Конспект беседы по экологии в старшей группе на тему: Растения

Занятие на экологическую тематику для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Где растения любят жить?»

Цель: углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах - в пустынях, лесах, океанах, горах, тундрах, способствовать установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды; развивать у детей интерес к растительному миру.

Ход занятия

Приходит в гости Чепухарь.

- Ребята, посмотрите, какой огромный лист подорожника я нашел!

- Молодец, Чепухарь! А я тоже сорвала сегодня лист подорожника, ранку на руке лечила. Но только мой лист совсем не такой, как у тебя. Может, у тебя не подорожник, а лопух? Ребята, давайте сравним два листа.

Дети и Чепухарь сравнивают, находят сходства, доказывают, что это подорожники.

- А чем же отличается мой лист подорожника от листа Чепухаря? (У Чепухаря большой, а у воспитателя маленький.)

- Чепухарь, а где ты нашел такой большой лист?

- Там, на солнечной полянке, около ручейка.

- А я нашла свой листок на участке детского сада около забора, под деревьями, в тенечке.

- Что же повлияло на растения, что они такие разные? (Ответы детей).

Приходят к общему мнению, что в разных условиях растения растут по-разному, то есть они приспосабливаются к тому месту, где выросли.

- Давайте разберемся, почему один подорожник маленький, а другой большой. Что необходимо для роста растений? (Солнце, вода, земля.)

- Если вырос большой подорожник, значит, он постоянно рос на солнце, было достаточно воды, и земля была богата удобрениями.

- Чепухарь, а как ты думаешь, на нашей земле везде одинаковые растения растут?

- Конечно, вся земля такая же черная, как у нас в детском саду на участке, такие же березы растут, липы, рябины, одуванчики и подорожники. Правда, ребята? (Нет.)

- Ты еще не видел энциклопедию, Чепухарь, поэтому и споришь с ребятами. Садитесь все поудобнее, мы Чепухарю нашу Землю будем показывать. (Рассматривают энциклопедию.)

- На нашей Земле есть и пустыни, и джунгли, и степи, и тайга, и вечные снега. И везде растут растения. Растения такие разные, потому что сумели приспособиться к условиям окружающей среды.

- Как ты думаешь, Чепухарь, есть ли у кактуса листья?

- Чепуха вопросик! Я знаю на него ответ. Конечно же, нет листьев, это все видят, никаких листьев у кактуса нет.

- А вы, ребята, как думаете? (Мнения разделяются.)

- Да, ребята, листья у кактусов так видоизменились, что их стало не узнать. Они превратились в колючки. А почему? Потому что кактусы растут в пустынях, где редко идут дожди и жарко печет солнце. Листья превратились в иголки, чтобы удерживать воду в растениях; ведь сам кактус внутри влажный.

А у верблюжьей колючки тоже листья мелкие, а корни такие длинные, уходят глубоко под землю - ищут влагу. Посмотрите, ребята, как растения пустыни приспособились к условиям (жаре, ветрам).

Воспитатель показывает энциклопедию.

- Растения могут в жару засыпать, а когда идет дождь - оживают и расцветают. Как вы думаете, а у нас в России могут жить кактусы? (Могут, только в плошке на подоконнике. На улице кактусы погибнут от холода и мороза.)

Воспитатель с детьми рассматривают энциклопедию дальше.

- Посмотрите, ребята! Вот здесь - влажный тропический лес, джунгли. Кто знает, в каких странах есть джунгли? (Бразилия, Индия и др.)

- Чем отличаются растения джунглей от растений пустыни? (Растения джунглей отличаются большими размерами, огромными листьями, толстыми стеблями, яркой зеленой окраской; растений очень много, бурное цветение и т. д.)

- Правильно, ребята! В тропиках очень благоприятные условия для роста растений - тепло и влажно. Джунгли называют царством растений. В Амазонских джунглях так много растений, что это место (воспитатель показывает на карте) называют легкими планеты, так как растения очищают воздух. В джунглях растений так много, что им очень тесно. Каждое растение стремится подняться к солнцу, поэтому растения по-разному приспособились к жизни. Посмотрите, стволов деревьев почти совсем не видно - их прочно опутали плющи, лианы и другие растения.

- Для чего растения опутывают стволы? (Тянутся к свету, питаются соком соседних растений и т. д.)

Чепухарь рассматривает карту, показывает на Антарктиду.

- Посмотрите, а здесь нет растений. Все белое, здесь только снег.

- Правильно, Чепухарь! В Антарктиде, действительно, вечные снега. Но и в Антарктиде живут растения. Удивительно, растения спят 9 месяцев. Но только пригреет солнце, чуть растает снег, и сразу же в этих местах появляются чудесные растения. Жизнь у таких растений короткая; за три месяца они успевают вырасти и даже зацвести, порадовать Землю своей красотой.

- Чепухарь, ты знаешь, что у нас в Воронежской области растения тоже спят?

- Чепуха! Как это растения спят? У них и глаз-то нет! И подушки с одеялом у них нет!

- Как только наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, останавливается их рост. Кажется, растения погибли, стали безжизненными. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу служит им снежное покрывало, под ним тепло и уютно. Лишь пригреет солнце, и растения вновь оживают, зеленеют и радуются жизни.

- Ребята, хотите поиграть в игру? Я буду называть разные растения, а вы будете отгадывать. Если я назову растение, которое растет в Воронежской области, хлопайте в ладоши, если не растет - сидите тихо.

- Как здорово, - говорит Чепухарь, - что растения умеют приспосабливаться везде и всюду и в любых условиях. Им не страшны ни жара, ни холод, ни песок, ни вода. Куда ни пойдешь - везде растения: в пустыне, в море, в реке, в горах, в снегу... Давайте еще посмотрим энциклопедию.

Дети с Чепухарем и воспитателем рассматривают энциклопедию.

Похожие статьи:

Музыкальное занятие в старшей группе детского сада

Экологические игры в детском саду в подготовительной группе

Конспект музыкального занятия в старшей группе детского сада

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Я – человек»

Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!