Классный час в 3 классе на тему: Труд

Классный час на тему «Терпение и труд всё перетрут», 3 класс

Задачи

1. На примерах литературных произведений показать, что все в жизни достигается через труд.

2. Сформировать понятия «прилежный», «старательный», дать положительную оценку данным качествам.

Оборудование: по возможности тексты с произведениями на каждую парту, на доске написаны пословицы о труде.

Ход классного часа

Знакомство с пословицами о труде

Учитель. Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставят труд.

Послушайте пословицы и объясните смысл каждой из них.

• Будешь трудиться, будешь кормиться.

• Все надоедает, кроме работы.

• Дело мастера боится.

• Каков мастер, такова и работа.

• Труд кормит, а лень портит.

• Глаза страшатся, а руки делают.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Без труда человек не познает счастья.

• Труд - радость жизни.

(Дети объясняют пословицы по ходу чтения.) Вывод: о человеке в обществе судят по результатам труда, по его отношению к труду.

Чтение и анализ текстов из литературных произведений

Учитель. Послушайте притчу.

При постройке Шартрского собора во Франции трем разным рабочим задали один вопрос: «Что ты здесь делаешь?» Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!» Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи». А третий ответил: «Я строю Шартрский собор».

- Проанализируйте ответ каждого строителя. (Дети высказываются.)

К сожалению, сегодня с экранов то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «О, счастливчик!», «Слабое звено» и т. д. То есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с голубой каемочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о своем желании. Увы, это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

(Учитель читает текст.)

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.

Л.Н. Толстой

- Благодаря чему птице удалось исполнить желание? (Дети отвечают.)

- Для чего вы учитесь в школе? (Дети отвечают.)

Беседа по теме

(На доске написаны русские народные пословицы: «Знания не кошель: за плечами не носить», «Не на пользу читать, коли только вершки хватать», «Корень учения горек, да плод его сладок».)

Вопросы

- О чем эти пословицы?

- Нужно ли учиться? Зачем? Чему?

- Какое значение имеет учеба в жизни человека? (Дети отвечают.)

Учитель. Учение - это большой труд. От человека требуется

быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда все легко получается. Если математика дается вам без труда, то, наверное, чтобы каллиграфически выводить буквы, вам потребуется определенное время. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримете?

«Терпение и труд все перетрут», - гласит народная мудрость. Трудолюбие - это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми. Великий полководец А.В. Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым. Валентина Терешкова путем изнурительных тренировок и прилежной учебы стала известной всему миру первой женщиной-космонавтом.

- А какой смысл вы вкладываете в слова «старательный» и «прилежный»? (Дети отвечают.)

Если заглянем в словарь С.И. Ожегова, то найдем пояснение: старательный - делающий что-нибудь хорошо и добросовестно; прилежный - отличающийся усердием в труде, учении.

- Каким вы представляете прилежного, старательного человека? Опишите. (Дети отвечают.)

- Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся. Что это значит? (Значит, нужно выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил всем радость.)

Чтение рассказа

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушке отдохнуть пришел. Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен - никто с ним не сладит.

- А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают ее соседки.

- Что же сказать, - говорит женщина. - Ничего в нем особенного нету. Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок за ними. Идут

женщины, останавливаются. Болят руки, плещет вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины. Другой песню поет, соловьем заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:

- Ну, что? Каковы наши сыновья?

- А где ж они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу.

В. Осеева

Учитель. Почему старичок так ответил женщинам? (Дети отвечают.)

Старательный человек бережет время свое и чужое. У него в жизни все четко распределено. Такие люди планируют свои дела на день, неделю. Когда человек придерживается в жизни определенного режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.

Физкультминутка

Бьют часы на старой башне: тик-так, тик-так.

А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки,

А карманные спешат: тик-так, тик-так, тик-так.

(Дети выполняют наклоны вправо и влево.)

Чтение и анализ стихотворения

О человеке и его часах

Ведут часы секундам счет,

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час.

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

Успеет встать он за станок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

Хороший был денек!

С. Баруздин

Рассуждение

Учитель. Поделитесь с одноклассниками, как вы планируете свой день, если у вас удачно получается распределять время. (Дети делятся своим опытом.)

- Часто слышишь от людей: я ничего не успеваю делать. Таких людей, как правило, удача не посещает. Почему это происходит? (Дети высказывают свое мнение.)

Обобщение

Учитель. Чтобы любое начатое вами дело приносило радость, давайте вместе сформулируем правила, которые будем соблюдать:

• Придерживаться распорядка дня.

• Доводить начатое до конца.

• Семь раз отмерь, один отрежь.

• Отдыхать с удовольствием.

Подведение итогов

Учитель. Закончите предложение: «Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что...»

Дополнительный материал

«Секрет любого человека, добившегося успеха, заключается в том, что он воспитал в себе привычку делать то, что неудачникам делать не нравится». (Д. Кинг) В двенадцать лет Томас Эдисон стал разносчиком газет на вокзале, а в пятнадцать - зарабатывал на жизнь телеграфистом. В свободное время он учился и ставил опыты. Хотя на его счету множество полезных изобретений, ему пришлось потратить более 40 тысяч долларов на неудачные эксперименты, прежде чем в 1879 году он смог создать первую электрическую лампу, а затем патефонную пластинку.

Сомерсет Моэм 12 лет был непризнанным писателем, и только потом к нему пришел успех. За это время ему пришлось пережить немало огорчений и разочарований: казалось, что его карьера окончательно не удалась. Но вместо того, чтобы сосредоточить свое внимание на преградах, он изучал человеческую природу и все свои наблюдения воплощал в пьесах. Он продолжал писать, хотя его работы никого не интересовали.

Однажды некий лондонский продюсер искал замену провалившейся пьесе. Просматривая папки, он обнаружил текст пьесы, которая уже давно лежала у него на столе, всеми забытая. Это была пьеса С. Моэма «Леди Фредерик». Пьесу поставили и сыграли премьеру. К изумлению всех, пьеса, которой «заткнули дыру», была принята зрителями и имела огромный успех. В течение одного года постановки сразу трех пьес прошли в переполненных залах, и критики стали называть писателя гением. В ответ на это С. Моэм отвечал: «Прежде чем прославиться, я работал как вол».

В Великобритании считают, что самым выдающимся полиглотом в истории человечества является англичанин Джон Бодринг (1792-1872), который мог говорить на 100 и читать на 200 языках.

Похожие статьи:

Конспект беседы о дружбе для 2-3 классов

Конспект классного часа для 3 класса

Методическая разработка классного часа, 3 класс. На чём основано взаимопонимание

Классный час в 3 классе

Классный час в 3 классе. История автомобиля

Комментарии (1)
Виталия # 11 января 2015 в 18:11 0
Спасибо за методически грамотный конспект классного часа!