Обучение детей чтению с помощью пособий Николая Зайцева

Обучение детей чтению с помощью пособий Николая Зайцева

Как обучать детей чтению? Кубики Зайцева очень помогают в этом.

Среди пособий Николая Зайцева есть материалы, которые помогают научиться читать целые слова без запинок и оговорок, распознавать основные типы шрифтов. Они также укрепляют руки благодаря обводке элементов букв, надписей, силуэтов, рисованию по клеточкам.

На лицевой стороне карточек даны силуэтные изображения животных, рыб, птиц, насекомых и соответствующие им надписи заглавными печатными буквами, на оборотной — те же названия прописными и строчными печатными буквами и прописью, чтобы Дети быстрее привыкали к разным формам букв.

В надписях слова разбиты на склады, черным выделен ударный склад. Изображения даны в неискаженном, нестилизованном виде и без лишних деталей второго плана. Силуэтные картинки необычны для восприятия и тем интересны детям. Будучи своеобразным художественным приемом, силуэт содержит в себе все признаки графического символа: фронтальную плоскость изображения; мгновенную узнаваемость; простоту; отсутствие второстепенных, отвлекающих внимание деталей; выразительный контур; высокую контрастность.

Написание трудных слов проверяется автоматически (в наборе есть карточки со словами, которые могут стать проверочными). Совсем не обязательно акцентировать внимание на очевидных вещах, в памяти остается естественный алгоритм.

Когда малыши рассмотрят большие картинки, можно предложить им обратить внимание на надписи с обеих сторон. Вот ГУСЬ. ГУ под ударением, протяжно говорится, тянется. А это УТКА. У под ударением. Вот ЛЕБЕДЬ. ЛЕ под ударением, говорится лебитъ, а пишется ле-бе-дь, потому что ле-бе-ди, ле-бё-ду-ш-ка. Вот БЫК, БЫ под ударением.

Таким образом, достаточно предъявить детям 5—6 карточек несколько раз одной и другой стороной — и неожиданно обнаружится, что трехлетки, а то и двухлетки начинают находить задаваемые слова только по надписям. Заглавные, строчные буквы, пропись, разбивка слов на склады, выделение ударных гласных черным цветом ребят нисколько не смущают. Обучение чтению по складам проходит намного быстрее, чем по буквам или слогам.

Набор игр и упражнений с использованием карточек весьма разнообразен и описан в методическом руководстве. Ребята со временем разберутся, что одно и то же слово на обратной стороне карточки дается в четырех видах, присмотрятся к разным шрифтам, заглавным, строчным буквам, к прописи, научатся их соотносить.

На листах с алфавитом можно потренироваться обводить прописные буквы обычной шариковой ручкой. Сначала слева направо в указанных направлениях нужно обвести зеленые, затем, в той же последовательности, черные. Выполнив упражнение несколько раз, можно попробовать (сначала карандашом) написать букву на листе бумаги.

Цвет печатных букв на алфавитных листах, конечно же, не случаен: голубые — Г — гласные; синие — С — согласные; зеленые — 3 — знаки (твердый и мягкий). Можно закладывать большие карточки в прозрачную папку-карман и обводить надписи ручкой. Размер букв таков, что не будет вызывать напряжения зрения даже у дошкольников.

Чем же хороши силуэтные картинки? Тем, что они выглядят гораздо правдивее и понятнее. Глядя же на контурный рисунок, не сразу разберешь, что нарисовано. Бумага внутри контура кажется то темнее, то светлее, чем снаружи.

Чтобы не было путаницы, а рисунок выглядел как настоящий, этот контур надо залить краской. Получается, что верблюд зеленого или голубого цвета — это все равно верблюд, а автомобиль или платье для куклы могут быть какого угодно цвета. Яблоко бывает зеленым, желтым, красным или белым с румяным боком. Поэтому во избежание путаницы художники решили: пусть предметы и животные будут черно-белыми, а какого цвета настоящий верблюд либо другие животные, пусть каждый решает сам.

Такой черный рисунок на белом фоне именуют силуэтом. Если приложить руку к ярко освещенному оконному стеклу или рассматривать ее против света, легко можно увидеть ее темный силуэт.

Слово «силуэт» появилось почти 300 лет назад — по имени француза, который вырезал разные фигурки из бумаги и дарил их знакомым. Силуэты всем нравились, потому что так можно было делать портреты людей в профиль. Такие портреты были намного дешевле и изготавливались быстрее.

После изобретения фотографии о силуэтах почти забыли. Только некоторые художники делали их для украшения книг и собственного удовольствия. Примечательно, что когда дети рисуют кисточкой, то чаще всего у них получается силуэтное изображение. Можно вырезать силуэты разных фигур и предметов из цветной бумаги и наклеивать их — это называется аппликацией.

Если рассматривать силуэтные картинки, то многих животных можно узнать сразу, а названия других легко читаются. И сразу видно, кто из них большой, а кто маленький, кто где живет, кто кого боится. Использование изобразительного материала для обучения, развития и воспитания имеет столь длительную историю (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов), что невольно появляется желание взглянуть на примелькавшиеся вещи по-новому. Так, собственно, и родилась идея сопровождать упражнения в чтении по методике Николая Зайцева рисунками-силуэтами.

Сегодня силуэт живет и развивается как коммуникативное средство в виде различных пиктограмм, указателей и товарных знаков. Символичность силуэта сближает его с детским рисунком, потому что дети рисуют символами или эмблемами. Природа этой близости позволяет предположить, что силуэт может с успехом использоваться как вспомогательный материал в процессе обучения: силуэтные картинки таят в себе некоторую загадочность, дают свободу в выборе индивидуальных черт изображенных персонажей, развивают воображение и художественный вкус.

Похожие статьи:

Обучение детей через игру в кубики

Как обучать ребёнка математике

Стратегии эмоционального воспитания

Как обучать ребёнка чтению?

Методика раннего развития детей. Методика Николая Зайцева

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!