Праздник Ильин день - 2 августа. Приметы обычаи

2 августа — Илья Пророк. Ильин день. День святого славного пророка Илии.
Ильин день. Христианское предание
Святой Илия почитается всеми христианами как один из величайших пророков, устами которого говорит сам Бог. Согласно ветхозаветным преданиям, святой Илия жил в Израильском царстве за девять веков до Рождества Христова. Когда Илия родился, его отцу было видение: благообразные мужи беседовали с Илией, пеленали огнем и пытали пламенем. Впоследствии Илия прославился как пламенный проповедник. Он начал пророчествовать в царствие «нечестивого» израильского царя Ахава. Илия жил в пустыне за рекой Иордан и являлся в мир, дабы обличать царя в идолопоклонстве. Илия был ревнителем бога Яхве, от которого отказались израильтяне, став поклонниками языческого культа Ваала. В наказание за вероотступничество Бог наслал на землю израильтян страшную засуху, как и предсказывал Илия. Явившись к царю, он сказал: «Жив Господь Бог Израилев! Не будет в эти годы ни рос, ни дождя, разве только по слову моему!» — и удалился в пустыню. Шесть месяцев не было в Израиле ни рос, ни дождя.
Ахав послал искать Илию, но не могли найти его. Когда пересох поток, у которого жил Илия, он пошел в город Сарепту, близ которого встретил бедную вдову. Женщина испекла ему лепешку из последней горсти муки. С тех пор у нее не убывало ни муки, ни масла. Когда у вдовы умер сын, Илия помолился Богу, и отрок воскрес.
Засуха же прекратилась только через три года, когда израильтяне отринули идолов и вернулись к истинному единому Богу.
Это произошло после того, как Илия победил в состязании жрецов Ваала. Сторонники Яхве и Ваала пришли на гору Кармель, чтобы призвать своих богов. Было решено, что народ будет молиться тому Богу, который окажется сильнее. С этой целью положили двух «рассеченных тельцов» на две поленницы дров. Жрецы Ваала и Илия должны были попросить своих богов зажечь поленницу и зажарить тельца. Ваал не откликнулся на мольбы. Тогда Илия построил из камней жертвенник Яхве, велел полить его и дрова водой, а затем воззвал к Яхве. В тот же миг вспыхнул огонь. Вскоре на иссохшую землю обрушился ливень. Народ и царь уверовали в Яхве, признав пророческий дар Илии.
Но жена Ахива, царица Иезавель, упорствуя в идолопоклонстве, поклялась убить Илию. В погоню за пророком посылались воины, но небесный огонь уничтожал отряды. Илия снова скрылся в пустыне, где услышал глас Господа, который повелел ему вернуться домой и благословить новых царей в Сирии и Израиле, а Елисея сделать своим учеником. Илия нашел Елисея в поле, пашущим ниву, и он, увидев пророка, бросил все и пошел за ним.
Великим чудом окончилась земная жизнь Илии. Однажды он шел с Елисеем по пустыне к Иордану. Ударив своим плащом по воде, Илия с учеником перешел Иордан посуху, и, беседуя, они продолжили свой путь. Вдруг с небес появилась колесница, запряженная огненными конями. И в огненном вихре, на глазах у изумленного Елисея, вознесся Илия на небо, а на землю перед Елисеем упал плащ Илии.
По церковному преданию, Илия должен стать предтечей Второго пришествия Христова и во время своей проповеди принять телесную смерть.
Народные традиции и обряды
Илия Пророк почитался на Руси еще до принятия христианства, например, в Киеве существовала Ильинская церковь. В сознании русского народа библейское предание переплелось с древними верованиями, а сам Илия Пророк заменил могучего языческого бога Перуна, управлявшего всей природой, и в первую очередь молнией, громом, дождями. Наряду с Николаем Чудотворцем Илия стал любимым святым россиян.
Илия Пророк считался грозным вестником Бога, который следил за порядком на земле и наказывал провинившихся. Илию называли также «огненным тученосным громовержцем», держателем гроз. Ведь редко в такую пору не соберутся сверкучие тучи, и не поливает как из ведра дождь. В народных сказаниях Илия предстает грозным старцем с седыми развевающимися волосами и бородой, разъезжающим по небу на своей колеснице. Гремят огненные колеса по небесной мостовой, создавая гром, выбивают искры подковы огненных коней — и появляются молнии. Сам грозный пророк без устали преследует врага-дьявола. Враг хитер, он принимает разные обличья, например, диких зверей, домашних животных. Но Илия беспощадно поражает своими огненными стрелами скрывающегося дьявола, зажигая молниями стога сена, избы и даже храмы. Вот почему в народе бытовало поверье, что во время грозы нельзя впускать в дом ни кошек, ни собак, ведь вместе с ними может проникнуть нечистый, а за ним и молния пророка.
Тем не менее, Илия был щедрым святым, наделяющим людей богатством, урожаем, скотом и здоровьем. Крестьяне считали его повелителем дождя, хозяином «гремячих», то есть незамерзающих, родников и
Представления о ветхозаветном пророке как о суровом и одновременно добром владыке лежали в основе ритуалов Ильина дня. В Ильин день и следующую за ним Ильинскую неделю обычно устраивали молебны. Совершались и жертвоприношения Илии Пророку в надежде на его покровительство и защиту. Например, во время засухи на въездные ворота в деревню «для Илии» ставилась чаша с овсом и рожью. А икона Илии Пророка опускалась в святой родник или в святой колодец. В церковь «для Илии» относили мед, пиво, колосья свежей ржи и горох.
В народе говорили: «Илья Пророк жниво зачинает». Этот день был праздником первого сжатого снопа. «Зажин» обычно обставлялся такими ритуалами. Жницы брали с собой в поле хлеб и соль. Нажавши первый сноп, садились на него, угощались и пели обрядовые песни. Первый сноп — «Волотку на бородку» — украшали лентами и цветами. Проносили его по деревне и ставили в избе, да не куда-нибудь, а в передний, «красный» угол со словами: «Это Илье на бороду», «Вот тебе, Илья, борода, а на будущий год уроди нам хлеба города». Кончая жатву, крестьяне обычно «завивали Илье бороду», то есть оставляли в поле небольшой клок несжатой ржи, закручивая его.
С первого обмолота ржи было принято выпекать первые караваи, колоба и пышки из нового урожая. Деревня лакомилась чистым, немешаным хлебом. Выпечка «зажиночного» хлеба проходила торжественно. Вынув из печи румяные, душистые караваи, хозяйка окропляла их колодезной водой и накрывала полотенцем. Их ставили на середину праздничного стола, не спеша разрезали и одаривали всех присутствующих. Первым подавали ломоть старшему по возрасту мужчине — «батюшке пахарю». Тот благословлял новый хлеб — новину.
В этот день устраивали трапезу с закланием быка или барана, купленного на общественные деньги. Часть мяса отдавали в церковь, а остальное готовили в общем котле. Одновременно варили пиво. Затем на улице расставляли столы, и начинался пир для всей деревни, заканчивающийся гулянием.
Для Ильина дня характерны и другие обряды. Например, ильинским дождем умывались для предохранения от всевозможных чар и болезней. В этот день обращались к Илии с просьбой уничтожить в деревне всю нечисть, а также клопов, блох и мух. Для этого во время грозы опрыскивали дом святой водой, чтобы выгнать спрятавшихся бесов на улицу, а там уж Илия убьет их своими стрелами. В Ильин день делали заговор на привлечение денег — обсыпали комнаты в избе заговоренным маком. Заговаривали мак так:
Илья щедрый, расщедрись на мой мак так,
Чтоб он народил мне пятак,
Пятак народил десятку,
Десятки народили бы мне достатки.
Ключ, замок. Язык.
Аминь. Аминь. Аминь.
Мак должен был полежать в доме хотя бы дня три, после его можно вымести — и под дерево.
Молитва к Илье о здоровье: «Молюсь тебе, святой Божий Илья! Пошли тридцать ангелов в златокованом платье, с луки и стрелы, да отбивают и отстреливают от раба Божия (имярек) уроки и призоры и притки, щипоты и ломотья и ветроносное язво. Спустите мне гром и молнию, отбивайте и отстреливайте от раба Божия уроки и призоры, потяготы и позевоты».
Погодные приметы
«Илья грозы держит и наводит». По поверьям, на Илью обычно бывают «воробьиные ночи», когда в течение всей ночи слышится оглушительный гром, мечутся молнии, все живое находится в страхе, особенно птицы, тяжело на сердце и человеку. По другим поверьям, «воробьиные ночи» — это очень короткие ночи, короче воробьиного хвоста. И хотя суеверный человек не понимал причины возникновения молний и грома, так как ему неведома физическая сущность явлений, и хотя он дрожал от страха перед «гневом Божьим», все-таки Ильин день в крестьянском календаре отмечен весьма поучительными наблюдениями:
На Илью до обеда лето, а после обеда осень.
До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильи и на кусте не сохнет.
На Ильин день и камень прозябает (утренники).
С Ильина дня ночь длинна и вода холодна.
На Ильин день олень копыто обмочил — купанью конец.
Придет Илья — принесет гнилья (дождей).
До Ильи тучи ходят на ветер и по ветру, а после Ильина дня — только по ветру.
Петр и Павел (12 июля) на час день убавил, а Илья-пророк — два уволок.
До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.
Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья — отщипнет и два.
Илья лето кончает.
Похожие статьи:
Яблочный Спас. Что это за праздник?
Праздник Петров день. Что означает?
Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Что означает?
Нет комментариев. Ваш будет первым!