Тематическое занятие в детском саду. Старшая группа

Конспект занятия для детей 5-7 лет. Тема: Как зовут медведя, лису, зайца?

Цель: объяснить детям происхождение названий разных животных.

Ход занятия

I. Загадки.

Воспитатель загадывает загадки, а дети разгадывают их.

• Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

 

• Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу? (Медведь.)

 

• Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь.)

 

• Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь.)

 

• Посмотрите-ка, какая,

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса.)

 

• За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)

 

• В птичник повадится

- Жди беды.

Рыжим хвостом

Заметает следы. (Лиса.)

 

• У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (Заяц.)

 

• Не барашек и не кот,

Носит шубу целый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (Зима.)

II. Объяснения натуралиста.

1. Рассказ о медведе.

Натуралист. Откуда произошло слово «медведь»? Как же назывался он у древних людей?

Настоящее имя зверя - «арктос». Отсюда произошло название «Арктика», то есть «Медвежья страна». Из греческого языка имя зверя перешло в русский. По-русски он назывался «орктос».

Это было давным-давно, когда люди жили в лесах, добывали мед диких пчел, ловили рыбу, охотились. Не было для людей страшнее зверя, чем медведь, про которого сочиняли всякие небылицы: верили, что он может превращаться во всяких чудовищ и ребенка может унести в берлогу.

Но мы знаем, что медведь - могучий зверь; хоть он и хищник, но главная пища его - растения: голубика, малина. Он выкапывает из земли коренья, поедает сочную траву, ест грибы, клюкву. Любит мед, не пропустит насекомых, лягушек, мышей. Может напасть на заблудившуюся в лесу корову или косулю. Раненый медведь опасен для человека. Но, как правило, медведь на людей не нападает, а при встрече старается уйти подальше. Но люди испытывали перед ним страх. Боялись произносить его имя, думали, что он обязательно перед ними появится. И чтобы не накликать его появления, придумали прозвище - «медведь», то есть «мед ведать».

Потом люди забыли его настоящее имя и прозвище «медведь» стало именем животного. А уважительно называют его такими кличками: Топтыгин, Мишка Косолапый, Потапыч, даже Михаил Иванович.

Дети исполняют песню.

Почему медведь зимой спит

(сл. А. Коваленкова, муз. Л. Книппера)

Раз морозною зимой

Вдоль опушки лесной

Шел медведь к себе домой

В теплой шубе меховой.

Шел он, шел к своей берлоге

По проселочной дороге,

И, шагая через мост,

Наступил лисе на хвост.

 

Подняла лисица крик,

Зашумел темный лес,

И медведь с испугу вмиг

На сосну большую влез.

На сосне веселый дятел

Белке домик конопатил

И промолвил: «Ты, медведь,

Должен под ноги смотреть!».

 

С той поры медведь решил,

Что зимой нужно спать,

По тропинкам не гулять,

На хвосты не наступать.

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной

И доволен неспроста,

Что родился без хвоста.

2. Рассказ о лисе.

Натуралист. Почему лису называют часто «Лиса Патрикеевна?». Откуда такое странное имя?

Лет семьсот назад жил-был в городе Новгороде князь Патрикей Наримунтович, который прославился своей изворотливостью и хитростью. Патрикей - имя старинное и происходит от латинского слова «патриций», то есть «аристократ». На Руси произносили вместо «Патрицей» - «Патрикей». Имя это давалось только детям княжеского рода. Лиса считалась хитрым зверем, поэтому получила отчество - Патрикеевна. Но если докопаться до истины, то окажется, что она не такая уж и хитрая! Конечно, когда дело идет о спасении своей жизни или когда она очень голодна, здесь лиса проявит изворотливость.

Люди считают, что она в основном питается зайцами. Она не прочь схватить зайца и делает это, если столкнется с ним нос к носу. Но случается это нечасто. Догнать зайца лиса просто не может. Основная пища лисиц - мыши и полевки. За год она уничтожает их несколько тысяч. Это одна лиса. А вместе с лисятами - в два- три раза больше. Лиса - очень полезное животное. Собой красива! Не зря поют:

Похвалялася лиса:

«Всему свету я краса!».

Игра «Лиска-лиса».

Ход игры.

По считалке выбирается «лиска-лиса», остальные участники игры - «куры».

Они дразнят «лису»: Лиска-лиса,

Дивья краса –

Долгий нос,

Рыжий хвост.

Проговорив дразнилку, «куры» бросаются врассыпную, а «лиска-лиса» бежит их ловить. Кого первого поймает, тот будет водить.

3. Рассказ о зайце.

Натуралист. В наших лесах живет заяц. Его прозвище - «косой». Откуда же это прозвище?

Появилось оно очень давно. Люди зайца видели только в лесу. Заяц всегда пускался от них наутек. Человек видел только убегающего зайца. И почему люди решили, что он - косой? А заяц вовсе не косой. У зайца малоподвижная шея, и он не может оглянуться назад. Вот он и скашивал глаза, косил ими. А люди решили, что заяц косой. Так его и прозвали. Уменье хорошо бегать и прыгать - единственная защита зайца. Слово «зай» пришло в русский язык из древнелитовского, оно означает «прыгун». Еще зайца называют «длинноухим» за его длинные уши.

Все сообщения натуралиста сопровождаются показом картин или слайдов.

III. Инсценировка «Заяц-хвастун» (по мотивам русской сказки).

Действующие лица: сказочник, Заяц, зайцы, Ворона, собаки.

Сказочник. Жил-был в лесу заяц. Летом жилось ему хорошо, а зимой - голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать.

Заяц (хвастливо). У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!

Зайцы (удивленно). О-о-о-о! Вот ты какой!

Ворона (встретив в лесу зайцев). Что вы такие все взволнованные?

Зайцы (наперебой). Тут появился новый заяц. Все хвалил себя.

Ворона (летит разыскивать зайца, находит его). А ну, скажи, как ты хвастался?

Заяц. А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи!

Ворона (треплет зайца за уши). Смотри, больше не хвастай!

Заяц (испуганно). Ой-ой-ой! Больше не буду хвастать.

Ворона. То-то!

Садится на забор. Слышится лай и рычание собак, которые поймали ворону.

Заяц. Что это? Вернусь-ка я назад. Узнаю, что происходит.

Возвращается назад. Видит собак, которые, увидев зайца, набрасываются на него. Ворона освобождена. Заяц убегает. Затем, прячась от собак, возвращается к забору, где опять сидит ворона.

Ворона (увидев зайца). Ну, ты молодец: не хвастун, а храбрец!

IV. Творческое задание.

Зарисовка иллюстраций по понравившимся фрагментам сказки и рассказов о животных.

V. Рефлексия.

- О каком звере вы расскажете своим родным и друзьям?

Похожие статьи:

Тематическое занятие на тему: Зима в детском саду. Подготовительная группа

Сценарий зимнего праздника в 1 младшей группе в ДОУ

Занятие на тему: Зима в детском саду для детей 5-7 лет

Праздник Зимы в первой младшей группе. Сценарий

Зимний физкультурный досуг для старшей группы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!