Игра на тему «Толерантность» для детского сада

Дидактическая игра для дошкольников «Дружит орел с небом»

Цель: воспитывать у детей симпатию к сверстникам разных национальностей, вызвать желание дружить с ними; учить ценить такие качества, как доброжелательность, заботливость, дружелюбие, трудолюбие.

Игровая задача: дети, на которых укажет «волшебная» палочка, должны быстро ответить на вопрос воспитателя: «А вы хотите дружить с ... ?», заслужить одобрение всех играющих в виде аплодисментов.

Игровое действие. Согласие с ответом дети выражают аплодисментами, несогласие - легким постукиванием кончиками пальцев по коленям или по краю стола («барабанные палочки»).

Правила игры. На вопрос воспитателя отвечают только те сидящие рядом двое детей, на которых указывает «волшебная» полочка. Выслушав стихотворение воспитателя, они согласуют свой ответ (да или нет), затем выясняют, кто будет говорить первым, и только после этого читают стихотворение Т. Кочиева «Дружба»1. Если ответ положительный, текст передается без изменений, если отрицательный - в последней строке добавляется частица «не». Остальные участники игры контролируют правильность ответов.

Ход игры

Воспитатель читает стихотворение (не обязательно знакомое детям), а они должны решить, хотят дружить со сверстником, о котором идет речь, или нет. При положительном ответе стихотворение осетинского поэта Тотрбека Кочиева «Дружба», которое ребята знают наизусть, читается так, как оно написано автором. Например, педагог читает стихотворение «Моя родня»2 о Коле (этим именем он сам называет героя стихотворения) русского поэта Я. Акима:

Мама с папай - моя родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестренка - родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Педагог (спрашивает). Хотите дружить с Колей?

Дети, на которых показывает «волшебная» палочка, отвечают, быстро посовещавшись.

1-й ребенок.

Дружит орел с небом,

А молоко - с хлебом,

Ручьи - с овражками,

Пчелы - с ромашками.

2-й ребенок.

Дымок голубой

Дружит с трубой.

Вместе. А мы - с тобой...

Затем педагог читает стихотворение о Кариме казахского поэта Музафара Алимбаева «Если бы не лень»1.

Объясняет всем Карим,

Говорит друзьям своим:

- Я братишку бы качал,

Если б только он молчал!

Я бы снег убрать помог,

 

Если б только не промок.

И друзья над ним хохочут:

- Все он может! Все он хочет!

Он трудился б целый день,

Если... если бы не лень!

Перед последней строкой воспитатель делает паузу, чтобы дети досказали ее сами.

Педагог. Хотите дружить с Каримом?

И те, на кого указывает «волшебная» палочка, отвечают, несколько изменив последнюю строчку стихотворения «Дружба»:

Дети. А мы - не с тобой.

Возможен и такой прием.

Воспитатель. Осетинский поэт Тотрбек Кочиев и маленький Мустай загадают сейчас вам загадку, а вы отгадайте.

Подарок

Подарили мне такое -

Ни за что не отгадать!

Ну такое, о котором

Можно лишь во сне мечтать!

Ну, такое озорное,

 

Неуклюжее, родное,

То, что спрыгнуло со стула,

Помахало мне хвостом,

Прямо в нос меня лизнуло

И залаяло потом.

Дети. Щенка.

Воспитатель. Скажите, эту загадку загадал добрый мальчик или злой? Почему вы решили, что он добрый? Хотите дружить с Мустаем?

И вновь «волшебная» палочка указывает на детей, и они с радостью отвечают на вопрос воспитателя, высказывая искреннее желание дружить с осетинским сверстником, как и любыми другими добрыми, трудолюбивыми, умеющими дорожить дружбой детьми разных национальностей.

Принцип подбора стихов национальных поэтов прост: они должны быть доступны детям по содержанию и форме, сравнительно небольшого размера, окрашены национальным колоритом, должны рассказывать об отношении сверстников разных национальностей к мамам, родным и близким, друзьям, родной природе, к таким явлениям общественной жизни, как война и мир.

В игру могут быть включены стихи «Великан» Г. Глушнева, «Шипа», «Братишка Кемал», «Огурец» К. Тангрыкулиева, «Посидим в тишине» Е. Благининой, «Жадина» Я. Акима, «Моя бабушка» С. Капутикян, «Сад» А. Сиххат, «Бабочка, давай дружить!» А. Сарсекова, «Мой дедушка» Р. Гамзатова, «Дом друзей» А. Дуйсенбиева.

Великан

Наблюдал я, как по мне

Шел жучок, как по стене.

Шел по рубчику-дорожке,

А потом упал в карман

И сказал:

- Посплю немножко,

Не раздавишь, великан?

Я сказал:

- Не раздавлю,

С детства маленьких люблю.

Дом друзей

Я из песка построил дом –

Большой, красивый дом.

Потом террасу для гостей –

Террасу с козырьком.

 

А дом я садом окружил,

Чтоб, с места не сходя,

Ловить гранаты и инжир

Под носом у дождя.

* * *

И все, кто загрустил чуть-чуть,

Кому друзья нужны,

Хоть на минутку заглянуть

В песочный дом должны...

Прежде чем читать последнее стихотворение, воспитатель может предложить: «А теперь послушайте, что рассказывает о себе Ермек в стихотворении казахского поэта Ануарбека Дуйсенбиева «Дом друзей». Имя сверстнику педагог выбирает сам, причем таким образом, чтобы оно соответствовало национальности поэта. Можно заимствовать имя из народной сказки, но оно должно принадлежать положительному герою. Важно, кроме того, чтобы дети слышали, как звучат имена и фамилии авторов художественных произведений, а по возможности и запоминали их. Это помогает приблизить детей к культуре того или иного народа, вызвать интерес, уважение к нему.

В игре используются стихи разных авторов из серии «Мамины помощники». Очень важно, чтобы неумелые действия малышей, стремящихся помочь любимой маме, о которых поэты пишут с улыбкой, юмором, были бы правильно оценены детьми, не вызвали бы отрицательного отношения.

Когда игра «Дружит орел с небом» хорошо освоена, воспитатель подбирает новые стихи. В дальнейшем помогает развернуть игру- драматизацию по сказке «Как птицы подружились», использовать содержание известных стихов в сюжетно-ролевой игре.

Эти занятия, методика которых разнообразна, могут строиться на материале устного народного творчества или авторских художественных произведений, принадлежащих одному и тому же или разным поэтам и писателям. При подборе стихов и рассказов желательно в первую очередь использовать произведения мастеров художественного слова тех национальностей, представители которых воспитываются в данной группе.

Логическая взаимосвязь занятий, их эмоциональный характер, опора на жизненный опыт дошкольников способствуют тому, что дети получают знания о правилах дружбы не в готовом виде, а как бы извлекают из подобранных педагогом художественных произведений. Положительно влияет на этот процесс использование игрушек (кукол в национальных костюмах, имеющих определенное имя и наделенных общечеловеческими нравственными качествами), игровых приемов и игр (подвижных, дидактических, народных, а после занятий - игр-драматизаций, сюжетноролевых, творческих по мотивам народных сказок и художественных произведений), других видов детской деятельности.

Полезным оказывается участие родителей в подготовке детей к занятиям. Папа и мама, старшие дети в семье проникаются интересами малыша, оказывают ему необходимую помощь.

(Использован материал Э. Сусловой)

Похожие статьи:

Сценарий экологического праздника для детей старшей группы 5-6 лет

Весенний утренник в старшей группе детского сада

Развлечение ко Дню семьи для детей и родителей старшей группы в детском саду

Игры на улице для ребенка от 3 до 5 лет

Весенний праздник в детском саду. Старшая группа. Сценарий

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!