Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье», 3 класс

Родительское собрания для 3 класса «Воля и труд человека дивные дивы творят». Разработка

Цели: привлечь внимание родителей к проблеме трудового воспитания ребенка; познакомить с формами трудового участия ребенка в жизни семьи.

Ход собрания

I. Организационный момент. Постановка целей.

Учитель. Добрый вечер, уважаемые родители. У нас возникла необходимость встретиться, потому что появилась важная тема для разговора. Эту тему я обозначила строчками из стихотворения Н. А. Некрасова: «Воля и труд человека дивные дивы творят».

Что знает ваш ребенок о труде? Есть ли в списке его положительных качеств такое, как трудолюбие? Уважает ли он груд других людей?

Все эти вопросы обязательно следует затронуть в нашем разговоре. Готовы? Начнем.

II. Основная часть собрания.

Учитель. Трудно воспитывать ребенка в наши дни. Много соблазнов окружает его, не все традиционные средства воспитания можно применить сегодня.

В педагогике давно все договорились о том, что трудовое воспитание является ядром воспитания вообще. Но в современной жизни, порой, трудно придумать для ребенка какое-либо поручение. Особенно остро эта проблема стоит в городских семьях.

Существуют и другие проблемы, связанные с трудовым воспитанием ребенка. Выявить их помогло анкетирование, проведенное среди учащихся и родителей (см. Приложение 1).

Какие же это проблемы?

1. Неравноценное разделение домашних обязанностей.

Как пи парадоксально, но XXI век с его научно-техническим промыслом почти не коснулся традиционного разделения обязанностей на мужские и женские. Теперь в семье, как правило, работают оба супруга, но большую часть домашней работы приходится выполнять женщине. Дети, воспитывающиеся в семьях, где принят такой порядок, скорее всего в своих собственных семьях установят такой же.

Учащимся было предложено написать сочинения на темы: «Мамины руки» и «Папины руки».

Детские предпочтения в выборе темы и содержания сочинений показывают, что в большинстве случаев дети не знают, какие дела можно было бы доверить отцовским рукам.

2. Отсутствие внимания со стороны родителей к проблеме трудового воспитания.

Дети отмечают, что часто им хотелось бы помочь родителям, но те предлагают это сделать в другой раз, потому что сейчас «некогда», «нужно побыстрее».

3. Различное отношение к физическому и умственному труду.

Во многих семьях наблюдается перекос в отношении к различным видам труда.

Родителям следует избегать выражений с негативной, пренебрежительной оценкой, которые оседают в памяти ребенка: «Он ничего тяжелей фуражки не поднимал» (о военнослужащих), «Сидит в тепле и бумажки перекладывает» (о бухгалтере), «Привык только лопатой орудовать: бери больше, бросай дальше».

Следует воспитывать уважение к любому труду: умственному, физическому, своему и чужому.

Народная мудрость гласит: «Детишек воспитать - не курочек пересчитать».

Трудное это и кропотливое занятие, и четких правил поведения нигде не написано.

Предлагаю вам представить свою реакцию в следующих ситуациях:

1. Ваш ребенок не убрал постель. Как вы поступите?

- Уберете сами;

- заставите убрать;

- поступите как-то иначе, ваши действия.

2. Какую трудовую деятельность, предпочитает ваш ребенок? Какой работы он старается избегать? Иными словами, что он любит делать и чего не любит делать вообще?

3. Помогая вам в уборке, ваш ребенок разбил вазу. Ваша реакция:

- самая первая - подзатыльник;

- раздраженная фраза: «Уходи отсюда, обойдусь без твоей помощи»;

- успокоите ребенка, ведь он сделал это нечаянно.

4. Ребенок просит вас о помощи, а вы очень устали. Ваши действия:

- обрываете его: «Дай хоть минуту отдохнуть от тебя!»;

- помогаете, но неохотно;

- помогаете с удовольствием;

- придумываете причину, чтобы ребенок оставил вас в покое.

5. Вы идете по улице с мороженым. Ближайшая урна в ста метрах. Что вы сделаете с бумажным стаканчиком?

- Попросите ребенка сбегать к урне и выбросить стаканчик;

- бросите мусор около ближайшего крыльца и никак не прокомментируете свои действия;

- бросите мусор и скажете ребенку, чтобы он сам так не делал.

6. Ваш ребенок должен следить за своевременным выносом мусора. Вы приходите с работы и видите, что об этой обязанности ребенок, очевидно, забыл. Что вы сделаете?

- Вынесете мусор сами;

- оставите его до следующего дня;

- заставите ребенка оторваться от своих дел и сделать то, что положено.

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

Учитель. «Труд лежит в основе и нравственного, и эстетического, и эмоционального воспитания», - писал В. А. Сухомлинский. Но трудовое воспитание помогает человеку быть самостоятельным и независимым, позволяет родителям надеяться на спокойную радостную старость. Не совершайте тех ошибок, которые совершили птицы из поучительной истории, которой я хочу поделиться с вами.

«Птичья» история

Над одним из Мазурских озер на огромном дереве размещалось гнездо цапли. Экспериментатор оборудовал на берегу озера кормушку, в которой всегда была рыба, так что цапли, когда вылупились птенцы, не должны были искать себе корм в озере, а пользовались кормушкой.

Цапли кормят своих птенцов, вкладывая им корм в клюв. Но когда птенцы подрастают, взрослые цапли уже не могут обеспечить их пищей в достаточном количестве и выгоняют, из родного гнезда, чтобы они сами нашли охотничьи угодья, которые должны быть, по крайней мере, за полкиломера от гнезда. Там молодые цапли вьют свои собственные гнезда. В этом случае не было такой необходимости, и птенцов кормили до тех пор, пока они не стали взрослыми и не подобрали себе пары.

Они пристроили гнездо к гнезду родителей, а те по-прежнему кормили и не только их, но и вылупившихся новых птенцов. Так выросло пять поколений птиц, построивших гигантское гнездо-коммуну вблизи кормушки. Состарившаяся пара цапель - основателей рода - запихивала рыбу в клювы детям- цаплям, внукам-цаплям и правнукам-цаплям.

Но вот пара старых цапель умерла, а вслед за ними и вся птичья семья, не способная питаться самостоятельно, погибла от голода над кормушкой, полной рыбы. (М. Вислоцкая.)

Приучите своих детей к мысли, что любой труд важен, а хлеб всегда труден. Но как бы тяжело ни было, помните сами и внушите детям, что «воля и труд человека дивные дивы творят».

Приложения

Приложение 1

Анкета для родителей

1. Любит ли ваш ребенок трудиться?

2. Какие обязанности закреплены за ребенком?

3. Ребенок трудится самостоятельно или нуждается в постоянном контроле?

4. Принято ли в вашей семье вознаграждение за выполненный домашний труд?

Анкета для учащихся

1. Какие у тебя есть обязанности дома?

2. Разделяются ли в вашей семье обязанности на мужские и женские?

3. Может ли папа вымыть посуду и приготовить ужин, если мама занята или еще не пришла с работы?

4. Кто выполняет больше всего работы по дому?

5. Какие дела в вашей семье выполняются всеми?

Приложение 2

Самое красивое и самое уродливое

Мальчику задали в школе написать сочинение на тему «Что ты увидел самое красивое и самое уродливое».

Долго думал мальчик и не мог сообразить, что в мире самое красивое и что самое уродливое. Ему казалось, что самое красивое - цветок сирени. А самой уродливой казалась лягушка.

Пошел он к дедушке, спросил, так ли это. Дедушка сказал:

- Самое красивое - это человеческий труд. А уродливое - то, что пускает труд человеческий на ветер. Иди, походи несколько дней по земле - и ты увидишь и то и другое.

Пошел мальчик. Идет полем. Видит: пшеничное поле, желтеет нива, колосок к колоску. «Вот это и есть самое красивое, - думает мальчик. - Ведь это человеческий труд».

Идет дальше. Подходит к школе. Бегают дети, резвятся. Одна девочка ест хлеб с маслом. Не доела, бросила кусок хлеба на землю, побежала к подружкам. «Это самое уродливое, - решил мальчик. - Ведь она пускает на ветер человеческий труд». Он вернулся домой и все рассказал дедушке.

- Правильно заметил, - сказал дедушка.

Мальчик написал сочинение. (По В. А. Сухомлинскому)

Задание. Написать подробное изложение или подготовить подробный устный пересказ текста (по выбору учителя).

Похожие статьи:

Родительское собрание в 1 классе. Воспитание начинается в семье

Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе

Родительское собрание в 1 классе. Знакомство с родителями

Родительское собрание в начальной школе на тему: Этикет

Родительское собрание на тему ЗОЖ в начальной школе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!