Классный час в 4 классе. Что такое красота

Внеурочное занятие в начальной школе о воспитании чувства прекрасного

Встреча в светском салоне «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?»

Цели: формирование нравственных ориентиров; «увеличивать добро в окружающем мире» (Д. С. Лихачев); воспитание чувства прекрасного.

Оборудование: картины: А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», И. Шишкина «Рожь», И. Айвазовского «Черное море», А. Рублева «Троица», В. Перова «Тройка»;

эпиграф урока

...Что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Ход классного часа

Вступительное слово учителя. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы снова вместе. В нашем узком теплом кругу. У нас снова есть тема для важного и трудного разговора. Ваши умы готовы принять что-то новое, прежде не известное. Ваши сердца по-прежнему открыты для прекрасного, чистого, светлого. Я права? Тогда, пожалуй, можно распахнуть для вас двери нашего светского салона.

Раньше в светских салонах собирались люди высшего общества, чтобы обменяться мнениями о каких-то событиях, открытиях, о новинках в мире искусства. Эти люди были образованными, и поэтому разговор получался очень интересным и содержательным. Надеюсь, наша беседа получится такой же. Но прежде мне пора представить хозяйку нашего салона. Она и обозначит рамки нашего диалога, тему разговора. (Представляет Хозяйку.)

Хозяйка. Нам довелось жить в очень интересное время: мы попали не только на рубеж веков, но и тысячелетий. В такие тревожные периоды люди обычно хотят заглянуть в будущее. Недавно многие газеты мира рассказывали о том, что ученые попытались установить контакт с другими цивилизациями. Они задали вопрос: «Что спасет наш земной мир?» И расшифровали ответ из космоса: «Мир спасет доброта». Но еще задолго до нашего века один мудрец заявил, что «красота спасет мир».

Где же истина? Что важней: красота или доброта? А может быть, они не существуют друг без друга?

Учитель. Разобраться в проблеме нам помогут, конечно, произведения литературы. А еще - картины. Может быть, для некоторых из вас это будет первое знакомство с русской живописью. Будьте внимательны и чутки.

Хозяйка. Прежде чем начать разговор, предлагаю послушать стихотворение И. Заболоцкого.

Ученик (читает стихотворение наизусть):

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

 

Двум мальчуганам, сверстникам ее,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про нее,

Она ж за ними бегает по следу.

 

Чужая радость так же, как своя,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Охваченная счастьем бытия.

 

Ни тени зависти, ни умысла худого

Еще не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так живо все, что для иных мертво!

 

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

 

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине ее горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

 

И пусть черты ее нехороши,

И нечем ей прельстить воображенье, -

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

 

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Хозяйка. Итак, что есть красота и почему ее обожествляют люди? Попробуем найти ответ вместе.

Учитель. Когда говорят о красоте человека, то чаще всего имеют в виду лица. Издавна люди преклонялись перед красотой, воспевали ее, оставляли ее в веках при помощи кисти. Своей кистью утверждал красоту художник Андрей Рублев.

Ученик (рассказ об иконе «Троица»). Трое прекрасных юношей сидят за столом. Вокруг головы у каждого щ сияние, за плечами - крылья. Это ангелы. Они сидят молча и неподвижно. Они глубоко задумались о чем-то. Трудно передать словами те чувства, которые выражают их лица, руки, наклон головы. Доброта, согласие, нежность, печаль. Они даже не смотрят друг на друга, но мы чувствуем их глубокую любовь друг к другу, их единство. Это - икона. Она называется «Троица». Что-то нужное людям, близкое и дорогое до сих пор влечет зрителей к этим добрым и молчаливым юношам.

Андрей Рублев жил шесть столетий назад. В ту пору художники не писали людей, которые жили вокруг. Они писали Бога, ангелов, святых. Такие изображения назывались иконами. Рублев тоже рисовал святых и ангелов, но в каждом образе жила вера его в доброту человека.

Он видел вражду, жестокость, измену. А написал добрую и тихую «Троицу». Он рассказал о заветной мечте своего народа. Он воспел дружбу, любовь, согласие, мир, которые так нужны были русским людям шесть столетий назад и которые так нужны сегодня всем людям на Земле.

Хозяйка. О красоте, освещенной внутренним огоньком, добротой, писали и поэты.

Ученик (читает стихотворение):

О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Н. Заболоцкий

Хозяйка. Оказывается, для того чтобы быть красивым, недостаточно иметь правильные и приятные черты лица. Настоящая красота светится изнутри души человеческой.

Учитель. Именно поэтому, говоря о прекрасном в человеке, нельзя ограничиваться внешней красотой. Нужно обязательно коснуться поступков человека.

Хозяйка. Очень часто мы сталкиваемся со злом, черствостью, грубостью. Наверное, об этом - стихотворение С. Есенина.

Ученик (читает стихотворение)'.

ШЕЛ ГОСПОДЬ ПЫТАТЬ ЛЮДЕЙ В ЛЮБОВИ

Шел Господь пытать людей в любови,

Выходил он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом, в дуброве,

Жамкал деснами зачерствелую пышку.

 

Увидал дед нищего дорогой,

На тропинке, с клюшкою железной,

И подумал: «Вишь, какой убогой, -

Знать, от голода качается, болезный».

 

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь...

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй... маленько крепче будешь».

1914

Хозяйка. Может быть, герой картины И. Крамского «Иисус Христос в пустыне» изображен во время переживаний и грусти из-за черствости людской.

Ученик рассказывает об И. Н. Крамском.

Иудейская пустыня вдоль берегов Мертвого моря. Ни деревца, ни кустарника, ни хотя бы чахлой травинки. Холодно в пустыне перед рассветом, на исходе ночи. Кругом серые холодные камни - застывшие выбросы давно умершего вулкана. И на одном из них - человек. Он бос. Длинные волосы спадают на плечи. Поверх хитона наброшено темное одеяние. Руки напряженно сцеплены.

За спиной его только начинается рассвет. И потому мрачные камни, и нежно светлеющее небо, и складки одеяния, накинутого на бордовый хитон, - все окрашено бледным, зеленоватым светом раннего утра.

Но человек, сидящий на камне, не замечает наступления дня. Он отрешен, погружен в глубокие, мучительные раздумья.

Таким предстает Спаситель на знаменитой картине прекрасного русского художника прошлого века Ивана Николаевича Крамского «Христос в пустыне».

И. Н. Крамской (1837-1887 гг.) известен прежде всего как замечательный мастер портрета. Картина «Христос в пустыне» занимает совершенно особое место в его творчестве.

С юношеских лет он глубоко задумывался о том «пустынном состоянии и безобразии», к которому «пришло человечество во своим эгоизмом и безверием». Ему всегда хотелось написать Христа.

На вынашивание замысла, поиски типажа, обдумывание композиции, натурные зарисовки камней, облаков, одежды ушло около десяти лет. Особое значение придавал мастер рукам Христа, считая их композиционным центром картины. Над ними он работал даже после того, как полотно стало собственностью коллекционера П. М. Третьякова.

Это убедительный пример высочайшей требовательности художника к себе, к своему дару, ответственности за свою работу.

Когда Крамской представил свою новую картину, впечатление, произведенное ею, превзошло все ожидания автора. Перед ней простаивали часами. О ней говорили, спорили, каждый находил в ней близкое себе, созвучное времени. Видели одиночество Богочеловека (недаром Он изображен в пустыне, один, без Своих учеников) и непонимание в мире людей или даже трагическую обреченность любой сильной личности, несущей в мир новые идеи.

Что же касается самого автора, то он, по воспоминаниям Репина, утверждал, что в своей картине стремился к «живой передаче вечных истин нравственности и добра».

Евангельские темы не оставляли автора до конца жизни. Его последнее полотно «Радуйся, Царь Иудейский» так и осталось незавершенным: умер художник внезапно - у мольберта, с кистью в руке. Было ему тогда пятьдесят лет.

Хозяйка. Но все-таки богата жизнь и добрыми людьми с красивыми душами. Иногда каким-то поступком восхищается не одно поколение людей. А имя человека переходит из века в век.

Учитель. Так случилось с именем Павла Михайловича Третьякова, основателя Государственной Третьяковской галереи в Москве. Ее знает весь мир. Это лучшее собрание русских картин. Люди ласково называют галерею «Третьяковка». А с чего все начиналось? Что известно об этом в свете?

Ученик рассказывает и П. М. Третьякове.

Третьяков был купец. Свое богатство он решил употребить на пользу народа. Павел Михайлович был хорошо образован, увлекался живописью: читал книги по искусству, посещал выставки, знакомился с художниками.

Однажды он подумал: «Во всех странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран. Пора и нам иметь такой же». В 1856 году Третьяков купил две первые картины. Он появлялся на выставках сосредоточенный, молчаливый. И никто не мог понять по его лицу, что он уже принял решение о покупке какой-нибудь картины. Он уже давно объездил мастерские художников, узнал, кто чем занят, все взял на заметку.

Он всех обгонял. Случалось, царь, решив купить на выставке что-то, подходил поближе и читал записочку на раме: «Куплена господином Третьяковым». Приобретенную картину Третьяков не уступал и царю. Ведь он, Третьяков, собирал сокровища не для себя, а для народа.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже он позволил пропускать всех желающих.

31 августа Павел Михайлович Третьяков подарил свое собрание городу Москве.

Вся Россия благодарила его за бесценный дар. но Третьяков считал себя ничем не замечательным человеком и даже не позволял писать свой портрет, чтобы художники не тратили времени даром.

Но все-таки Крамскому однажды удалось уговорить собирателя. И теперь мы можем не только посещать галерею, но и видеть лицо ее создателя.

Хозяйка. На Руси всегда уважали и ценили меценатов, то есть богатых людей, покровительствующих культуре и науке. Один из таких меценатов - П. М. Третьяков, рассказ о котором мы с вами услышали.

Случается так, что своей любовью и чуткостью один человек может возродить к жизни другого. Один из таких случаев связан с историей картины В. Г. Перова «Тройка».

Ученик рассказывает о картине В. Г. Перова «Тройка».

Любовь к простому народу переполняет картины Василия Григорьевича Перова. Перов видел, как страдает народ, страдал вместе с ним.

...Зимние сумерки. Выога. Два мальчика и девочка запряглись в сани и с трудом тянут по улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети выбились из сил. Резкий ветер продувает насквозь их драную одежду. Какой-то добрый человек помогает втащить сани на пригорок.

Перов назвал картину «Тройка». Сколько боли и горечи в этом названии! Мы привыкли к песням о лихой тройке, а гут — тройка измученных детей.

Когда Перов начал работу над картиной, он никак не мог найти для нее среднего мальчика. Он бродил по городу, приглядывался к прохожим. Однажды заметил женщину с мальчиком. Точь-в-точь таким, какого он долго искал.

Женщина разрешила написать с мальчика портрет. Пока художник работал, она рассказала ему свою жизнь. Звали женщину матушка Марья. Судьба ее не баловала. Она испытала и горе, и нищету. Осталось у нее одно утешение - сынок Васенька. Художник слышал грустную повесть, а на холсте все явственнее показывалось лицо мальчика Васи.

Прошло около четырех лет. Картина «Тройка» давно висела в Третьяковке. Однажды к Перову пришла нежданная гостья - деревенская старушка в полушубке и покрытых грязью лаптях. Она протянула Перову бедняцкий подарок - узелок с яичками - и заплакала. Это была тетушка Марья. Она рассказала, что Васенька умер, а она продала все, что было, зиму работала, скопила немного денег и пришла купить картину, где нарисован ее сынок.

Перов объяснил, что купить картину нельзя, а посмотреть можно. Он провел женщину в галерею.

- Родной ты мой! - вскликнула тетушка Марья и опустилась на колени перед картиной...

Художник своим искусством сумел подарить ее сыну вечную жизнь. Перов пообещал тетушке Марье написать для нее портрет сына. Он исполнил обещание и послал ей в деревню портрет в позолоченной раме.

Хозяйка. Наверное, тетушка Марья до конца жизни была благодарна Перову. Тот, кто живет в ладу с сердцем, остро чувствует чужую боль. А еще - он чуток к окружающей красоте.

Учитель. Стихотворение Ольги Фокиной:

СОЛНЫШКО В МОЕ ОКОШКО

Солнышко в мое окошко –

Не лучом, а целым комом!

Батюшки, куда деваться?

Люди смотрят, люди видят:

Солнышко в моем окошке –

Северном,всегда холодном...

Люди скажут: я нарочно

Рано встала, нарочно

Чисто вымыла крылечко,

Полила цветы родничной

Немученою водою,

Лепестками незабудок

Устелила подоконник...

Люди скажут—я нарочно

Рано окна растворила!

...Солнышку в окошке узко,

В комнатенке бедной тесно.

Я боюсь пошевелиться.

Может, надо угощенье?

Но не чай же с рафинадом?

Не ржаная же краюха

С молоком из черной кринки?

А подносы золотые

И медвяные напитки

Из серебряных сосудов

У меня не гостевали...

Не в почетное застолье,

Под иконы в красный угол –

С подоконника на лавку,

С белой лавки без раздумий

Солнце на пол опустилось,

Вмиг согрев мои босые,

В росах вымытые ноги.

И с веселою улыбкой

Напилось и напиталось –

Из глубокой яморинки

Непросохшей половицы...

Солнышко в моем окошке,

Солнышко в моем домишке!

Заходите - посмотрите!

Хозяйка. Дорогие гости, не заходил ли кто из вас в те залы Третьяковки, где находятся картины, несущие солнце, радость, свет, шелест ветра? Может, поделитесь впечатлениями?

Ученик рассказывает об А. И. Куинджи.

Весной 1880 года в Петербурге открылась необыкновенная выставка. К зданию, где она помещалась, стекались толпы народа. Улица была запружена каретами. У двери выстроилась длинная очередь. Люди ждали часами, чтобы попасть в зал. А в зале с опущенными на окнах шторами, освещенная электрическими лампами, стояла одна-единственная картина. Люди входили в зал и останавливались изумленные. Что это? Картина? Или, может быть, распахнутое окно, из которого благодаря волшебству видна не серая петербургская улица, а теплая украинская ночь?..

Месяц залил все вокруг своим сиянием. Сверкают края разорванных облаков. Серебрятся зеленоватые воды Днепра. Блестят огоньки в окнах низких, крытых соломой хат. И сами беленые стены хат словно излучают серебряное сияние...

Все вспоминали чудесные строки Гоголя: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете...»

Небольшой пейзаж - называется «Лунная ночь на Днепре». Его написал Архип Иванович Куинджи.

И, конечно, всем хотелось узнать, как удалось художнику передать на холсте это таинственное серебристо-зеленое лунное сияние. Казалось, он заставил светиться сам холст. Трудно было представить себе, что картина написана так же, как обычно пишутся картины: мазками масляной краски, нанесенными на поверхность ткани. Проще предположить какой-нибудь «секрет», «фокус».

- Картина написана на стекле, - говорил один. - А сзади поставлена яркая лампа. Оттого так светится.

- И вовсе не на стекле, - возражал другой. - Просто Куинджи, когда работает, смотрит на природу сквозь цветное стекло.

- Да краской, краской написано, - объяснял третий. - Только не простой краской, а лунной. Есть такая «лунная краска». Я сам в газете читал.

Некоторые рассказывали, что Куинджи - как гоголевский герой Пацюк. Этот Пацюк сидел на полу, поджав ноги, перед ним миска с варениками, вареники сами выскакивали из миски, шлепались в сметану и летели к Пацюку в рот. А ему - только рот раскрывать.

- Вот и Куинджи так, - рассказывали знатоки. - Сидит, ничего не делает, а потом возьмет секретные краски и в одну минуту напишет картину.

А Куинджи долгие часы проводил в лаборатории университета, изучал свойства красок, добивался с помощью приборов, чтобы глаз тоньше чувствовал малейшие оттенки цвета. Работал Куинджи тоже серьезно и долго.

Отойдя от мольберта, долго, не моргая, смотрел он на холст, медленно смешивал на палитре краски. Тяжелыми шагами направлялся к картине. Останавливался. Снова напряженно вглядывался в нее. Быстро клал мазок. И тут же отступал назад, на старое место. И опять долго смотрел на холст, медленно смешивал краски.

Краски Куинджи производят очень сильное впечатление. Но если бы он умел только по-особому изготовлять краски, вряд ли люди так любили бы его картины. Очень хорошо сказал один из учеников Куинджи:

«Архип Иванович удивительно передал лунный свет, но главное в картине - поэзия украинской ночи, простор, тишина. И в пейзаже «Березовая роща» Архип Иванович с необыкновенной точностью написал залитые солнцем, сверкающие березы, но главное - радость, которая разлита в картине».

Краска не может заменить чувство.

Хозяйка. А что говорят в мире об И. И. Шишкине?

Ученик рассказывает о И. И. Шишкине.

Картины Ивана Ивановича Шишкина часто встречают зрителя солнечной опушкой, убегающим в глубь леса ручьем, исхоженной дорогой или тропинкой.

Художник словно зовет нас за собой, чтобы вместе вступить в лесную глушь, пройти по раздольному полю.

Далеко-далеко, сколько хватает взгляда, золотится на солнце густая рожь. Ветер легко колышет налитые колосья. Исчезает во ржи извилистая тропинка. Могучие сосны-великаны устремились в голубое небо, и от этого еще шире кажутся просторы золотого поля.

Мы смотрим на шишкинскую «Рожь» и думаем о бескрайних просторах родной земли, о ее богатстве и щедрости. Конечно, и сам Шишкин думал об этом. Недаром он пометил для себя: «Раздолье. Простор. Рожь... Русское богатство».

Учитель. Есть художники, которые отдавали предпочтение какой-то одной стихии. Например, художники-маринисты рисовали только море. Говорят, И. К. Айвазовский очень преуспел в этом.

Ученик рассказ об И. К. Айвазовском.

Иван Константинович Айвазовский был маринистом - он всю жизнь писал море. Айвазовский рано прославился. Его морскими пейзажами восхищались Пушкин, Глинка, Брюллов. Европейские художники старались ему подражать. Даже строгий Иванов признавал, что никто так хорошо не пишет воду, как Айвазовский.

В Петербурге Айвазовскому предлагали важные должности, засыпали его заказами. Но он не хотел жить в столице.

«Чуть повеет весной, и на меня нападает тоска по родине - меня тянет в Крым, к Черному морю», - говорил он.

В своем родном городе Феодосии художник построил красивый дом на берегу моря и навсегда поселился в нем.

В его мастерской с выкрашенными в темно-красный цвет стенами каждые несколько дней появлялась новая картина. Работал Айвазовский очень быстро. Он написал больше шести тысяч картин.

В ту пору в Крымских горах хозяйничал разбойник Алим. Он нападал на богачей и захваченное добро раздавал бедным. Богачи дрожали при одном упоминании имени разбойника. Крестьяне предупреждали его об опасности и укрывали от преследователей.

Однажды, когда Айвазовский работал в загородной мастерской, раздался топот копыт, и через минуту знаменитый Алим верхом на сером коне стоял перед художником.

- Много слыхал я про тебя, - сказал разбойник. — Все тебя хвалят. Говорят, картины пишешь. Можно посмотреть?

Айвазовский приветливо встретил гостя и показал ему работы, что оказались в мастерской.

- Спасибо тебе, что ты мне все это показал, - поблагодарил Алим. - Прощай.

- Нет, Алим, не прощай, - сказал художник. - Я здесь хозяин. Прошу к столу. Выпьем по чашке кофе.

В разговоре Айвазовский упомянул, что вскоре собирается жениться.

- Буду на твоей свадьбе, - пообещал Алим.

И в самом деле. Когда свадебный поезд из нескольких карет следовал к загородной мастерской, у дороги неожиданно вырос Алим на своем резвом скакуне. Он подскакал к карете, в которой сидели новобрачные, поздравил их, поднес в подарок молодой жене красивый шелковый платок и был таков.

Проходят десятилетия, но зрители по-прежнему останавливаются перед картинами И. К. Айвазовского и подолгу, не отрываясь смотрят на воду и на небо, изображенное художником. Здесь нет ничего, кроме неба и воды, но вода - это океан бес

предельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее.

Хозяйка. Что ж, милые собеседники, кажется, мы сегодня достаточно много узнали, чтобы приблизиться к ответу на наш сегодняшний вопрос.

Наверное, никто не скажет точно, что такое красота. Но о том, что настоящая красота не может существовать без доброты, мы говорим с уверенностью.

Что же нужно делать, чтобы наши лица освещались огнем, мерцающим в душе? Нужно, чтобы каждый человек трудился над собой, над своей душой.

Ученик читает стихотворение Н. Заболоцкого:

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

 

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

 

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

 

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

 

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Хозяйка. Очень рада, что вы пожаловали на огонек в мой салон. Но, как это ни печально, нужно соблюдать приличия. Мы и так уж засиделись допоздна. Спасибо за приятное общение. Я же обязательно жду вас к себе в следующий четверг.

Похожие статьи:

Классный час 4 класс. Обучение общению

Классный час 4 класс на тему: Хлеб-всему голова

Классный час в 4 классе. Здоровое питание

Классный час 4 класс на тему Труд

Игровой классный час в 4 классе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!