным «кирпичиком» в обучении музыке. А вот техника, стиль — все это может совершенствоваться в процессе отработки, репетиций, упражнений. Для каждого инструмента — свой репертуар. Именно благодаря этой единой среде дети всего мира легко играют на концертах друг с другом, потому что учатся по одним произведениям. Правда, сегодня учителя нередко добавляют классический, подобранный самим основателем метода репертуар.

«Донотный» период

Сузуки был уверен, что каждый малыш уникален, он идет в своем темпе, маленькими шажками преодолевая долгий и сложный путь познания. Атмосфера великодушия, сотрудничества, радости за успехи других детей также составляют часть метода Сузуки.

Детей советуют учить читать, когда их речевые навыки в достаточной степени развиты. Так и в методе Сузуки: главное внимание уделяется донотному периоду обучения — в это время ребенок старается достичь правильной постановки рук, точной интонации, красивого звучания и законченности музыкальных фраз. Многократное повторение, направленное не на зубрежку определенной мелодии, а на точность самовыражения и раскрытие смысла музыки, дает гораздо больший эффект в плане становления и закрепления технических навыков. Таким образом, для музыки, как и для чтения, важное значение приобретают составляющие: активное слушание, четкая мотивация, повторение, пошаговый подход, словарь, вовлечение родителей.

Результат может полностью изменить представление о способностях ребенка.

Один из принципов Сузуки — ассоциированность с манерой детского восприятия материнской речи. Малыши обладают удивительной способностью узнавания и воспроизведения тончайших нюансов разговорного языка. Сузуки верил — и доказал это своей методикой обучения, — что ребенок точно так же может узнавать и различать музыкальные звуки. Для этого требуется постоянное слушание, как и при обучении материнскому языку. Сузуки полагал, что музыкальное образование ребенка должно начинаться сразу после его рождения в процессе повторяющихся игровых действий при одном и том же музыкальном сопровождении.

Это означает, что естественный метод развития ребенка с помощью материнского языка и есть самое лучшее учебное средство в педагогическом процессе. Оно вызывает энтузиазм, сопряженный с естественным развитием событий, когда практика длится с утра до вечера.

Таким образом, метод материнского языка подводит ребенка в результате повторного стимулирования к развитию его способностей, ставших вторым Я. Взаимозависимость между родителем и ребенком, взаимопроникновение их жизней, проникновение ребенка в сознание родителей, их чувства и функции — все это ребенок инстинктивно изучает и повторяет.

Сузуки полагал, что слушание должно стать каждодневной привычкой. Однако заставлять ребенка слушать музыку не следует, он должен делать это, будучи занят чем-то другим. Педагог предупреждал, что дети не устают от слушания музыки, как это характерно для взрослых. Маленький ребенок любит слушать знакомые звуки, и, если он слышит ворчание родителей по поводу надоевшей музыки, его энтузиазм может иссякнуть.

Прослушивание литературных произведений также остается важным средством обучения. Хорошо развитый ребенок может их слушать, различая тончайшие нюансы в исполнении отрывка.

Также важно, что ученик, который уже хорошо помнит музыкальный текст, сможет посвятить свое внимание и усердие исполнительству. Он не будет отвлекаться на прочтение или вспоминание следующей ноты. Такое творчество неоценимо для ребят, которые заинтересованы в развитии умения исполнять произведения без нот. Кстати, начинающие трехлетние дети никогда не слышали от педагога слово «плохо», а лишь «хорошо» либо «Можно ли сделать это еще лучше? Попробуй еще раз». Сузуки пояснял, что должно существовать несколько уровней похвалы и что лучше промолчать, чем сделать замечание.

Метод Сузуки вовсе не противоречит другим методам и может быть использован как дополнение к ним. Ведь система японского музыканта — это скорее философия и практический метод, нежели исполнительская школа.

❧ Если я буду давать новорожденному прослушивать такую классику, как «Бранденбургский концерт», или «Серенада» Чайковского, или квартет Бетховена, я выберу всего лишь одну фразу и дам ее слушать ребенку целый день. Через какое-то время он непременно запомнит эту мелодию. (Ш. Сузуки)

Главная особенность системы — в подходе к музыкальному обучению как к обучению человеческому слову. Задумаемся: как ребенок учится говорить? Он слышит звучащую вокруг речь и начинает ее имитировать — произносить сначала слоги, потом слова, а затем и фразы. При этом родители проявляют терпение и доброжелательность, хвалят малыша за малейшие успехи. Тот же принцип, по мысли Сузуки, должен лежать и в обучении музыке. Ребенок с рождения должен быть ею окружен и учиться исполнять музыку по имитации.

Произведения, которые малыш разучивает, должны прослушиваться несколько раз в день. По принципу «играть, как говорить» строится и второй подход к обучению — начальный этап без нот. Ребенок сначала учится говорить и только затем — читать. Первые произведения выучиваются на слух при помощи педагога, после чего объясняются ноты. Причем с самых первых уроков обращается особое внимание на правильное положение за инструментом и качество звука. Не важно, играет ли ребенок первые пьесы, сложные произведения или просто ноту «до», — качество производимого звука и выразительность исполнения должны стоять на первом месте.

Кто находится рядом с ребенком, когда он учится произносить первые, пусть пока маловразумительные слова? Любящие родители. Так должно быть и при обучении музыке. Родители в школах Сузуки непременно присутствуют на уроках и учат произведения, исполняемые детьми. На родителях лежит и разучивание произведений дома.

Также Сузуки настаивал на том, чтобы мать еженедельно устраивала показательные концерты ребенка для всех членов семьи, чтобы они вместе радовались успехам малыша. В течение первых месяцев, когда учеба продвигается слишком медленно, а учитель и мать заняты лишь правильным положением рук и умением держать смычок, такие еженедельные концерты являются отличной мотивацией для ребенка. Любой, даже малый шаг вперед должен быть замечен и поддержан.

Сузуки считал, что раннее начало занятий, в том числе и музыкальных, очень важно, ведь первые годы жизни ребенка — самое благоприятное время для развития умственных процессов и координации мышц. Вообще, слушать музыку матери необходимо и до, и после рождения ребенка. А вот практическое обучение лучше всего начинать, когда ребенку исполнится 3—4 года, хотя, в общем-то, поздно не бывает никогда.

Домашнее воспитание

Как считал Сузуки, ребенку необходимо давать слушать как можно больше хорошей и разнообразной музыки. Более того, музыка может звучать негромко, как фон, в повседневной жизни. Лучше всего выбирать ее в зависимости от настроения. Для спокойных занятий хорошо подходят «Времена года» Вивальди, симфонии Гайдна и Моцарта, для поднятия духа — Бетховен или «Славянские танцы» Дворжака. Все зависит от вкусов и имеющихся в доме записей.

Согласно методике педагога, ребенок должен несколько раз в день прослушивать произведения, которые разучивает (или будет разучивать). Найти записи произведений (например, фортепианных пьес Грига или Чайковского) несложно.

Естественно, организация домашних занятий лежит на родителях. Маленьким детям очень трудно концентрироваться на одном уроке. Поэтому ежедневные уроки должны состоять не из одного занятия, которое длится полчаса-час, а из нескольких мини-уроков по 3—5 минут.

Во время занятий основное внимание уделяется правильному положению за инструментом и извлечению красивого звука. Именно поэтому надо знать, как ребенок должен сидеть за инструментом или как должен держать его. На подготовительных этапах в школах Сузуки используются ненастоящие инструменты (например, деревянная скрипка без струн и настоящий смычок). Ставится запись, и ребенок изображает, будто он играет. Аналогично практикуется игра на фортепиано с закрытой крышкой (при имитации исполнения произведения можно напевать его).

Можно заниматься и коллективным музицированием. Для этого стоит подружиться с другими семьями, где есть малыш, который учится музыке, или играть самим вместе с ребенком. Совместное музицирование может принимать разные формы: пение + аккомпанемент (кто-то играет, малыш поет или наоборот); игра в четыре руки на фортепиано; фортепиано + скрипка (флейта...); две, три или даже 10 скрипок вместе.

Совместное музицирование (особенно с маленькими детьми) возможно и на детских инструментах (ксилофон + барабан, бубен + пение и т. д.). И хотя метод Сузуки изначально создавался для скрипки, сегодня существует немало разработанных методик для фортепиано, альта, виолончели, флейты, гитары. Ограничение связано лишь с наличием качественных инструментов детских размеров.

Сам Сузуки настоятельно советовал родителям не увлекаться какой-либо одной методикой воспитания, внушая и ребенку, и самим себе, что главное, скажем, — спорт, музыка, рисование и т. д. Такие установки развивают ребенка слишком односторонне, они лишают его широкого выбора.

Собственно, о том же писали и многие последователи раннего активного развития детей: Монтессори, Доман, Никитины и др. А замечательный педагог К. Д. Ушинский прямо указывал: «Только хорошо поставленное общее воспитание может стать надежной базой специального образования». Примерно такой же девиз провозглашал и Сузуки, утверждая, что занятия музыкой — это путь познания самого себя. А человек, познавший себя, легко может стать «первой скрипкой» в любом коллективе.

Похожие статьи:

Как воспитать одарённого ребёнка

Заповеди Марии Монтессори

Как правильно воспитывать ребенка?

Методика воспитания Марии Монтессори

Как правильно воспитывать и развивать ребёнка

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!