Организация игр детей в семье

Подготовку детей к школе, помимо дошкольного учреждения, осуществляют и в условиях семьи. Важно, чтобы с этой целью использовались дидактические игры. Поэтому надо помочь родителям овладеть методикой их использования в воспитании и обучении детей. Целесообразно организовать и провести специальный семинар.

На первых занятиях семинара родители узнают о том, что идея соединения обучения с игрой имеет свою историю, что игровой метод обучения является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Уместно привести высказывания выдающихся педагогов прошлого и современных — Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского — о том, что детей надо приучать к умственному труду постепенно, делая его занимательным, интересным. Привести пример из опыта работы с шестилетними детьми грузинского педагога Ш. А. Амонашвили. Так родители получают представления о том, как закладываются первоначальные навыки учебной деятельности.

Раскрывая перед родителями значение дидактических игр в обучении и воспитании детей, педагог подчеркивает, что в таких играх у ребят развиваются не только психические процессы: мышление, речь, память, произвольное внимание, — но и такие важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность, умение подчинить свое поведение определенным правилам, и такие социальные чувства, как сопереживание, умение прийти на помощь, коллективизм, дружба и др. Раскрывается значение разных видов игр для воспитания у детей сенсорных способностей, активного самостоятельного мышления. В заключение беседы педагог советует родителям прочитать соответствующую литературу по этой проблеме, обращая внимание на то, что должно быть интересно и полезно для игр детей в семье.

Беседа с родителями о прочитанном позволит выяснить, что им показалось интересным, что можно использовать в семейном воспитании; помогла ли прочитанная литература понять важность организации игр с детьми дома, во время прогулок, отдыха.

Полученные в ходе проведенных бесед знания помогут родителям использовать игры грамотно, целенаправленно не только в развлечениях. Воспитатель разъясняет родителям значение правил игры в формировании характера ребенка. Не секрет, что родители, чтобы не огорчать малыша, иногда стараются не заметить допущенной им ошибки, «подыгрывая» ему. В такой игре пропадает ее главная педагогическая ценность: воспитание воли, умения преодолевать горечь поражения, желания играть до победы.

Семинар по использованию дидактических игр дома (в семье) целесообразно проводить с родителями детей каждой возрастной группы. Участники семинара под руководством воспитателя знакомятся с конкретными играми, с правилами, действиями, записывают ход игры, материал, используемый в данной игре.

Для того чтобы родителям была понятна методика проведения дидактической игры, полезно организовать такие игры со всеми присутствующими на семинаре взрослыми, которые в них выступают в роли своих детей. При этом родители убеждаются, что любая игра, в которой есть определенные правила и действия, требует усилия воли, внимания, быстроты мышления. Узнают и о трудностях, и о радостях, которые испытывают играющие. На практике убеждаются в том, что игры с правилами помогают решать задачи умственного, сенсорного, нравственного развития их детей, сближают ребят (старших и младших) в семье, способствуют установлению дружеских отношений с другими детьми.

Одна из главных задач в работе с родителями по использованию дидактических игр в работе с детьми — сформировать у них самих интерес к такого рода занятиям. Принимая участие в дидактических играх на семинарах-практикумах, родители сначала испытывают робость, стесняются, но постепенно, если воспитатель умело использует интересные, содержательные игры, все это преодолевается. Например, при проведении со взрослыми словесной игры «Назови три предмета», где надо, поймав мяч, назвать три предмета, относящиеся к одному родовому названию (ягоды, цветы, овощи и пр.), родители не сразу смогли выполнить правила игры, потому что оказалось трудным быстро сориентироваться в этом вопросе. «Это, оказывается, не так просто, как поначалу кажется», — заявляют они.

Постепенно накапливают родители обучающие игры, овладевают методикой их проведения. У них пробуждается желание заниматься с детьми. На опыте они убеждаются в том, что совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми надо всегда находить время. Например, мать с сыном едут в поезде в течение 30—40 минут. Сколько игр можно вспомнить за это время: «Отгадай, что я задумал», «Да и нет», «Скажи наоборот», «Добавь слово» и др. Время проходит быстро, а самое главное, с большой пользой для обоих: мать видит, как развивается ее сын, сыну интересно играть с мамой. Он незаметно для себя учится думать, говорить, общаться. Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел, прогулок. Например, маленькому сыну мама предлагает, пока она готовит обед, поиграть гак: он должен собрать в корзину предметы, сделанные из разных материалов. Вынимая по очереди предметы (но так, чтобы мама не видела), он загадывает загадку о каком-либо из них, выделяя главный признак предмета — его качество. Мать отгадывает. После этого они меняются ролями. Эта игра не мешает матери готовить обед. Сколько полезных задач решено! Мать делает много открытий о своем сыне: уясняет, что он знает, что умеет, в чем больше преуспевает; сама же она незаметно для малыша многому его обучает.

Семинары-практикумы такого рода посвящаются, например, теме, как можно вместе с детьми изготовить настольно-печатные игры. Показ дидактических игр, сделанных воспитателем совместно с детьми, игры с ними, помогают родителям привлекать детей к сбору иллюстраций, изготовлению карточек, фишек для игр. И эта подготовительная работа увлекает всех членов семьи, затем вся семья с интересом играет. А сделать такую игру нетрудно, если взрослые будут знать о правилах, игровых действиях, о цели игры.

Важно приучать детей к тому, чтобы они бережно обращались с картинками, хранили их в определенном месте.

В беседе с родителями воспитатель советует им внимательно изучать индивидуальные особенности своих ребят, которыми руководствоваться, организуя игры. Например, слишком возбудимым, подвижным детям советует чаще предлагать настольно- печатные игры, такие, как «Лото», «Мозаика», «Разрезные картинки», «Кубики» и др. Детей с замедленной реакцией на слово следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа, решения игровой задачи, например: «Кто быстрее назовет?», «Скажи наоборот», «Добавь слово» и др.

Воспитатель раскрывает перед родителями большие возможности использования в играх природного материала.

В играх с малышами важно решать задачи воспитания сенсорной культуры. Для этого использовать в играх овощи, фрукты, ягоды («Узнай на вкус»), семена кустарников, деревья («Чьи это детки?»), предметы обихода («Покажи, о чем я скажу»), игрушки («Кто скорее соберет пирамидку?») и т. д. Родителям детей 4—5 лет надо чаще использовать предметы, отличающиеся друг от друга по материалу, из которого они сделаны. Это поможет учить ребят группировать предметы по различным признакам: находить в комнате металлические, керамические, пластмассовые, деревянные, тканевые предметы. Полезно включать в игру элементы соревнования — кто больше найдет, заметит предметов определенного качества.

Для занятий с детьми пятого года жизни чаще используют настольно-печатные игры: на обобщение, классификацию предметов по их назначению, месту произрастания. Решению этих задач способствуют такие игры, как «Где что растет?», «Когда это бывает?», «Растет, цветет и зреет», «Лото», «Разбери посуду» и др.

Для игр с детьми старшего возраста используются словесные игры. Они хороши тем, что не требуют особых усилий для их проведения, надо лишь приобрести сборник таких игр, в нем можно выбрать любую игру в соответствии с обстоятельствами: местом игры, количеством участников, их индивидуальными особенностями.

В беседах с родителями воспитатель советует, если они не принимают участия в игре, быть объективными, справедливыми арбитрами результатов соревнования в игре. Общие игры поднимают настроение детей, укрепляют их дружбу и симпатии.

Для того чтобы организовать с ребенком игру с определенной познавательной задачей, определенными правилами и действиями, полезно подсказать малышу содержание, основанное на имеющихся у него знаниях об окружающей жизни или о литературных героях. Например, дети знают многие мультипликационные фильмы, художественные произведения детских писателей. Родители могут поиграть с детьми в игру «Отгадай, откуда этот герой» или провести викторину по сказкам, в которой в двух-трех предложениях дети рассказывают о названии сказки, ее героях.

Родителям можно дать советы по изготовлению некоторых настольно-печатных игр дома, в семье, привлекая к этому и детей. Например, для игры, в которой требуется описание картинки, можно сделать большой круг, желательно из твердого картона, в центре прикрепить вращающуюся стрелку, а по краям круга сделать карманы (гнездышки) для картинок. Диаметр круга — 50 см, размер карточки — 9X9 см. Карточки изготовить из плотной бумаги или картона.

Содержание карточек разнообразное: труд взрослых, спорт, игры детей, времена года и т. п. Количество играющих также разное, поэтому в игре возможно объединение ребят разного возраста.

Как организовать такую игру?

Дети садятся вокруг стола. Считалочкой выбирают водящего. Он поворачивает стрелочку так, чтобы она остановилась против какой-либо картинки. Тот, кто сидит ближе к этой картинке или напротив ее, рассказывает, что на ней изображено. Вынув из кармана картинку, ребенок внимательно ее рассматривает, а затем рассказывает. Если рассказ получился интересным,' ребенок становится водящим. И так игра продолжается.

Легко можно сделать и другую игру — «Лото». Здесь также подбирают картинки и наклевают их на картон: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, животные, растения и др. Для игры в лото надо сделать большую карту с определенным сюжетом, к ней изготовить небольшие карточки (на каждой изображена деталь общего сюжета). По заданию ребенок подбирает нужную карточку. Например, на общей карте изображен огород летом, где растут огурцы, лук, редис и другие овощи. Ребенка просят подобрать карточки в ответ на вопрос «Что растет в огороде?»

Играть с разрезными картинками могут дети любого возраста; для старших дошкольников количество частей карты увеличивают.

Для сбора картинок нужно завести папку, куда и взрослые, и дети будут складывать интересные, яркие иллюстрации, содержание которых будет полезным в познавательной работе с детьми.

Родители должны знать, что само изготовление игры, подготовка к ней очень важны для воспитания у детей интереса к явлениям общественной жизни, жизни советских людей, их труду, национальным традициям. Совместная работа с детьми помогает родителям ближе узнать ребят, их возможности, интересы и с помощью игр формировать личностные качества, способности.

Необходимо обращать внимание родителей и на отношение детей к игрушкам, которыми они в настоящее время хорошо обеспечиваются. Родители иногда сетуют, что дети не играют с игрушками, что ребят привлекает в игрушке в основном ее новизна. Удовлетворяя просьбы своих малышей, взрослые приобретают для их забавы и развлечений все новые и новые предметы. Воспитать у детей интерес к игрушкам можно с помощью дидактических игр.

Взрослый предлагает своему ребенку (или нескольким детям) разложить на полу (или на столе) все игрушки.

— Вот как много у тебя игрушек, — говорит взрослый.— Как ты думаешь, из чего они сделаны, из какого материала?

Вместе рассматривают игрушки. Взрослый побуждает ребенка к обследованию предметов, старается, чтобы он вспомнил свойства использованного для их изготовления материала. Если ребенок затрудняется отвечать, надо ему помочь:

— Как много людей потрудилось, чтобы сделать такую машину! Сталевары выплавили металл, инженеры придумали модель машины, потрудились рабочие — заготовили детали, собрали игрушку. Посмотри, как аккуратно скреплены части, как красиво горят фары! Давай с гобой поиграем. У тебя много разных игрушек. Я буду называть только одно слово — материал, из которого сделаны игрушки, а ты будешь каждую класть в определенное место. Например, все деревянные игрушки — справа, мягкие — слева, а металлические — прямо перед собой. Будь внимательным! Деревянная!

Ребенок кладет в указанное место игрушку по названному признаку. Так проходит игра, пока все игрушки не будут сгруппированы по качеству.

В ходе игры у ребенка развивается произвольное внимание, наблюдательность, сосредоточенность, закрепляются знания о качестве игрушек, желание играть с ними, пробуждается интерес к процессу игры, формируется бережное отношение к ним, а также понимание, что с игрушками можно играть по-разному.

Для умственного развития детей полезны игры на сравнение предметов, нахождение признаков сходства и различия. Дети быстрее овладевают умением находить признаки различия предметов, чем их сходства, поэтому надо тренировать ребенка в установлении и тех, и других признаков. Например, в игре «Кто больше заметит признаков сходства?» взрослый, приглашая ребенка поиграть, отбирает каждый раз по паре предметов (игрушек, природного материала, предметов обихода).

— Сережа, чем похожи эти игрушки? — спрашивает мама, показывая пластмассовую куклу и машину.

Первая реакция малыша — смех.

— Они не похожи. Ведь это кукла, а это машина, — говорит сын.

— И у них нет ничего-ничего похожего? — вновь спрашивает мама. — Внимательно посмотри и подумай, что же у них общее?

После раздумья ребенок догадывается, что обе игрушки пластмассовые. В других случаях они могут быть похожи по форме, цвету и т. п.

Чем старше дети, тем внешние признаки взятых для игры двух предметов менее заметны. Так развивается наблюдательность, произвольное внимание, находчивость.

Очень интересны для ребят словесные игры. Многие из них знакомы родителям с детства: «Фанты», «Испорченный телефон», «Летает — не летает», «Наоборот», «Скажи быстро» и др. Играя со словом, дети учатся общению со сверстниками, взрослыми, овладевают правилами поведения. Кроме того, они развивают ум, речь, у них формируется чувство юмора.

Рекомендуя родителям использовать словесные игры в организации досуга детей, воспитатель напоминает о необходимости учета их возрастных возможностей.

Для поддержания у ребенка положительного эмоционального настроя необходимо пребывание его среди других детей. И здесь важно, чтобы родители помогали своему ребенку иметь друзей, хороших товарищей. В этом большую помощь окажут дидактические игры, организуемые для совместного проведения с другими детьми. Продуманное содержание их, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.

Похожие статьи:

Игры для детей от 3 до 5 лет. Игры для детского сада

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ

Подвижные игры в домашних условиях для детей 5-8 лет

Игры на улице для ребенка от 3 до 5 лет

Игра на тему «Толерантность» для детского сада

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!