Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Что означает?

Успение Пресвятой Богородицы. История и традиции праздника
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы, Большая Пречистая. Двунадесятый праздник православного календаря.
Успение Пресвятой Богородицы. Христианское предание
Этот праздник установлен в память о кончине, воскресении и прославлении Божьей Матери.
По преданию, дева Мария умерла в доме Иоанна Богослова, где жила после Вознесения Иисуса Христа на небо. Она отдавала любовь Свою окружающим и каждый день молилась о Своем Божественном Сыне. С кротостью и смирением ожидала Богоматерь того мига, когда Ей самой придется покинуть мир земной.
Однажды во время молитвы на горе Елеонской архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь финиковой пальмы - символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.
В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.
Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение. От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления.
На третий день после погребения к гробнице пришли апостолы, чтобы дать возможность запоздавшему апостолу Фоме проститься с Богородицей. Открыв гробницу, апостолы обнаружили, что она пуста, там лежат лишь погребальные пелены. Они уверились, что Мария была вознесена Богом на небо. Преблагословенная Дева, послужившая тайне Боговоплощения, пошла на небо общим для всех путем смерти. Но смерть не удержала Ее тела, которое было взято на небо.
Погребальные пелены Богородицы хранились в Иерусалимском храме как святыня, а в V веке были перенесены царицей Пульхерией в Константинополь.
По православной традиции, церковь в эти дни прославляет Богоматерь, которая соединилась с Сыном Божьим на небе, приняв под Свое покровительство род человеческий, ходатайствуя за него перед Господом. Она охраняет людей и помогает бедствующим. Став небесной заступницей нашей, матерь Божия молится обо всем мире, даруя людям время на покаяние и соединение с Христом.
Поэтому Успение не считается печальным праздником — он проводит в жизнь христианскую идею о том, что со смертью кончается только земное бытие человека. В этот день священники повторяют с амвонов, что смерть может взять жизнь телесную, но не в силах взять жизнь духовную. Душа уходит в небесную высь, чтобы обрести вечное бессмертие, поэтому смерть для христианина есть рождение для жизни иной.
Праздник Успения Богородицы в христианском мире стали отмечать с IV века, а празднование именно 15 августа установлено с VI века. По традиции, Успению предшествует двухнедельный пост.
Народные традиции и обряды
Успение именовали в народе Большой (или Первой) Пречистой, в отличие от Малой Пречистой (так называлось Рождество Богородицы). Кроме того, Успение называли в России «госпожинками», «оспожинками», поскольку Богоматерь именовалась Госпожой. Праздник Успения очень почитался на Руси, о чем свидетельствует обилие храмов в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Успение совпадало с крестьянским праздником урожая, называвшимся дожинками, в народе говорили «Успение кончает дожинки». Существовал обычай приносить на Успение в церковь колосья разных хлебов (злаков) для благословения. Окончание жатвы сопровождалось особыми ритуалами. Зачастую на полосе оставляли горсть несжатых колосьев, которые завязывали узлом и пригибали к земле со словами: «Миколе на бородку, чтоб святой угодник на будущий год не оставил нас без урожая». Рядом в землю закапывали печеный хлеб и соль. Последний, именинный сноп несли из поля с почестями домой. В этот день раньше исполнялся древний обряд, связанный с почитанием земли-матушки. По завершении работ жнеи катались по ниве со словами:
Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест,
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено!
Яровая жнивушка,
Отдай мою силушку
На долгую зимушку!
С помощью этих заклинаний они как бы пытались возвратить утраченную на жатве силу, ведь впереди еще много работ: надо молотить хлеб, прясть, ткать. К Успению старались закончить вспашку зяби, ведь «до Успения пахать —лишнюю копну нажать».
В этот день устраивали общие пиршества в честь окончания жатвенной страды. Крестьяне пели песни, в которых славили окончание этой тяжелой работы:
Слава Богу,
На нашей нивке
Сегодня дожинки.
В Успение разрешается есть рыбу. В этот день из нее варили супы, пекли пироги. Жареной рыбой и пирогами оделяли нищих, угощали родственников, пирог брали с собой, отправляясь в гости. Эти пироги так и называли: «успенские». Иногда на них изображали крест или рыбу. Помимо рыбы в пироги добавляли капусту, репу, зелень. Пироги делали большими, на весь стол. Пекли и маленькие пирожки, которые раздавали просящим милостыню. Существовал обычай кормить рыбными пирогами работников, нанятых на жатву. Кроме того, их наделяли разными подарками, в основном одеждой. Еще пекли пресное печенье, освящали в церкви и раздавали всем домашним. Иногда его долго хранили, но успенское печенье не черствело.
Погодные приметы
Этот день, по народным представлениям, завершал лето, поэтому говорили: «С Успения солнце засыпает».
До Успения старались убрать урожай, чтобы не вымок под дождем. Ночь без росы на Успение предвещала дождливую неделю. Обильная же роса сулила хорошую погоду на сорок дней. Сильный туман обещал долгие теплые дни с дождями, а также хороший урожай хмеля и грибов. А вот коли на Успение собиралась гроза, то дожди лили беспрерывно сорок дней. Говаривали: «Если на Успение гром гремит, добра не жди». В таком случае осень наступала рано и была холодной. А за ней ждали холодную и голодную зиму. Если роса держалась на траве долго, это предвещало сухую осень. Короткую, раннюю осень и быстрое наступление морозов сулил появившийся в Успение иней на деревьях. Так по приметам на Успение определяли погоду наступающей осени и отчасти зимы.
Похожие статьи:
Рассказ о празднике Ивана Купала для школьников
Праздник Петров день. Что означает?
Праздник Ильин день - 2 августа. Приметы обычаи
Нет комментариев. Ваш будет первым!