Классный час в начальной школе «Гостеприимство», 2 класс

Этическая беседа-размышление для младших школьников «Гостеприимный хозяин»

Цели и задачи занятия:

• воспитание этических норм поведения, культуры поведения в гостях и гостеприимство хозяина;

• развитие потребности хорошего тона, культуры и этики поведения в обществе.

Описание классного часа

Беседа-диалог «Встречаем гостей»

Гость в дом — радость в дом. А задумывались ли вы, зачем люди ходят в гости?

На это есть много причин. Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во-вторых, собираются разные люди: поговорить о том о сем — и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями — и все стали немножко информирование, умнее.

И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Родился, например, в семье сын — зовут гостей разделить радость. А если горе — звать не надо. Те, кто приходил в дни радости, придут разделить и горе.

Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости. Само собой разумеется, что за такое долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и гостю.

Многие, наверное, скажут: «Да, слышали мы об этом, знаем». И верно: знают. Только почему же так часто знание и поступки не совпадают? Даже в мелочах. Прибегаете вы к товарищу домой — на прогулку звать. Открывает его мама. Первые слова у многих: «Юра дома?» А надо бы сказать: «Здравствуйте!»

Или вот пример: разговорилась я со своей знакомой о том, как прошел день рождения ее сына.

— Хорошо, — говорит, — много ребят было, одноклассников. Пластинки слушали, в детские игры играли, танцевали.

— А угощала их чем? — спрашиваю.

Тут она вместо ответа развернула передо мною скатерть, на которой ребята ели: вот, мол, наше меню. Глянула я на скатерть и легко узнала, что было мясо с подливкой, компот вишневый, торт с шоколадным кремом и газированная вода.

Надеюсь, все догадались, как я это определила.

Мелочь, конечно. Но ведь и другие правила поведения в гостях часто нарушаются. Какие именно? Перечислять я их не стану. Это всегда достаточно скучно.

Учитель: Предлагаю вам несколько семейных или домашних игр, которые вы можете провести со своими гостями.

«Бурные овации»

Сыграть можно только один раз. Палящему (играющему мальчику или девочке) объявляется, что он любым способом должен вызвать у игроков аплодисменты.

Он может петь, плясать, прыгать, а участники (заранее предупрежденные) все повторяют за ним.

Игра длится до тех пор, пока ведущий не догадается сам захлопать в ладоши.

«У меня есть птичка ...»

Игра для большого количества игроков. В рот между зубами вставляется спичка так, что рот нельзя закрыть. Затем каждый по очереди говорит: «Привет! Меня зовут ... У меня есть птичка, ее зовут ... (кукушка, соловей, воробей и т. д.)». Все остальные должны понять название птички.

«Про бегемотика»

Игроки плотно выстраиваются в шеренгу, ведущий становится с краю. Все повторяют за ним слова и движения. «Где бегемотики?» — спрашивает ведущий и подносит руку козырьком ко лбу, игроки повторяют. «Нет бегемотиков», — при этих словах ведущий разводит руками, игроки повторяют. «Вот бегемотики!» — наконец говорит он, присев на корточки и вытянув руку вперед.

Пока игроки, присев, повторяют слова, ведущий неожиданно толкает соседа, и вся цепочка игроков падает.

«Преподнеси себя»

Выигрывает тот из игроков, кто быстрее достигнет финиша, двигаясь на «подносе».

«Один в поле воин»

На пояс игроку привязывается яблоко. Необходимо раскачать яблоко так, чтобы укусить его. Длина веревки не должна быть больше расстояния от пояса до носа.

Берегите очки, зубы, носы и другие части тела.

«Интеллектуал»

Стулья расставляются по кругу, их занимают игроки. Ведущий задает вопросы (это может быть любая викторина). Верно ответивший на вопрос пересаживается на стул справа. Побеждает игрок, быстрее всех вернувшийся на свой стул.

«Четвероборье»

Четыре игрока держат одеяло за углы. На одеяле лежат по одной вещи каждого игрока. Необходимо, встряхивая одеяло, скинуть чужие вещи и оставить свою.

«Столовая»

На пустую тарелку кладется три горошинки перца. Их нужно быстро нанизать на вилку.

«Дизайнеры»

Игроки получают банан, бумагу, скрепки, тесьму, ленты, фломастеры. Необходимо украсить банан за оговоренное время. Побеждает самый оригинальный.

Обсуждение ситуации о гостеприимстве

Учитель: Не всякий умеет быть настоящим и щедрым хозяином. Быть хорошим хозяином совсем не просто. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация первая. Алеша возвращается из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил — антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алеши. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: «Пошли, ребята, к нам.

У меня "Жизнь животных" есть. И поедим, а то здорово есть хочется».

— А мама ругаться не будет? — спросил Витя.

— Ну, что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка, в ванной работала стиральная машина, а в комнате вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

— Вы уж извините, ребята, у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам что-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти домой. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко.

Кто виноват в этом? (Размышления ребят.)

Ситуация вторая. Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит «Клуб путешественников». Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

— Здравствуй, Наташа. Папа дома?

— Папы нет, — Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

— Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ситуация третья. В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: «Входите, открыто!» На пороге появилась... Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы. Но она жила недалеко, и училась в его классе.

Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книжка, которую придется долго искать на стеллаже в соседней комнате, как следует поступить? (Размышления учеников.)

Ситуация четвертая. Скоро в школу. Уроки еще не сделаны. А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмется за дело. Ребята все не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приемы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба? (Размышления учеников.)

Ситуация пятая. Десятилетие — серьезная дата. И Лена с мамой готовились ко дню рождения тщательно: нажарили пирожков, испекли торт, купили мороженого и даже молочный коктейль сделали. Пришли ребята из класса, засыпали Лену подарками, чинно уселись за стол, довольно быстро управились с угощением... И заскучали. Девочки сбились на диване, листали книжку, смеялись, шушукались. Мальчики в другом углу играли в шашки. Дима в седьмой раз ставил аудиокассету с песенкой крокодила Гены.

Лена принесла большой торт: «Ешьте, ребята, ну ешьте!» Но есть уже никто не хотел. Тогда она поставила в магнитофон кассету с вальсом. Мальчики не обратили внимания на музыку, и танцы не получились.

— Айда, ребята, шайбу погоняем, — сказал кто-то. И мальчики заторопились. Следом за ними разошлись и подружки.

Когда мама, которую Лена попросила уйти часа на два к соседям, вернулась домой, виновница торжества в полном одиночестве горько плакала в неприбранной кухне.

Как вы думаете, почему не получился день рождения? Почему он не стал настоящим веселым праздником? (Размышления ребят.)

Учитель: Я полагаю, ребята, что, поразмыслив над этими задачами и вспомнив похожие случаи из жизни, вы сами ответите на вопрос, как же должен вести себя хозяин и какие правила он должен соблюдать, чтобы гостям в его доме было хорошо и уютно?

Правила гостеприимства

• Остается добавить немногое. Быть приветливым хозяином — это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его.

• Быть внимательным хозяином — это значит видеть всех своих друзей сразу и каждого в отдельности, найти время поговорить со всеми понемногу, а тем, кто стеснителен или впервые в доме, уделить побольше внимания, не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение гостей к себе.

• Быть предупредительным хозяином — это значит заранее подумать над тем, чем вы угостите своих друзей, займете их; а, кроме того, предупредительный хозяин угадывает желания гостей и выполняет их по возможности, не дожидаясь, чтобы его просили.

• Быть щедрым хозяином — это значит не жалеть для гостей книг, марок, игрушек, угощения, а также времени, стараний и усилий, затраченных на то, чтобы принять их хорошо.

• Быть бескорыстным хозяином — это значит не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостя, не жаловаться на трудности и заботы, не рассчитывать на ответный прием, угощения и подарки.

• Быть тактичным хозяином — это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговоров на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость — неумехой.

• И наконец, быть воспитанным хозяином — это значит выполнять все, о чем написано выше, быть скромным, вежливым и, что бы ни случилось, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.

Подведение итогов. Учитель предлагает ребятам записать или запомнить некоторые правила гостеприимства:

• быть приветливым и внимательным хозяином;

• быть предупредительным и щедрым хозяином;

• быть бескорыстным, тактичным и воспитанным хозяином.

Главное: быть хорошим хозяином совсем не просто, но этому можно научиться!

Похожие статьи:

Беседа для младших школьников на тему: Этикет

Этическая беседа для учащихся начальных классов, 3-4 классы

Беседа о культуре общения для учащихся начальных классов

Беседа о чистоте и порядке для учащихся начальной школы

Конспект беседы для младших школьников о культуре поведения

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!