Занятие по сценической речи для младших школьников

Конспект занятия по сценической речи для учащихся начальной школы «Звук - ценность слова»

Цель: тренировать речевой аппарат детей; работа над дыханием, дикцией, артикуляцией.

Оборудование: плакаты с текстами стихов, скороговорок, аудиозапись, костюмы, видеозапись.

Действующие лица: ведущий, Скороговоркин, Загадкин, Сказкин, действующие лица инсценировки «Карнавал», Ворона.

Ведущий. Звук - ценность слова. Дикция, дыхание, голос, интонация - это стороны речевого мастерства, то есть сценической речи. Одним из основных моментов культуры речи является правильное литературное произношение.

Особое место в работе над дикцией отводится скороговоркам, что является хорошей и полезной дикционной тренировкой. Актерскую речь надо начинать во время репетиции с массажа и гимнастики носового дыхания (поглаживание, постукивание нервных окончаний, расположенных близко к коже).

Упражнение «Волшебный сон»

Наши руки отдыхают,

Ноги наши отдыхают.

Отдыхают, засыпают... (2 раза.)

Напряженье улетело

И расслаблено все тело... (2 раза.)

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы... (2 раза.)

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык. (2 раза.)

Дышится легко... ровно... глубоко...

(После этого надо расслабиться.)

Мы спокойные всегда. (2 раза.)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

На занятиях в игре,

Ясно, четко говорим. (2 раза.)

Паузы мы соблюдаем! (2 раза.)

Звук ударный выделяем! (2 раза.)

И легко нам говорить!

И не хочется спешить!

Гак спокойно, так приятно

Говорим - и всем понятно.

(Длинная пауза.)

Хорошо нам отдыхать...

Но уже пора вставать...

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы!

Глубокий вдох - медленный выдох. Не спеша набрать воздух через нос и рот, медленно выдохнуть через рот.

Дети за ведущим выполняют упражнение.

Ведущий. Существуют и другие упражнения для становления речевого аппарата.

Упражнение «Надувной шар»

Надуть воображаемый шар, следя, чтобы он не лопнул. Глубокий вдох - короткий выдох.

Упражнение «Задуй свечу»

Взять мысленно в руки воображаемую свечу и быстро задуть ее.

Упражнение «Сдуем пылинку»

Вытянуть руку перед собой. Сдуть с нее воображаемую пылинку так, чтобы она слетела с кончиков пальцев.

Упражнение по тренировке выдоха (с текстом):

Шар - у Маши (вдох-выдох).

Шар - у Яши (вдох-выдох)

Шар - у Саши (вдох-выдох)

Шар - у Даши (вдох-выдох)

Шар - у Маши и у Яши (вдох-выдох).

Скороговоркин (Каждую скороговорку повторяем 3 раза).

Жутко жуку жить на суку.

Свинья тупорыла весь двор перерыла.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Всех скороговорок не переговоришь.

Полпогреба репы, полколпака гороха.

Сыворотка из-под простокваши.

Загадкин. Развитию культуры речи помогают и загадки. В них можно услышать звуки природы.

В. Фетисов

Не жужжу, когда сижу

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

А вот стихотворение Э. Мошковской, где она рассказывает, как шумит ветер.

Нам к девяти

В школу идти,

И ветру идти...

Нам - по пути!

Ветер обнимает,

Ворот поднимает,

Качнет, толкнет,

В ухо орет:

«Я сам побегу

И вам помогу,

Угу-у-у-у-у!

Я немного вас провожу-у-у

и уйду-у-у-у,

и уйду-у-у-у,

Ведь я тоже очень спешу-у-у,

Я спешу-у-у-у

в высоту-у-у-у!

Сказкин. Приглашаю на инсценировку «Лесной карнавал».

В этой сказке повторяются одинаковые звуки в словах. Это создает впечатление, что мы находимся в лесу. Наше воображение усиленно работает.

Комары. З-з-з-з! 3-звери, насекомые! 3-завтра на з-закате праз-здник!

Змея. Что за ш-шутки? Вы что, ш-шалуны, расш-шу-мелись?

Комары. 3-знаем, тетенька з-змея, вы не любите раз-звлекаться! А дяденьке еж-жу нравится эта з-затея. Верно, дяденька еж-ж?

Еж. Ещ-ще как!

Жук (жужжит).

Вот это ж-жизнь!

Ж-жаль, что ты, з-змея, не пойдеш-шь.

Потом пож-жалеешь.

Ворона (пролетая мимо). О чем р-разговор-р? Какой пр-раздник? Кар-рнавал? А кар-русель будет? Ур-р-ра! Кр- расота! Пр-римчусь раньше всех. Нет, пр-рикачу в кар-рете!

Комары. Обяз-зательно приходите. Не з-забывайте! Не з-запаз-здывайте.

Звучит музыка из песни «На карнавал» в исполнении группы «Верасы». Раздается грохот подъезжающей кареты. Важная ворона начинает танцевать. Все встают полукругом, начинают танцевать. Герои в соответствующих костюмах.

Сказкин. Вот какой забавный случай произошел однажды на лесной поляне. Мы получили от этого большую пользу: научились правильно произносить слова и получили эстетическое наслаждение от музыки и театральной инсценировки.

Ворона. Прежде чем уехать на карнавал, давайте отдохнем. Что же мы услышим? Стихотворение тихое, настраивающее на мирный лад. Его можно слушать целую ночь. (Включить запись о лесе, где слышны шорохи и другие тихие звуки.)

В. Суслов «ШЕПОТ И ШОРОХ»

Действующие лица: Лесная глушь, Шепот, Шорох.

Лесная глушь.

В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к Шороху спешит.

Шепот по лесу шуршит.

Шорох. Ты куда?

Шепот.

К тебе лечу.

Дай на ушко пошепчу:

Шу-шу-шу да ши-ши-ши,

Тише, Шорох, не шурши,

Навостри-ка уши –

Тишину послушай!

Слышишь?

Шорох. Слышу!

Шепот. Что ты слышишь?

Шорох. Шебаршатся где-то мыши.

Шепот.

Под кореньями шуршат -

Дружно шишку шелушат.

Тише, Шорох, не дыши!

Слышишь, стихли камыши?

Слышишь?

Шорох.

Слышу!

По болоту

Вышли цапли на охоту.

Цапли ужинать спешат,

Рыщут - ищут лягушат.

Шепот. Слышишь?

Шорох.

Слышу!..

Две букашки

Спать устроились в ромашке,

Под простынки влезть хотят,

Лепестками шелестят.

Шмель. Звинь-звинь-звинь!

Шепот.

А это Шмель

Прошмыгнул и сел на ель.

Шорох.

У Пчелы-портнихи Шмель

Шьет хорошую шинель.

Он вернется с этой ели

В новой шелковой шинели,

В звонких шпорах - на версту,

И умчится в высоту...

Шепот. Что еще ты слышишь, Шорох?

Шорох.

Тише!

Слышу Тишину.

(Стихотворение направлено на тренировку выдоха при чтении текста.)

Ведущий. Во время выполнения упражнений нельзя гримасничать и напрягать мышцы лица.

(Стихотворение «Шепот и Шорох» В. Суслова дается для тренировки домой.)

Похожие статьи:

Музыкальное театрализованное занятие для учащихся начальной школы А. Н. Островский. «Снегурочка»

Конспект познавательного игрового занятия о народном творчестве для младших школьников

Внеклассное мероприятие о театре в начальной школе

Занятие для детей 1-2 класса. Как правильно чистить зубы

Танцевальный праздник для детей начальной школы. Сценарий

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!