Родительское собрание «Гиперактивный ребенок в начальной школе?», 3 класс

Разработка родительского собрания для 3 класса

Неужели до сих пор никто не создал вечный двигатель? Если вам нужны его секреты, изучите моего ребенка.

Мама шестилетнего ребенка

Время проведения: II четверть.

Цели: формирование понятия о признаках гиперактивности ребенка и ее причинах.

Задачи: раскрыть причины гиперактивности ребенка; рассказать о правилах общения с таким ребенком; дать советы по обучению и воспитанию таких детей; побудить родителей класса понимать и принимать в коллективе таких детей; показать необходимость воспитания толерантного отношения к таким детям со стороны других учащихся класса; способствовать формированию сплоченного родительского коллектива.

Ход собрания

I. Подготовительный этап

К собранию попросить психолога понаблюдать на уроках и переменах за гиперактивными детьми в классе, постараться провести диагностические занятия с целью определения причин отклонений в поведении. Исследовать уровень развития психических процессов: объема, концентрации и перераспределения внимания, работоспособности. Выяснить причины гипердинамичности: издержки воспитания, тип темперамента или СДВГ.

Если есть возможность, найти и показать сюжеты из тележурнала «Ералаш». Или другой вариант - учитель читает стихотворение Б. Заходера «Перемена» (приложение 1).

II. Организационный этап

Родители рассаживаются за парты. Учитель читает стихотворение Б. Заходера «Перемена» или показывает 1-2 сюжета из тележурнала «Ералаш».

III. Этап педагогического всеобуча

Классный руководитель. Знакомая картина, не правда ли? Есть родители, которые с раннего детства наблюдают подобное и дома. Вряд ли можно позавидовать родителям и близким такого ребенка. Так что же это за ребенок? Какой же он на самом деле, когда его родная мама мечтает, чтобы он был другим, и только видит в нем обузу, одну лишь обузу... Ну, а про радость материнства вообще не стоит говорить. И в детском саду, и в поликлинике, и в магазине она видит то осуждающие, то сочувствующие взгляды знакомых и незнакомых людей. Наверно, это не просто понять. Ведь не любой из нас способен стать укротителем детей и укрощать ежеминутно, ежесекундно малыша, при этом явно понимая, что никакая дрессировка не даст желаемого эффекта.

Такой ребенок, став на ножки, тотчас же сразу начал бегать. С тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Похож на гонщика, который мчит на ракетных скоростях, не управляя тормозами. Мчит год, другой и в эту гонку невольно вовлекает всех, кто общается с ребенком. Он еще дошкольник, а мама с папой измотаны так, словно он им не дает покоя вечность. Все валятся с ног рядом с ним... Все раздражены, часто конфликты в семье приводят к семейным кризисам, депрессиям, даже разводам. Лишь один ребенок неутомим. Ему все в жизни нипочем. За эти годы он ни разу спокойно не сидел на месте, и даже есть ему легче, когда стоит, а не сидит. Он весь как будто на шарнирах, разболтанных от перегрузки, и оттого все части тела все время ходят ходуном и извиваются в движениях.

Особо непослушны руки. Они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают... Порой кажется, что их у малыша не две, а больше. Сколько разбитой посуды, сломанных игрушек, исковерканной мебели, испорченных стен прошло через эти руки. Родители ребенка привыкли оплачивать нанесенный ущерб, ремонтировать сломанные предметы быта.

Ноги такого ребенка тоже живут своей самостоятельной жизнью. Сколько на их долю выпадает за день бегать, потому что у гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба». Его ноги могут целый день носиться, догонять кого-то, подскакивать, скакать, перепрыгивать. Бег с препятствиями, по кругу и обратно, к цели и бесцельно - главное занятие для них.

Да и голова у этого ребенка может выворачиваться спереди назад, чтоб увидеть все одновременно, осмотреть предмет со всех сторон. Поначалу кажется, что это обычная любознательность. Но рассматривая все вокруг, малыш не старается увидеть сути. Взгляд скользит лишь по поверхности, не больше, удовлетворяя любопытство. Любознательность ему не свойственна. Такой ребенок редко задает вопросы типа «почему», «зачем». Ну а если даже задает, то не старается выслушать ответ. Но, тем не менее, он может целый день исследовать, как лучше влезть на крышу, открыть чердак или захлопнуть люк. Он пытается пройтись по потолку, повиснуть на карнизе. Наиболее посещаемый врач в такой семье - травматолог. Малыш вечно в царапинах и шрамах, а занозы невозможно перечесть. Тем не менее, он снова набивает те же «шишки», не пытаясь сделать вывод из того, что было, словно нет у людей инстинкта самосохранения совсем.

Неусидчивость его бросается в глаза и в детском саду, и в школе. Естественно, что он при этом чрезвычайно рассеян, и внимание его не может задержаться на чем-либо больше минуты. Внимание так же «бегает», как ноги, «выключаясь» и «включаясь» неизвестно каким образом. Его может отвлечь на уроке все: яркая ручка, ластик, бантик соседки, пролетевшая муха. Но, отвлекшись из-за мухи, он мгновенно забывает про нее, делая обычно все настолько машинально, что потом не верит, что все это сделал он.

У гиперактивного ребенка виноваты все, кроме него: разбитая тарелка - разве мог малыш предвидеть, что она возьмет и выскользнет из рук; кошка, на которую он наехал велосипедом - если у нее плохое зрение, то надо надевать очки. Словом, оправданиям его поступков нет конца. Он постоянно ищет оправдания и верит в них, потому что сам не понимает причины своего поведения и пытается объяснить их по-своему. Такой ребенок импульсивнее своих ровесников и сам не знает, что ему способно взбрести в голову хотя бы через миг. Настроение его колеблется от минуса до плюса. Он способен отвечать на самый маленький пустяк агрессией и в то же время не дать реакции в действительно серьезном споре, конфликте.

Он обычно самый шумный среди шумных, заводила. Он - в центре драки, кутерьмы, там, где баловство, проказы, там, где просто можно пошалить. Вот он ссорится и, мирясь одновременно, прощает все обиды всем. Даже если вы его за что-то наказали, он не будет жаловаться или унывать. Его всепрощению порой можно поучиться и взрослым. Эти качества притягивают к нему таких же сверстников - шалунов и хулиганов. У воспитанных детей с ним, наоборот, частые конфликты. Он раздражает их, они совершенно не могут его понять и терпеть. С ними он несовместим, и в детских учреждениях ему ужиться с ними бывает невозможно. Он нарушает все правила и нормы поведения. В этом мире он - причина и центр всех конфликтов.

Вполне понятно, что при таком мировосприятии ребенок с трудом усваивает знания, навыки и не понимает многие задания. А в случае неудачи начинает вести себя агрессивно, громко кричать, обвинять окружающих людей и предметы. Кроме того, у него самооценка на нуле или же немного выше, и приклеивая сам себе ярлык комплекса неполноценности, он обычно с этим комплексом старается предстать перед другими. И этот комплекс тянется за ним потом как шлейф, мешая в школе и в дальнейшей жизни. Это совсем не так, но тем самым он оправдывает свои неудачи. В тетрадях царит хаос: здесь нет места порядку и правилам, здесь отсутствуют строчки и клетки. Правила оформления в тетради им не игнорируются, он просто их не держит в голове. И бесполезно еще и еще раз повторять, сколько клеточек нужно пропустить или как писать ответ задачи. У родителей гиперактивного ребенка обычно двойственные чувства к нему - накипь раздражения и жалость: жалость от того, что их малыш настолько отличается от окружающих детей, что, быть может, это просто проявление болезни; и накипь раздражения - от того, что с ним невозможно быть все время рядом.

Он не знает, что такое расслабление, угомонясь только лишь тогда, когда ложится спать. Время сна его - единственное время, когда мама с папой восстанавливают силы и устраивают маленькую передышку в бесконечной воспитательной войне, в которой постоянно посылают свой огонь нравоучений и упреков. Но и спит настолько беспокойно, что довольно часто утром голова его там, где должны быть ноги.

Кто виноват в таком поведении ребенка, или что сделало ребенка таким? Что за явление психологи называют гиперактивностью? Есть много предположений относительно причин, вызывающих синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В их числе - недостаточное питание, отравление в младенчестве тяжелыми металлами (свинцом), органические повреждения мозга, отравления во время внутриутробного развития плода, кислородная недостаточность в процессе развития плода и родов. Многие дети с симптомами СДВГ появились на свет при осложненных родах, недоношенными. Встречаются эти симптомы и у близнецов, что, как полагают врачи, обусловлено сильным сцеплением генов. Учителя сетуют на то, что таких детей становится с каждым годом все больше. Врачи объясняют это неблагополучной экологической обстановкой. Такое же разнообразие мнений существует относительно методов лечения таких детей и адаптации их в коллективе.

Лечение таких детей различными транквилизаторами или антидепрессантами не оказывало никакого воздействия. Были найдены лекарственные препараты, которые при условии тщательного контроля хода лечения дают положительный эффект.

Однако главным условием их адаптации в коллективе детей, в семье, в обществе в будущем, является особая организация отношений с ними в школе и дома. Этот метод альтернативной помощи гиперактивным детям направлен на перестройку окружающей среды ребенка путем ее упрощения, уменьшения отвлекающих факторов, четкости и ясности инструкций, объяснений. Взрослые такому ребенку должны обеспечить эмоциональное благополучие. Отсутствие успеха в учебе, общении со сверстниками делает их замкнутыми, они начинают мстить обществу, становятся агрессивными.

Вот какие советы можно дать взрослым в воспитании гиперактивных детей.

• Узнать причину гипердинамичности ребенка. Проконсультироваться с нужным специалистом: болезнь это или нет, следствием каких причин это является.

• Если гиперактивность обусловлена болезнью, необходимо выполнять все предписания врача и правильно дозировать лекарственные средства, не прерывать лечение, даже если состояние ребенка улучшилось.

• Все то, что может вызвать в доме и в классе «любознательность» ребенка, последствием которой будет детский травматизм, родители должны убрать хотя бы из поля зрения.

• Нужны лекарства вашему ребенку или нет, главное - общение с ним, адаптация к дальнейшей жизни. Самое важное в лечении - это мера воспитательных воздействий, система и методика осуществления их взрослыми.

• Любое разногласие в семье и в школе в вопросах воспитания такого ребенка усиливает его отрицательные качества. Поэтому и между членами семьи, и между родителями и педагогами не должно быть недосказанности, непонимания.

• Постарайтесь продумать режим дня малыша до мелочей. Старайтесь следовать режиму. Пусть ваш ребенок четко знает, когда он должен встать, поесть, выучить уроки, пойти гулять, играть с друзьями. Сами не засиживайтесь в гостях.

• Друзей у вашего ребенка должно быть мало: чем больше будет у него товарищей по играм, тем больше он будет возбуждаться с ними. Старайтесь, чтобы среди них не было таких же гиперактивных детей. Общение с ними увеличит отрицательный эффект.

• Игра для вашего ребенка - важнее разных медикаментов, вернее, главное лекарственное средство. Не жалейте времени на игры с ребенком.

• Стараться приобщать ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии.

• Учите его правилам игры и соблюдению условий. Ребенок должен научиться планировать свою игру, чтобы планирование важнейших дел потом смогло войти в привычку.

• Гиперактивного ребенка с ранних лет желательно занять каким-то видом спорта, доступным его возрасту и темпераменту.

• Не путайте гиперактивность с темпераментом ребенка, особенно тогда, когда в семье ребенок-холерик.

• Чтобы выработать у гиперактивного ребенка хоть какую-то усидчивость, необходимо приучать его играть помимо шумных игр в тихие настольные: конструктор, мозаику, лото, домино и т. п. Они учат концентрировать внимание, что очень важно для обучения в школе.

• Гиперактивного ребенка можно отвлечь от «двигательной бури» рисованием и чтением любимых книг, рукоделием.

• Не раздражайтесь, если ваш ребенок все делает наоборот. Спокойно повторите ему снова свое задание, объясните суть и покажите еще и еще раз.

• Запомните, что все старания гиперактивного ребенка и даже слабые попытки что-то сделать, о чем вы просили, необходимо сразу поощрить, даже если они не имеют ожидаемого результата.

• Чтобы создать условия для концентрации внимания гиперактивного ребенка во время его деятельности, необходимо убрать лишнее, что может попасть ему на глаза.

• С таких позиций надо обставлять и комнату ребенка, продумав все до мелочей. Вплоть до окраски потолка и стен.

• Просмотр телевизора необходимо минимально ограничить. Ни в коем случае малыш не должен видеть фильмы ужасов и криминальные истории с насилием.

• Не надо приглашать большое количество гостей и брать ребенка в шумные компании.

• Учите его сдерживать «бурные эмоции» и постарайтесь не выплескивать свои. Запомните, что ребенок подражает вам.

• Пытайтесь погасить конфликты, в которые замешан ваш ребенок, с первой искры. Не ждите, когда дело зайдет слишком далеко, не бойтесь лишний раз принести извинения.

• Будьте последовательны и в наказаниях, и в поощрениях ребенка.

• Не забывайте, что наказание словесной, телесной агрессией обычно вызывает идентичную ответную реакцию у малыша. Эффективнее наказывать его лишением свободы действий.

• Если есть возможность, повремените с оформлением ребенка в школу. Отсроченное обучение - еще один шанс подготовить его нервную систему к школьному режиму.

• Выберите класс с небольшим наполнением, программа не должна быть повышенного уровня сложности. Умерьте свои амбиции.

• Воспитывайте ребенка в семье не как придется, как вздумается каждому, а выработайте совместные действия, правила.

• Давайте задания, которые он сумеет сделать. Или подробно инструктируйте его. Слишком непосильное задание спровоцирует эмоциональную вспышку.

• Не поощряйте ребенка чрезмерно, не давайте понять, что жалеете его, не балуйте его.

Если вы сумели найти ключик к ребенку и направили его энергию в необходимое вам русло, безусловно, он преодолеет основные негативные моменты, связанные с его гипердинамичностью.

В противном случае приготовьтесь к самым неприятным и непредсказуемым сюрпризам, потому что ваш ребенок не только в начальных классах школы, но и будучи подростком может стать неуправляемым и навряд ли адаптируется к нормам общества, в котором ему надо будет жить.

Обращайтесь за советами при воспитании гиперактивного ребенка к педиатру, к педагогу, обязательно к психологу, а главное - к психоневрологу. Держите тесный контакт со всеми школьными учителями, тренерами, педагогами дополнительного образования и т. д.

С родителями других детей класса также необходимо установить взаимопонимание, контакт.

Таким образом, успех в адаптации таких детей в школе, коллективе детей зависит от взрослых, их терпимости и доброго отношения к ребенку.

Если взрослые понимают причины поведения гиперактивного ребенка, то дети, а в особенности младшие школьники, не обладают необходимыми навыками общения, они жестоки и не знают компромиссов. И виноваты в этом мы, взрослые. Еще в детском саду мы поощряем нетерпимость детей к гиперактивным детям. Часто можно слышать от детей фразы: «А ваш Максим сегодня опять...», «Он и в садике тоже баловался», «А Марья Ивановна сегодня опять Данилку в угол поставила», «А Вова на уроке всем мешал» и т. п. Выслушивая и поощряя такие высказывания детей, мы воспитываем в них черствость, неприятие других, непохожих на всех детей, равнодушие к недостаткам и проблемам других детей. Ни в коем случае не поощряйте подобные высказывания детей. Задавайте встречные вопросы: «А как ты поступил?», «Почему ты не пожалел его?», «Может, ты сказал что-нибудь обидное?» и т. п. Ведь виноват в плохих поступках не сам ребенок - виновата его нервная система, повышенная возбудимость.

Надо только научиться ждать и помогать ребенку. Разве вы когда-нибудь встречали взрослых, напоминающих вихрь, ураган, пожар? Но ведь многие из этих взрослых в детстве были копией такого же ребенка. Тем не менее, среди гиперактивных детей много талантливых и успешных в будущем людей, которые принесут пользу обществу, будут иметь свои семьи, найдут свой путь в жизни. А может быть, среди наших Максимов и Данилок есть будущие Энштейны и Пикассо? Так что запаситесь капелькой терпения, помогайте им и ждите.

IV. Анализ педагогических ситуаций

Ситуация 1. Дочка несколько раз жаловалась вам, что ей мешает сосед по парте: берет у нее карандаши, возится и мешает ей писать, разговаривает с ней. Она попросила вас уговорить учителя пересадить ее от мальчика.

Ситуация 2. Папа за каждый проступок ставит ребенка в угол. Однажды, будучи уже третьеклассником, он сказал папе: «Еще раз поставишь в угол - я уйду жить к бабушке».

Ситуация 3. Сын однажды случайно услышал ваш разговор с учителем, в котором вы объясняли причины гиперактивности ребенка. Когда вы с ним стали разговаривать о его поведении на уроке, он ответил, что он не виноват, ему надо пить лекарства, потому что он - больной.

Ситуация 4. В классе есть ребенок, который постоянно нарушает дисциплину. На собрании одна из мам предложила выйти к администрации с инициативой перевести ребенка в другой класс.

Ситуация 5. Вы с ребенком пришли на детский день рождения. В процессе игр он перевозбудился, и, проиграв в одной из игр, полез в драку.

Ситуация 6. У вашего сына появился новый друг. Поведение ребенка стало меняться в худшую сторону. Вы узнали из бесед с родителями, что и в школе он нарушает дисциплину, агрессивен. В дневнике ребенка появилось замечание о его поведении на уроке.

V. Подведение итогов собрания

Классный руководитель. В сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» поднимаются проблемы толерантного отношения к «другим» людям в нашем мире, непохожим на нас, на общепринятые образцы и нормы. Не станем ли мы такими же черствыми и чванливыми, как обитатели птичьего двора - утка испанской породы и индюк, вообразивший себя императором? Не пропустим ли мы прекрасного лебедя в облике «гадкого утенка»? Не научившись сами быть терпимыми и гуманными, мы не воспитаем такими наших детей.

Возможное решение собрания

1. Поговорить с детьми о терпимости в отношениях со всеми детьми класса.

2. Не поощрять жалобы детей на поведение других детей класса. Спрашивать о том, почему произошел тот или иной конфликт, а не о том, кто в нем виноват.

3. Записаться к психологу родителям, желающим получить консультацию по теме собрания.

4. Выполнять рекомендации психологов по воспитанию гиперактивных детей.

Приложение 1. Перемена

«Перемена, перемена!» -

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог –

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели этот Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним бо-о-льшая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он гляди какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он поставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи, -

Словом,

Сделал все, что мог!

Ну, а тут - опять звонок...

Вова в класс плетется снова.

Бедный! Нет лица на нем!

- Ничего, - вздыхает Вова, -

На уроке отдохнем!

Б. Заходер

Похожие статьи:

Родительское собрание в 3 классе. Семейное воспитание

Родительское собрание «Воспитание детей в семье», 4 класс

Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье», 3 класс

Родительское собрания в 3 классе. Влияние рекламы на психику ребенка. Разработка

Родительское собрание «Эстетическое воспитание ребенка в семье», 3 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!