Игровые ситуации для детей дошкольников 2-3 лет

Игровые ситуации для развития коммуникативных отношений у детей младшего дошкольного возраста

Для развития контактов между детьми необходимо помочь им быстрее познакомиться, узнать имена и внешность друг друга. С этой целью воспитатель всегда обращается к детям по именам. Он интонационно подчеркивает имя ребенка — так, чтобы другие дети это слышали и соотносили имя и внешний облик сверстника: «Это Сережа к нам пришел. Здравствуй, Сережа! Мы все тебе рады». Или: «Посмотрите, как чисто-чисто вымыл руки наш Витя. Ниночка тоже старается, Алеша старается, и Саша не отстает. Все молодцы!»

Воспитатель специально организует игровые ситуации, в которых малыши узнают друг друга по именам. Условно их можно назвать «Знакомство». Рассмотрим для примера некоторые из них.

Игровая ситуация «Мишка-Топтыжка знакомится с ребятками»

Цель. Развивать интерес детей друг к другу, желание запомнить имена сверстников; способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, формированию умения действовать согласованно в игре.

Описание. Воспитатель приносит мишку: «Дети, это Мишка-Топтыжка. Он хочет поздороваться с вами и поиграть». Дети подходят к воспитателю. Он говорит за Мишку: «Здравствуйте, детишки! Я Мишка-Топтыжка! Я хочу с вами поиграть. Но я не знаю, как вас зовут. Ну-ка назовите мне свои имена! (Дети называют.) А еще громче, посмелее. (Дети отвечают хором.) Ой, как много имен, как много детей, я не могу запомнить. Лучше я по кругу пробегу, свою лапку протяну; кто имя свое назовет, тот мне лапку пожмет». Воспитатель поясняет: «Вот как Мишка-Топтыжка задумал: он по кругу пойдет; кто свое имя назовет, тот ему лапочку пожмет».

Мишка с шутками обходит детей. Услышав имя ребенка, он повторяет его вслух и добавляет: «Какая хорошая девочка Оля! Какой веселый мальчик Сережа!» и пр. После знакомства Мишка-Топтыжка говорит:

Всех ребяток я узнал,

За собой вас в круг позвал.

За руки мы все возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети улыбаются друг другу. Затем Мишка-Топтыжка приглашает отдельных детей поплясать с ним под бубен и пение, вызывая их в круг по именам; остальные дети хлопают в ладоши. Танцуя, Мишка поощряет детей, повторяет их имена. В заключение Мишка-Топтыжка прощается с детьми:

Вот какие мы друзья,

Очень всем доволен я.

А теперь мне в лес пора,

До свиданья, детвора!

Дети хором прощаются с Мишкой: «До свиданья, Мишка! Возвращайся поскорей к нам!»

Игра может закончиться и по-другому. После знакомства с детьми Мишка-Топтыжка обегает круг: «Как крепко мы все взялись за руки, получилась настоящая карусель». Вместе с Топтыжкой дети начинают известную игру «Карусель» {Еле-еле, еле-еле завертелись карусели...) Раздается стук в дверь, из-за двери слышится голос: «Мишка-Топтыжка, где ты?» Мишка: «Это меня моя мама-медведица зовет. До свиданья, ребятки, до свиданья, Оля, Лена, Костя и все-все детишки». Воспитатель: «Давайте попрощаемся с Мишкой. До свиданья, Мишка-Топтыжка! Приходи к нам в гости!» (Дети хором повторяют.)

Игровая ситуация «Мишка-Топтыжка приносит подарки»

Цель. Помочь детям лучше запомнить имена друг друга. Развивать в детях доброжелательность к сверстникам, уверенность, стремление участвовать в общем игровом действии, желание передавать в движении и речи образы животных; учить здороваться, прощаться, благодарить.

Описание. Мишка-Топтыжка здоровается с детьми. Он принес из леса подарки. В его корзинке лежат картинки или фигурки разных животных. Мишка сам выбирает ребенка, которому он хочет подарить подарок. Но, к сожалению, Мишка никак не может вспомнить имя ребенка! Дети помогают ему вспомнить и хором называют имя ребенка, на которого указал Мишка-Топтыжка. Ребенок выходит, получает подарок и благодарит Мишку. Мишка шутит с детьми, он предлагает всем (или только ребенку, получившему подарок) назвать и изобразить голосом, жестами, движениями свой подарок (зайчика, медвежонка, ежика, волка и пр.). Игра проходит весело: зайчики прыгают, «грызут морковку», волк рычит, скалит зубы, ежик сворачивается клубком и «выставляет колючки».

Мишка-Топтыжка вручает подарок и воспитателю — механическую игрушку курочку. В руках воспитателя курочка «оживает» и начинает клевать зернышки. Дети имитируют движения и голос курочки.

Затем Мишка-Топтыжка уносит курочку в игровой уголок «знакомиться» с остальными игрушками. Дети прощаются с Топтыжкой и просят его приходить к ним опять.

Вариантом игры может быть такое поведение Мишки-Топтыжки. Он сообщает, что уже хорошо знает всех детей по именам; но когда ему надо обратиться к ребенку, он специально называет другое имя. Дети протестуют и напоминают ему правильное имя. Мишка доволен, но спрашивает: «А есть ли среди вас?..» (называется ранее произнесенное имя) — и дети дают соответственно утвердительные или отрицательные ответы.

При этом выясняется, что в группе есть дети с одинаковыми именами. Мишка приглашает этих детей в общий круг, повторяет их имена. Иногда оказывается, что одинаково зовут мальчика и девочку; это удивляет малышей. Мишка удивляется и радуется со всеми вместе. Затем воспроизводится основная часть игры — вручение и обыгрывание подарков.

В заключение воспитатель надевает на головы детей шапочки с изображением разноцветных бабочек, «волшебной» палочкой «оживляет» их. «Бабочки» начинают махать крылышками, кружиться, радоваться солнышку и своему другу Топтыжке. Веселой стайкой они провожают его до двери, прощаются с ним, и он снова отправляется в лес, к маме-медведице.

Для закрепления знания имен друг друга и сближения дошкольников широко используются игры типа «Мяч качу — кому хочу» (дети в кругу на ковре прокатывают мяч друг другу, называя имя партнера, а затем играют парами), «Кто позвал?», «В колокольчик позвони — свое имя назови» и др.

С удовольствием младшие дошкольники участвуют в играх-хороводах, в которых выражается доброжелательное отношение к сверстникам: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?», «Ходит Ваня», «Выйди, Вова, в кружок, возьми, Вова, флажок», «Каравай», «Колпачок-колпачок».

Народные песенки, хороводы часто отражают понятные младшим дошкольникам ситуации взаимопомощи. К примеру, игра, иллюстрирующая сюжет русской народной песенки «Как на тоненький ледок...»: Ваня скачет на коне, потом падает с него («Он упал и лежит, никто к Ване не бежит»); приходит помощь: «Две подружки подбежали, на коня Ваню сажали, путь-дорогу показали». Играя, младшие дошкольники получают представление о том, как помочь друг другу. В этой игре можно, так же как и в играх, о которых шла речь выше, заменять имя Ваня именем ребенка, выполняющего эту роль, а вместо слов «две подружки» использовать имена девочек: Оля с Катей подбежали, Нина с Леной подбежали и пр.

Использование в играх имен играющих детей повышает их интерес друг к другу, помогает зарождению добрых чувств.

Когда дети уже уверенно ориентируются в среде сверстников, можно провести игру.

Игра «Узнай друзей по голосу»

Цель игры — развивать у малышей интерес и внимание к сверстникам, умение различать детей в группе по голосам и называть их имена.

Описание. Игра проводится с подгруппой детей. По договоренности один из участников или уходит за ширму, или прячет лицо под бумажным колпачком, или просто закрывает глаза. Дети по очереди окликают его по имени: «Саша, это я! Ты узнал меня?» Или: «Догадайся, Саша, кто тебя позвал?» Если ребенок правильно назвал имя, он получает фант и право выбрать следующего угадывающего. Побеждает тот, кто наберет больше фантов, т. е. лучше всех различает сверстников по голосам.

Так постепенно, в веселых играх и ситуациях, возникает доверие детей друг к другу, интерес к сверстникам — девочкам и мальчикам.

Тема «Мальчики и девочки. Мы — друзья»

Обычно дети еще в раннем возрасте узнают о своей половой принадлежности, правильно отвечают на вопрос: «Ты мальчик или девочка?» В младшем дошкольном возрасте эти представления углубляются. Дети узнают имена мальчиков и девочек в группе, начинают выделять особенности внешнего вида мальчиков и девочек, их одежду, прически, предпочитаемые игрушки. Естественно, что это происходит при условии проведения соответствующей работы воспитателем.

Вместе с детьми воспитатель рассматривает картинки, на которых изображены мальчики и девочки, рассматривает их лица, прически, одежду, занятия, например: мальчики и девочки собирают осенние листья; мальчики и девочки играют в игры; мальчики поздравляют Олю с днем рождения; девочки и мальчики с цветами и флажками идут на праздник и т. п.

Воспитатель предлагает детям показать на картинке сначала мальчиков, потом девочек, назвать их действия, рассмотреть их одежду, придумать им имена. Хорошо, если воспитатель связывает события на картинке с аналогичными событиями в группе, просит детей вспомнить их участников, выразить свое отношение к происходившему (как мы поздравляли Вову с днем рождения, какие подарки подарили ему дети, как это было радостно и весело).

В игровом уголке детей младшей группы должны быть куклы-мальчики и куклы-девочки, кубики, разрезные картинки, составляя которые дети получают изображения мальчиков и девочек. Необходимо также иметь наборы картинок с изображением разных видов одежды, головных уборов, игрушек. Вместе с воспитателем дошкольники с интересом подбирают все необходимое для мальчиков или девочек, придумывают имена детям на картинках; сравнивают: у кого из детей в группе бант, платье, рубашка такого же цвета; есть ли в группе такие же игрушки, как на картинках; высказываются, кто из детей любит с ними играть (см. дополнительно раздел «Ребенок и предметный мир»).

Младшие дошкольники с интересом участвуют в игровых ситуациях «Чьи это игрушки?», «Поможем Коле и Оле (куклам) собраться на прогулку», «Чьи это вещи?». В игровых ситуациях дети решают: какая одежда нужна мальчику, а какая девочке; с какими игрушками чаще играют мальчики или девочки; находят хозяина потерянной вещи и пр.

Одновременно воспитатель в таких игровых ситуациях может затрагивать важные для социокультурного развития детей проблемы: аккуратность (красива или нет испачканная одежда?), бережного отношения к игрушкам и другим вещам (смогут ли дети хорошо играть, если все игрушки разбросаны по комнате?), взаимопомощи и внимания друг к другу (как поступить: помочь найти потерянную вещь или проявить безразличие?).

Приведем пример игровой ситуации.

Игровая ситуация «Что случилось?»

Цель. Привлечь внимание детей к ситуации ссоры между мальчиком и девочкой. Помочь установить причину их неопрятного внешнего вида. Включить детей в практическую помощь игровым персонажам. Способствовать проявлению заботы и внимания к детям.

В игровой ситуации малыши встречаются с чумазыми куклами — мальчиком и девочкой. Включаясь в диалог с куклами, дети узнают их имена, спрашивают, что с ними случилось, почему они такие грязные. Оказывается, чумазые мальчик и девочка поссорились в песочнице, не поделились игрушками, бросались мокрым песком, вытирали грязные руки об одежду!

Обсуждая это событие, дети с помощью педагога принимают непростое решение: как помочь мальчику и девочке помириться, как изменить их внешний вид в лучшую сторону, что сделать с грязной одеждой. Затем они купают чумазых кукол и причесывают им волосы, отдают в стирку их грязную одежду и выбирают из сундучка новую одежду соответствующего размера для мальчика и девочки, при этом неподходящие вещи откладывают. В заключение все дети радуются, что куклы помирились и стали чистыми и красивыми. А куклы благодарят детей за помощь и внимание к ним, обещают никогда больше не ссориться. Такая игровая ситуация обогащает представления детей не только об аккуратности, но и о помощи, о дружеских отношениях между мальчиками и девочками.

Замечено, что трехлетки чаще играют вместе с детьми своего пола, чем противоположного. Воспитатель постепенно помогает мальчикам и девочкам объединяться в общих играх. Наряду с общими играми он использует игры, в которых дети делятся на подгруппы мальчиков и девочек, например: «Поезд мальчиков и поезд девочек», «Домик девочек и домик мальчиков» (по сигналу воспитателя мальчики и девочки прячутся в свои домики), «Заколдую девочек, заколдую мальчиков!» (воспитатель в роли волшебницы поочередно «превращает» то мальчиков, то девочек в разных зверей и птиц) и др. На музыкальных занятиях мальчики и девочки часто танцуют парами.

Воспитатель организует ситуации помощи, в которых мальчики помогают девочкам смело пройти по узенькой дорожке, по скамейке (подают руку, держат за руку), мальчики «идут на разведку» (смотрят, нет ли за кустами злого волка), а потом приглашают девочек в лес за грибами и т. п. Воспитатель всегда подчеркивает, что мальчикам и девочкам хорошо вместе тогда, когда они относятся друг к другу доброжелательно, заботливо.

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей от 2 до 2,5 лет дома

Задания для детей 2-3 лет в картинках распечатать бесплатно

Игры на развитие творческих способностей у детей 1-3 лет

Игры с куклой в ясельной группе

Развивающие игры для детей от 1,5 до 2 лет дома

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!