Рассказ о празднике Ивана Купала для школьников

Рассказ о празднике Ивана Купала для школьников

Праздник Ивана Купала. История и традиции

7 июля — Иоанн Креститель, Иван Купала, Иван Травник. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Великий праздник православного календаря.

В славянском язычестве Купала был богом земных плодов, и праздник в честь него устраивали в дни жатвы, когда приносили жертвы из некоторых трав, зажигали из них костер и плясали вокруг него, а также пели песни. Богу Купале приносили жертву и купанием, обливали друг друга водою. С принятием христианской веры на Руси этот праздник стал считаться днем Иоанна Крестителя (рождение Иоанна Предтечи). В память об обряде крещения возник обычай купания в Иванов день.

Иван Купала. Христианское предание

Согласно христианскому учению, Иоанн Креститель является последним в ряду пророков— предвозвестников прихода Мессии.

Согласно Евангелию от Луки, родителями Иоанна Крестителя были праведная Елизавета и священник Захария. Чудесное зачатие Иоанна было предвозвещено архангелом Гавриилом, который явился Захарии, когда тот служил в храме. Архангел объявил, что сыну Захарии и Елизаветы суждено стать предтечей Мессии и что его следует назвать Иоанном, то есть «милостью Божией». По словам Гавриила: «И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; Ибо велик он пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; И многих из сынов Израилевых обратит он к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лука 1, 14-17).

Престарелый и бездетный Захария, уже терявший надежду на появление потомства, усомнился в словах архангела, и за это был наказан немотой, которая прошла только на восьмой день после рождения младенца.

В тридцатилетием возрасте Иоанн Креститель выступил со всенародной проповедью: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матфей 3, 2). В ознаменование этого события он призывал людей покаяться в грехах, принять ритуальное очищение в водах Иордана и раздать имущество бедным, ибо в царстве всеобщего благополучия оно уже не понадобится. Над всеми, кто принимал эту весть, Иоанн совершал обряд крещения в реке Иордан.

Удивленные иудейские священники спрашивали: на каком основании он крестит людей, уж не Мессия ли он, не пророк ли? Иоанн отвечал, что он глас вопиющего в пустыне и пришел крестить в воде, чтобы Мессия был явлен Израилю. Иоанн верил в скорый приход Мессии, который освободит мир от зла и обеспечит победу Царства Божия на земле. Он говорил: «Идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем...» (Лука 3, 16), поскольку ему было откровение: «На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот и есть крестящий Духом Святым» (Иоанн 1,33).

В числе принимавших крещение был тогда еще неизвестный народу Иисус Христос. Когда он выходил из воды, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И засвидетельствовал, что Он и есть Сын Божий.

Со временем крещение стало рассматриваться как акт приобщения человека к христианской религии.

Народные традиции и обряды

На Руси Иоанн Креститель, или Предтеча, весьма почитался. Однако его рождество совпало с днем летнего солнцеворота, который издревле отмечали славяне, и поэтому христианский праздник в народе справляли по-язычески. Дни Ивана Купалы считались вершиной летних праздников, начало которым клала Троица.

По поверью, солнце в этот день выезжает из своих чертогов на трех конях: серебряном, золотом и бриллиантовом - пляшет, рассыпает по небу огненные звезды и едет в гости к своему супругу месяцу.

Эпитет «купала» объясняют по-разному. Предполагается, что Купала — древнее славянское божество любви и плодородия, соединяющее людей вместе. И происходит оно от слова «вкупе» — «вместе», а также от индоевропейского корня «куп» — «кипеть, страстно желать». С другой стороны, возможно, что эпитет «купала» возник от глагола «купать» — погружать в воду. А сам праздник стал называться Иван Купала в результате смешения языческих представлений об очистительной силе огня и воды. Считалось, что вода и огонь очищают человека от всех грехов. Праздник Ивана Купалы олицетворяет расцвет сил природы. В основе его обрядов лежит почитание солнца и воды, которые дают жизнь всему живому. Во многих мифах огонь и вода считаются братом и сестрой, вступившими в кровосмесительный брак. А купальский цветок иван-да-марья рассматривается как их земное воплощение: желтый цвет — солнце, а синий — вода.

В Иванов день солнце во всей красе проявляет свою силу, после этого оно начинает поворачивать «на зимний путь», теряя свою царственную власть над природой. И природа спешит насладиться жизнью. Последний месяц кукует кукушка, поет соловей, скоро приумолкнут и другие птицы. И люди тоже хотят насладиться жизнью сполна, поэтому начинается безудержное веселье, снимающее моральные и религиозные запреты.

Встречая праздник, пели песни:

Еще что кому до нас,

Когда праздничек у нас!

Завтра праздничек —

Иванов купальничек!

«Купальные» огни, возжигаемые в ночь Ивана Купалы по всей России, представляли, по словам очевидцев, великолепное и торжественное зрелище на протяжении сотен верст. Их начинали готовить в день Аграфены Купальницы и зажигали в момент захода солнца, а с восходом тушили. Огонь добывали с помощью трения, затем, с пением особых песен, разводили костры. Этот огонь называли живым, лесным, лекарственным. Костры обладали очистительной, избавительной силой. Считалось, что купальский костер убережет от зол, горя, болезней и сглаза. На этом костре сжигали старые ненужные вещи, а также одежду с больных людей, чтобы вместе с ней сгорели и болезни. Существовал обычай прогонять через костер домашнюю скотину для защиты от мора. Согласно народному поверью, кто выше прыгает через огонь, у того и колос хлебный выше уродится.

В Белоруссии девушки вечером закапывали в землю дерево, украшенное венками в честь Купалы, и зажигали огни, сопровождая все это пением:

У пана Ивана посередь двора

Стояла верба,

На вербе горели свечи,

С той вербы капля упала —

Озеро стало;

В озере сам Бог купался

С детками, судетками.

 

Играя, обливались водой и припевали:

Ой, купалинка,

Ночка маленька.

Я не спала,

Золотые ключи брала,

Зорю размыкала,

Росу отпускала.

Роса медовая,

Трава шелковая.

Месяц увидал,

Ни слова не сказал.

Солнце увидало,

Ключи подобрало.

Накануне праздника молодые люди купались в реке до захождения солнца, потом в сумерки раскладывали огонь на выгонах, на пашнях, в садах. Парни и девушки в праздничных нарядах устраивали хороводы и попарно, держась рука за руку, перепрыгивали через огонь. Если во время прыжка руки парня и девушки не разойдутся, это означает, что эта пара соединится браком. Если во время прыжка у девушки падал с головы венок, а парень подхватывал его, то он имел право к ней свататься.

Когда жгли костры и прыгали через них, пели песни:

Трех коней Иван ищет,

За лесом свищет.

В ночь Купалу его конь

Поскачет через огонь.

Как первый конь —

Колесом грива.

А другой конь —

Во лбу звезда.

А третий конь —

Шелковый хвост.

 

У воды-моря Купала

Играл ночью конь у Ивана.

Копытами камень разбивал,

Искрой костер разжигал.

Скачи-ка первым, конь,

Через велик огонь.

За тобой царь и царица,

И красная девица,

И миром, и пиром,

И с добрыми людьми!

В некоторых местах России вместо украшенного дерева в честь праздника делали куклу Купалу из соломы, довольно большой величины, одевали ее в женскую рубашку, голову этой куклы украшали лентами, шею — монистами (ожерельем). На Украине вечером под Иванов день куклу приносили к воде, бросали ее в воду; вслед за тем в воду бросали и венки из различных трав, а затем прыгали через огонь. Люди могли венки уносить с собой домой, чтобы повесить их в сенях для предохранения от непредвиденной напасти. Иногда поддеревом вместо куклы сажали ребенка, в цветах и венках.

Кое-где в западных областях России вечером накануне Иванова дня вбивали кол в землю, обкладывали его соломой и коноплей, а на самый верх тоже клали пук соломы, называемый купалою. В сумерках зажигали солому, подбрасывали сучьев в костер, и начиналась потеха. Иногда на рассвете девушки, выбрав в своем кругу самую красивую, раздевали ее донага, опутывали венками и цветами, завязывали глаза и вели в лес. Теперь девушку называли «дзевкой-купалой» и давали в руки венки, которые она раздавала подругам, водившим вокруг нее хоровод. Которой попал в руки свежий венок, та будет богата и счастлива, а которой достался увядший, придется жить в недоле.

Православные иерархи восставали против купальского «блуда» — скверных «бесовских» песен и плясок, сексуальных игрищ, несущих падение мужам и отрокам, осквернение женам и девам. Действительно, Иванова ночь была наполнена эротическими забавами, играми, ласками и поцелуями. Парни и девушки вместе гуляли до самого утра, купались обнаженными в реках и озерах, устраивали совместные трапезы на берегах, распевали откровенные песенки и частушки. Ивановские забавы были тесно связаны с брачной тематикой и гаданиями. В эту ночь совершались разные магические действия, дабы ускорить замужество. Например, проводили борозду от дома девушки до дома понравившегося ей парня, чтобы тот поскорее посватался. Кроме того, девушки клали под подушку букет из двенадцати трав, надеясь увидеть во сне суженого.

Иванов день праздновали не только в деревнях и селах, но и в городах, включая Москву и Петербург. Обычно собирались в пригородах, разводили костры и пировали. Недалеко от Санкт- Петербурга, по Рижской дороге, до 1840 года существовала старая липа, ветки которой, переплетясь с ветвями других деревьев, составили природную беседку, в которой останавливался отдыхать Петр I. На этом месте накануне Иванова дня собирались ижорки и проводили здесь всю ночь с воплями и пением при разведенном костре, а напоследок сжигали белого петуха, который у древних скандинавов считался пламенем — по его красному гребню. Но со временем запреты светских и церковных властей сделали свое дело, и купальский костер стали заменять кучей крапивы.

Естественно, Церковь отрицательно относилась к языческим купальским ритуалам «солнцепоклонничества», однако, несмотря на это, россияне продолжали отмечать Купалу. Причем многие ритуалы, например, костры и хороводы, а также купания, люди устраивают и по сей день, специально выезжая на природу и веселясь от души.

Чародейские травы

Ивановская ночь считалась чародейской. И не случайно, ведь Иванов день приходился на переходный период в природе. Солнце начинало убывать, и в это время как бы «размывалась» граница между видимым и невидимым миром, поэтому становились возможными разные чудеса. Вода, растения, животные открывали людям свои тайны, земля обнажала недра, а значит, и клады.

Бытует легенда о цветке папоротника, который будто бы раскрывается лишь раз в году, в ночь накануне Ивана Купалы всего на несколько мгновений. Происходит это будто бы так. Из широких листьев внезапно появляется почка, поднимается все выше, переворачиваясь и прыгая. Ровно в полночь созревшая почка разрывается, и появляется огненный цветок. Невидимая рука срывает его, а человеку это почти никогда не удается. Нечистая сила не желает допустить человека до этого цветка, имеющего волшебные свойства. Ведь тот, кто сорвет цветок папоротника, приобретет власть над правителями и нечистыми духами. Он может узнать, где спрятаны клады, двери сокровищниц сами отворятся перед ним, да и к любой красавице с таким цветком можно пробраться невидимкой. Овладевший им делается колдуном, способным узнавать прошлое и предсказывать будущее.

Самые смелые, дождавшись полуночи, отправлялись в дебри леса за сказочным цветком. Считалось, что искать его нужно в одиночку и к тому же нагишом. Отыскав куст папоротника, полагалось очертить вокруг него круг рябиновой веткой и произнести заговор: «Талан Божий суд твой, да воскреснет Бог!» — и ждать появления цветка. Если успеть его сорвать и бежать домой, не оглядываясь, что бы ни кричали сзади бесы, то этот цветок даст возможность его обладателю открывать клады и получать богатство.

Иван Купала порой именуется травником, ибо в этот день распускаются целебные и чудодейственные травы. Их высушивали и сохраняли целый год как обереги и лечебные средства. Травами окуривали и поили больных.

В Иванов день собирали крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые сжигали для предотвращения несчастий и бед, например, бросая в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнией. Считалось, что травы, собранные в эту пору, обладают волшебной силой. Белая кувшинка — «одолень-трава» — спасает от беды, цветы ивана-да-марьи защищают от воров. От многих болезней помогает уголь, найденный под корнем чернобыльника, сорванного Ивановой ночью втайне от других людей. Верили, что, повесив на бесноватого крест из корня плакун- травы, можно изгнать нечистого духа. Рекомендовалось собирать и листья земляники: положив их в карман, можно смело идти занимать деньги — отказа не будет. Согласно поверьям, разрыв-трава открывает все двери, а девясил помогает в любовных делах. В этот день крестьяне отправлялись заготавливать веники на целый год, наиболее целебными считались веники из березы, ольхи, черемухи, липы, ивы, смородины, калины, рябины.

Сбор трав сопровождался магическими действиями и ритуалами. Например, в течение двух-трех дней перед Иваном Купалой полагалось говеть — поститься, ходить в церковь. За травами шли рано утром, прочитав молитву. Во многих местах женщины собирали травы обнаженными или в одних рубахах, с распущенными волосами. По возвращении травы относили в храм для освящения.

Собирая в Купальскую ночь лечебные травы и ягоды, припевали:

Кругло, невелико поле,

На нем дивных ягод много.

Спелых и зрелых,

Красных и белых.

Кто ночью идет,

Тот наберет.

А Купала брал тут спелые,

А Иван брал зрелые,

Красные и белые.

 

—Темная ночка,

Где твоя дочка?

— В огороде Гряды полет,

Руки колет,

Цветочки рвет,

Веночки вьет.

Свила венок,

Пошла в танок

На купаленку,

Ночку маленьку.

По песням, народным поговоркам и приметам можно судить, что Иванов день почитался в народе очень высоко.

Дядя Иван — и людям, и нам.

После Ивана не надо жупана.

Купаленка — ночь маленька.

На Иванов день солнце на восходе играет.

С Ивановской ночи появляются светляки.

Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться.

Ивановские дожди — лучше золотой горы.

До Ивана, детки, просите дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу, (то есть начинаются частые дожди).

Коли до Ивана просо (в метелках) в ложку, то будет и в ложке.

На Иванову ночь звездно — будет много грибов.

Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов.

Несмотря на гонения, Иван Купала долго соблюдался в народе как праздник благодарения солнца, праздник зрелости лета и зеленого покоса. На Купалу открывали большой покос. Спозаранку — на луг! Не было на Руси труда краше и веселее, чем труд сенокосный. Звон при отбивке, оттягивании кос на обушке, наточка. И затем молодцеватые взмахи косарей. «Пройти до солнышка два прокоса — ходить не будешь босо», — наставлял житейский опыт. Ряды за рядами, валы за валами. Никнет скошенная трава, растрясать пора. Это занятие баб, проворных, гуторли- вых, нарядных. Легкие ореховые грабельки проворно мелькают в чутких руках. Ни одного пустого движения, все ладно, все красиво. А вечером сообща у телег ужин. Рассказы, смех, пляски.

Дружно — не гузно, а один и у каши загинет.

Похожие статьи:

Праздник Петров день. Что означает?

Медовый Спас. Сообщение о празднике

Яблочный Спас. Что это за праздник?

Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Что означает?

Праздник Ильин день - 2 августа. Приметы обычаи

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!