Как воспитать одарённого ребёнка

Как воспитать одарённого ребёнка

Правила воспитания талантливых и умных детей. Ответы на эти вопросы найдём в методике воспитания Павла Тюленева.

Будет ли ваш ребенок талантлив и умен, зависит от того, правильно ли вы выбрали кроватку, пеленки, погремушки и прочее — все, что будет вокруг младенца в период от О до 2 лет, какие игрушки до 5 лет вы ему дадите... (П. Тюленев)

«Раньше, чем ходить...»

Вторая половина XX века — время удивительных открытий, которые позволяют сделать практически любого обычного ребенка особенно развитым и одаренным. Ученые заявили о том, что возможности детей гораздо шире, чем принято считать. Однако эти утверждения казались слишком преувеличенными. Да и сейчас противники такого подхода сомневаются в том, что назрела необходимость в столь интенсивном развитии, к тому же, говорят оппоненты, эта система существует совсем недавно и говорить о результатах еще очень рано.

Тем не менее некоторые исследователи продолжают утверждать, что в каждом ребенке скрыт подлинный талант. Один из них — социолог и педагог, президент Ассоциации педагогов-новаторов Павел Тюленев. Еще в 1969 году он приступил к разработке и проверке на практике системы максимально возможного развития способностей и талантов. Тюленевым разработан Метод интеллектуального развития ребенка (МИРР, или МИР), который включает систему ускоренного обучения. Педагог предлагает использовать ее во всех областях, от чтения до воспитания в ребенке качеств руководителя, предпринимателя. О направлении такого развития говорят названия книг Тюленева: «Читать раньше, чем ходить», «Считать раньше, чем ходить», «Знать ноты раньше, чем ходить», «Предпринимать раньше, чем ходить» и т. д.

Павел Тюленев считает, что для достижения таких результатов необходимо просто создать малышу соответствующую развивающую среду — начиная с рождения. Особенностью методики является ее динамический характер — все применяемые рекомендации постепенно усложняются с первых недель жизни до совершеннолетия.

Система Тюленева не является чем-то совершенно новым в области педагогики. Различными авторами (Б. Никитин, М. Ибука, Г. Доман и др.) было доказано, что все дети обладают огромным потенциалом, но только с помощью целенаправленных и своевременных занятий они могут научиться этот потенциал использовать, иначе врожденные способности безвозвратно утрачиваются.

Тюленев предложил систему рекомендаций и упражнений для развития ребенка с самого раннего возраста, буквально с рождения. Например, пока малыш еще не научился передвигаться и даже действовать руками, над его кроваткой помещают карточки с простейшими фигурами. И делается это даже не для того, чтобы научить ребенка основам геометрии, просто разглядывать узоры, картинки малышу еще сложно и неинтересно, но он с удовольствием «путешествует» глазками по простым линиям, учится направлять взгляд в нужную точку и переходить от одного элемента изображения к другому. Таким образом, по Тюленеву, мозг активно работает и начинает постепенно готовиться к другим, более сложным видам деятельности.

Задача родителей, по мнению педагога, состоит в том, чтобы формировать «развивающую среду», т. е. окружать ребенка предметами, которые позволят наиболее полно, а точнее своевременно, использовать возможности, которыми обладает ребенок на каждом этапе своего развития.

Занятия проходят непринужденно, поскольку дети от природы любознательны и стремятся познать новое. Тюленев уверен, что при последовательном выполнении всех рекомендаций обыкновенный ребенок может к 5 годам легко освоить программу начальной школы, а в 11 лет — поступить в вуз.

Основная идея системы МИР — вовремя успеть сформировать способности, раскрыть интеллектуальный и физический потенциал ребенка и сделать его одаренным. (П. Тюленев)

На основании собственных наблюдений, результатов, полученных последователями, исследований биографий выдающихся людей Тюленев доказывает, что вундеркиндами и гениями становятся не люди с выдающимися способностями, а те, кому родители обеспечили раннее развитие.

И еще одно достоинство методики: она не требует приобретения большого количества дорогостоящих развивающих пособий и материалов и оплаты труда многочисленных репетиторов. Родители, а также бабушки и дедушки сами станут лучшими педагогами и воспитателями, причем это потребует от них времени не больше, чем при обычном подходе.

Если последователи методики Зайцева говорят, что она хорошо работает для детей 1—2 лет, но не менее, а даже более эффективно используется для 3—4—5-леток (и даже взрослых); если Доман просто ограничивает самый «обучаемый» возраст 6 годами и советует не затягивать с обучением, то Павел Тюленев в своих работах «ранним развитием» называет развитие детей от 0 до 1,5 лет, с 1,5 до 2 — это уже среднее раннее развитие, а с 2 до 3 — позднее раннее развитие. Складывается впечатление, что дети постарше Тюленева не очень-то интересуют. Об их развитии он упоминает вскользь, как об исключении из правил. Дети старше 3 лет интересны, только если это подопечные самого Тюленева: к 10 годам они должны заканчивать школу.

Обязательные компоненты методики:

♦ строгие правила создания развивающей, максимально полезной среды, отбора игрушек и пособий;

♦ система геометрических, физических, социальных и других «опорных» образов, реализованных в специальных «МИР-карточках» и «МИР-книжках»;

♦ правила развивающего общения с ребенком;

♦ принцип минимума потерь времени младенцем, к которому мы подходим как к гению, время которого стоит невероятно дорого, и его нельзя расходовать впустую.

Главная составляющая названий всех методик Тюленева — «раньше, чем ходить». Раньше, чем ходить, он предлагает обучить чтению, счету, нотам, рисованию и даже предпринимательству и умению руководить.

Собственно, ничего радикально нового, кроме возраста детей, в этой методике нет. Описания в основном сводятся к рассказу о достижениях других, уже прошедших эту школу ребятишек (обычно о них нет никаких точных данных, например имени и фамилии). В год они якобы читают, в два — пишут рассказы собственного сочинения. Сама технология представлена крайне скудно.

Из новаторских приемов Тюленев выделяет печатание на машинке как доступный способ освоения письма и ведение дневника ребенком, в котором каждое мало-мальски значимое событие превращается в картинку с подписью. Так впечатление превращается в слово, а слово становится эмоционально окрашенным впечатлением. Остальные приемы — ранний (с рождения) показ карточек с буквами, нотами и другой информацией, ознакомление с 3 месяцев с «опорными образами» (изображения птиц, рыб, предметов домашнего обихода), игры с магнитной азбукой с 5 месяцев, использование карт, химических формул, китайских иероглифов для создания рабочей среды вокруг ребенка, система игр и «игрозанятий».

Чем объясняет Павел Тюленев необходимость внедрения своей системы? Аргументы таковы: несмотря на то что во многих странах традиционные образовательные структуры противились новым методам раннего развития и обучения и не выделяли на них средств, в мире началась невидимая гонка, целью которой было создание массовой, доступной для каждой семьи методики развития одаренных детей.

В XX веке, по убеждению Тюленева, новый импульс методам раннего развития был дан выдающимся педагогом-новатором В. Сухомлинским, а уже в конце 60-х годов того же столетия педагог и воспитатель Б. Никитин придумал систему развития детей, в результате которой любой ребенок становится способным и легко осваивает программу начальной школы уже к 8—9 годам. В начале 70-х годов замечательный педагог В. Шаталов предложил великолепную методику школьного развития и обучения детей, в результате внедрения которой все ученики класса осваивали программы в три раза быстрее, чем обычно. Отстаивать ранний период развития детей начал и Н. Зайцев, который сконцентрировал внимание на использовании кубиков и таблиц. Приступили к работам по освобождению интеллекта детей и в других странах: Ш. Сузуки, М. Ибука в Японии, Г. Доман в США, где были предложены методики и программы раскрытия потенциала отдельных способностей и граней интеллекта.

Окончательно лед неприятия и непонимания был сломлен в 1995 году, когда были опубликованы результаты методики «Читать, считать, знать ноты раньше, чем ходить», после которой хлынул поток книг по устаревшим методам раннего развития, практиковавшимся еще с 50-х годов.

Сегодня все больше родителей обретают надежду, что проблемы обучения их детей будут решены, но органы образования в растерянности: нужны новые программы, отвечающие потребностям страны, требуется срочно начинать заниматься переподготовкой учителей. Для родителей не создавать вовремя своему ребенку условий для развития и ждать милостей от системы образования — значит оставить ребенка без талантов. Ведь если помогать развитию ребенка в период до 12—14 лет, то произойдет качественное многократное усиление всех способностей, которое будет расцениваться всеми окружающими как проявление феноменальной одаренности, гениальности и т. п.

➣ Способности — это навыки, которыми сумел овладеть ребенок до 4 лет. (П. Тюленев)

Глазами малыша

Давно известно, что, если закрепить на стенах в детской комнатке формулы курса математики, ребенок их запомнит и математика впоследствии будет для него любимым предметом. После таких «занятий», убеждает Павел Тюленев, многие дети к 8 годам самостоятельно, с игрушками, могут решить все задачки из учебников по математике до... 9 класса.

В принципе, ранний показ картинок, изображений объектов из будущей области деятельности ребенка приводит к успешному овладению профессией, к развитию талантов и феноменальных способностей.

И родителям это почти ничего не стоит: при полном отсутствии средств многие пособия можно изготовить самим, а развивающими играми можно заняться во время обычных прогулок или в домашней обстановке. Желающим потратиться, конечно, тоже раздолье, однако если покупать лишние игрушки, то темпы развития ребенка, естественно, снизятся и в будущем придется тратить во много раз больше для исправления последствий этих ненужных приобретений.

Все очень просто, утверждает Тюленев, ведь родители не могут постоянно заниматься с ребенком, а кроватка и стены комнаты всегда с ним. Поэтому важно организовать самостоятельное развитие ребенка с первых дней, месяцев жизни, повесив на стены полезные картинки... Каких-либо больших дополнительных затрат в это время практически не будет, а эффект окажется неоценимым.

Кроме того, Тюленев пришел к выводу, что совершенно неразумно использовать почти 95 % детских кроваток, продающихся сейчас в магазинах: они обрекают ребенка на самый низкий уровень развития. Одни кроватки, чрезмерно и бездумно украшенные, постоянно отвлекают внимание малыша, другие ограничивают пространство. Особенно этим грешат импортные кроватки. Важную роль играет толщина перил, величина просвета между прутьями и другие элементы конструкции. Исследования показали, что более всего подходят для развития ребенка российские и украинские серийные кроватки.

Не рекомендуются также невыразительные обои, бесформенные накидки, шторы в комнате ребенка. Задерживают развитие пеленки, одежда с абстрактными рисунками и даже многие типы ковров. Интеллект — дело тонкое, и все эти вещи являются, по сути, первыми пособиями для развития малыша.

Покупая любую игрушку или вещь, родители всегда должны задавать себе вопрос: а что она даст для развития ребенка? Лишняя игрушка может нарушить процесс развития, отвлечь от развивающих игр. Если к игрушке не прилагается соответствующая инструкция и доказательства будущих результатов, лучше не приобретать ее — скорее всего, это будут зря потраченные деньги. Излишек игрушек вреден, многие из них представляют собой своеобразные «игровые наркотики».

Обычно в разряд малополезных попадает более половины игрушек. Не рекомендуется также давать одновременно некоторые виды игрушек. Например, те из них, которые развивают умственные способности, следует давать малышу до обеда, а яркие и красочные — после дневного сна или к концу очередного периода бодрствования малыша.

Опыт родителей показал, что дети развиваются быстрее всего в той семье, где к каждому кубику, картине на стене, открытке или рисунку на пеленках относятся как к специальному развивающему пособию. Именно так относится ребенок ко всему, что его окружает. Надо просто попытаться увидеть домашнюю обстановку глазами малыша.

Похожие статьи:

Заповеди Марии Монтессори

Обучение детей музыке. Музыкальное воспитание ребёнка

Как правильно воспитывать ребенка?

Методика воспитания Марии Монтессори

Как правильно воспитывать и развивать ребёнка

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!