Как обучать ребёнка чтению?

Как обучать ребёнка чтению?

Рассмотрим методику обучения чтению, методику Николая Зайцева.

Давно замечено, что малыш, пытающийся сказать первые слова, никогда не произносит раздельно буквы, чтобы затем соединить их в слоги. И даже еще раньше, во время младенческого лепета, мы слышим только слоги. Ученые, занимающиеся этим вопросом, выяснили, что традиционный «вербально- фонемный» принцип обучения чтению расчленяет неделимый звукоречевой код на искусственно составленные элементы. Было установлено, что такая методика не только закрепощает речевую свободу, но и формирует некоторые патологические звукоречевые комплексы.

Все эти положения были учтены Николаем Зайцевым, что отразилось в практических разработках. По его методике урок (игра) длится в среднем 25— 30 минут. Детям разрешается бегать, прыгать, такие простые действия в легкой форме даже поощряются. Весь учебный материал дети воспринимают в естественных для игры позах — лежа на матах, порой в движении. Это в корне отличается от традиционной системы обучения, когда весь материал располагается на стенах, досках и все ответы на поставленные вопросы находятся в одном месте. Такая свобода дает возможность ребенку легко находить правильные решения.

Данная методика опробована в сотнях дошкольных детских учреждений, ее эффективность доказана на практике. Опыт преподавателей, работающих по методикам Зайцева, позволил даже составить статистику по срокам обучения детей разного возраста (при условии проведения занятий по 30—60 минут 2 раза в неделю):

➣ двух-трехлетки начинают читать в течение 6—9 месяцев;

➣ четырехлетки — через 16 занятий;

➣ пятилетки — через 5—10 занятий;

➣ шестилетки — через 4—6 занятий.

Малыш, который с трехлетнего возраста занимается по методике Зайцева, в семилетнем возрасте вполне может поступить в 4—5 класс средней школы.

Кстати, взрослые иностранцы, не знающие ни одной русской буквы, на первом занятии через 30—40 минут начинают составлять из кубиков слова, произносимые преподавателем, а через некоторое время уже и читать их.

Материал представляет собой набор картонных кубиков разного размера и цвета, на грани которых нанесены склады — пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Например: М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ.

Кубики со складами склеивают и наполняют:

➣ деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками);

➣ металлическими крышечками (для кубиков со звонкими звуками);

➣ бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками).

По цвету кубики делятся на:

➣ «золотые» (желтые) — для складов с гласными;

➣ «железные» (серые) — для складов со звонкими согласными;

➣ «деревянные» (коричневые) — для складов с глухими согласными;

➣ бело-зеленые — для знаков препинания. По размеру кубики бывают:

➣ большие и большие двойные, как бы склеенные, — для твердых складов;

➣ маленькие и маленькие двойные — для мягких складов.

В набор также входят таблицы со складами, аудиокассета и методические рекомендации.

Таким образом, метод «кубики Зайцева» затрагивает три сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную.

Другой основополагающий принцип методики Зайцева при обучении чтению заключается в том, чтобы давать ребенку сразу весь объем, который ему предстоит освоить. Весь материал в компактном виде педагог помещает в таблицы, которые висят на стене. Дети на занятиях видят сразу все склады и читают слова целиком, а не по частям.

В традиционном обучении программу родного языка преподносят маленькими частями, и ребенок воспринимает его как нечто непосильное для освоения. Методика Зайцева знакомит ребенка сразу со всем аппаратом, который ему понадобится для чтения и письма, на первом же занятии, и ребенок, как ни странно, довольно успешно справляется с предложенным объемом.

Еще одна особенность методики Зайцева: ребенка учат писать, а не читать, т. е. писать складами по таблицам (указкой) или по кубикам, пока он не начнет читать традиционным способом.

Одно из преимуществ системы Зайцева — простота. Скажем, трудоемкую методику Домана, в которой главный принцип — показывать малышу каждые полчаса карточки со словами, в жизни осуществить бывает непросто. С материалами Монтессори ребенок эффективно работает лишь в специализированных детских садах, где все подчинено этой системе. Методику же Зайцева легко можно использовать даже в домашних условиях, поскольку пособия по обучению чтению, письму, английскому языку и счету учитывают особенности индивидуального детского восприятия и психологии.

Итак, вместе с ребенком-дошкольником благополучно пройден большой отрезок пути в направлении обучения чтению по методике Зайцева. Освоены кубики и таблицы к ним. Вскоре ребенок достаточно быстро (часто уже и без родительской помощи) находит нужный кубик, а на нем — нужный склад...

Все бы хорошо, но вот озвучить этот склад, ответить на вопрос, что же здесь написано, — именно прочитать конкретный склад (или короткое слово) — ребенок еще не может. Кто-то будет терпеливо продолжать игры-занятия, основываясь на интересе своего ребенка, не торопя события. А кто-то постарается добиться скорейшего перехода непосредственно к чтению, постоянно задавая вопросы «Что это? Что здесь написано?», — удивляясь при этом, что ребенок почему-то резко теряет интерес к занятиям.

Почему это происходит? Не работает методика? Или ребенок такой «непонятливый»? Да нет, ребенок все прекрасно понимает. Надо просто вспомнить одно из основных положений методики Зайцева — «путь к чтению лежит через письмо».

Действительно, писать, т. е. переводить звуки в знаки (кубиками, указкой по таблице или карандашом на листе бумаги) ребенку гораздо легче, чем непосредственно читать, то есть озвучивать написанные знаки. Именно поэтому надо писать много слов вместе с малышом, а затем их читать.

Почему такой путь легче? Потому что, как считает Зайцев, у ребенка нет психологического барьера, неуверенности в собственных силах — он ведь уже заранее знает, какое это слово, он только что писал его вместе с мамой и неоднократно произносил. А так как письмо и чтение — процессы зеркальные, то и переход непосредственно к чтению будет плавным, естественным, как нечто само собой разумеющееся. И это произойдет непременно, когда количество накопленной информации и практического опыта перейдет в качество.

Очень важно также уметь задавать вопросы в правильной последовательности. Это вопросы «где?» и «что это?». Вопрос «где?» сродни приему письма (в методике Зайцева), а вот вопрос «что это?» требует гораздо больших усилий от ребенка, ему необходимо прочитать данный склад или слово. Другими словами, ответить на вопрос «где?» ребенку гораздо проще, только после этого он сможет ответить и на вопрос «что здесь написано?».

Вот пример. Ребенок отгадал загадку: «В дупле живет да орешки грызет». Это белка. Написали слово кубиками. Прочитали. Слово знакомо. А теперь спросим: где КА, где БЕ, где Л? Конечно, ребенок помнит все слово. А вот найти и показать в нем отдельные склады труднее. Придется искать, а значит, читать. Затем спрашиваем: «Что это?», показывая на любой склад. Такой путь гораздо продуктивнее.

Помогает освоить чтение и такой прием. Склейте 4—5 листов бумаги или возьмите рулон обоев. На глазах у ребенка пишите толстым фломастером крупными буквами сначала простые короткие слова, в том числе знакомые имена, и тут же сами читайте, выделяя маркером ударный склад в слове и обращая на это внимание ребенка.

Чем меньше возраст ребенка, тем короче слова и тем меньше их количество. Сначала это могут быть любые слова, а затем и слова на определенную тему. Рулоны можно раскатывать на полу, можно повесить на гвоздик, как плакат.

Читайте ребенку все написанные слова (пусть вначале будет 5—6 слов). «Где слово ЗИМА? В нем МА выделено? Правильно. Что выделено? (МА.) А теперь прочтем все слово».

Вариантов игр с написанными словами великое множество. Можно вместе искать и читать только выделенный ударный склад в каждом слове. Ищем второе слово сверху или третье снизу. А где же спряталось слово, в котором выделен склад С А (ЛИСА)? Хорошо, нашел! Что же это за слово? Читаем вместе.

Можно искать среди слов только имена девочек или только имена мальчиков, названия только цветов или только животных. Все зависит от интересов ребенка на данный момент. Таких плакатов-рулонов может быть несколько в разных местах комнаты или квартиры.

Похожие статьи:

Методика раннего развития детей. Методика Николая Зайцева

Методика воспитания Марии Монтессори

Обучение детей чтению с помощью пособий Николая Зайцева

Обучение детей через игру в кубики

Как правильно воспитывать и развивать ребёнка

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!