Упражнения на подготовку руки к письму для дошкольников
Учим писать дошкольников. Советы. Игры и упражнения
Прежде чем научиться писать...
❀ Обратите особое внимание на то, как сидит ваш ребенок. Он должен знать правила:
♦ сидеть прямо;
♦ придерживать бумагу свободной рукой;
♦ локти не должны быть прижаты к телу и тем более не должны висеть.
❀ Подготовьте для своего ребенка стол и стул по росту. Желательно, чтобы крышка парты или стола была наклонной. Так ребенок будет меньше уставать. Обращайте его внимание на то, на каком расстоянии от глаз находится бумага.
❀ Как научить правильно держать ручку или карандаш? Положите перед ребенком карандаш перпендикулярно к телу (посередине линии), заточенным концом от ребенка. Щепотью (большим, указательным и средним пальцами) ребенок должен взять за незаточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Пальцы правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на этом и чаще напоминайте о правилах: как правильно сидеть, держать карандаш и как должна лежать бумага.
❀ Обычно дети очень крепко сжимают карандаш или ручку. Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить малыша расслаблять пальцы при письме занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, то расслабляет пальцы, делая широкие мазки.
❀ У каждого человека свой темп письма. Не стремитесь ускорить на начальном этапе процесс формирования навыка письма без учета особенностей своего ребенка. При формировании графического навыка важны правильность и тщательность выполнения каждого задания, а не быстрота действий и количество написанного.
❀ Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 5-6 минут.
❀ Предлагаем упражнения, помогающие развитию координации движений, зрительного восприятия, способности копировать, которые помогут ребенку избежать трудностей в овладении навыком письма, что очень пригодится в школе.
Копируем линии
❀ Начните рисовать берег реки и предложите ребенку дорисовать второй берег. Нарисуйте одну сторону дороги, а малыш пусть нарисует другую сторону дороги. Нарисуйте часть радуги, попросите дорисовать оставшиеся дуги. Изобразите речку, а через нее необходимо «построить» мост. Пусть ребенок поможет вам.
Дорожки
❀ Научите ребенка проводить разные дорожки: прямые, волнистые, зигзагообразные. Для этого нарисуйте или наклейте на лист бумаги персонажей вашей придуманной истории. Это могут быть улитка с одной стороны и цветок — с другой, а прямую дорожку к цветку можно обозначить пунктирной линией или ее границами (бордюром). Расскажите маленькую историю о том, как одному персонажу важно добраться до определенного объекта, и пусть ребенок поможет ему это сделать. Дорожки могут быть широкими и узкими, они могут менять направление. Волнистые дорожки могут соответствовать реке или ручейку, по которым плывут корабли или бумажные кораблики.
Запутанные дорожки
❀ С левой стороны листа нарисуйте любых животных, а с правой — их домики. От каждого персонажа нарисуйте извилистую дорожку, которая переплетается с дорожками от других персонажей. Попросите ребенка помочь зверятам добраться до своих домиков (темы могут быть разными: чей шарик, чья игрушка, кто что любит, кто с кем дружит и т. д.). Основное задание: помочь пройти по дорожке, не сбившись с маршрута.
Проведи по линии
❀ Предложите ребенку провести карандашом точно по линии, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги. Предварительно нарисуйте линию, которая образует контур дерева или силуэт машинки и т. д.
Рисунок по точкам
❀ Ребенку очень хочется нарисовать что-нибудь «настоящее»? Помогите ему, наметив контуры будущего рисунка точками. Вы можете точками наметить контуры букв. Они должны быть крупными и печатными. Пусть маленький ученик соединит точки контура и порадуется результатам этого важного процесса.
Обведи контур картинки
❀ Предложите обвести контур картинки. Для этого лучше воспользоваться сначала трафаретом, затем вырезанной картонной картинкой, наклеенной (или наложенной) на лист бумаги. Таким образом, ребенок сможет «нащупать» контурные линии, а когда его навык усовершенствуется, то можно будет предложить обвести контур нарисованной картинки. Интересным для ребенка может оказаться задание обвести свою кисть, ладошку, пальчики. Сложнее будет обвести свою ступню. Эти задания развивают моторику.
Овальчики
❀ Пора переходить к изображению кругов и овалов. Начинайте работать на нелинованной бумаге. Возможно, фигуры в первое время будут далеки от идеала, что будет расстраивать ребенка. Для того чтобы ободрить его, необходимо призвать на помощь свою фантазию. Из кружочков получатся замечательная сороконожка, бусы, ягодки, колеса у поезда и т. д. Когда ребенок научится рисовать одинаковые круги любого размера, нужно будет перейти к линованной бумаге.
Дорисуй
❀ Для того чтобы ребенок более точно изображал различные предметы, нарисуйте ему только половину предмета, а вторую он дорисует сам, ориентируясь на ваш образец. Чтобы ему было легче ориентироваться, проведите вертикальную осевую линию. Начните с рисунков овощей и фруктов. Гораздо труднее будет копировать половинки геометрических фигур.
Узоры на линеечке
❀ Возьмите тетрадь в линейку (желательно с узкой и широкой строками). Покажите, как надо рисовать: прямые линии — «заборчики», наклонные линии — «дождик», зигзагообразные линии — «горы», волнообразные линии — «змейка». В пределах узкой строки попросите нарисовать кружочки — «ягодки», затем квадратики — «печенье». В пределах узкой строки нарисуйте грибочки, а выходя за пределы узкой строки, можно нарисовать большие грибы, чьи шляпки «лежат» на верхней границе узкой строки. Научите ребенка рисовать «крючки» и «петельки», находящиеся как в пределах узкой строки, так и выходящие за ее пределы. Лучше воспользоваться специальными прописями для дошкольников. Но важно понимать, что не стоит учить ребенка писать прописные буквы, так как в школе учитель будет объяснять правила письма. Легче научить с нуля, чем переучивать! Поэтому ваши занятия должны быть только вводной частью к постижению правил письма.
Скопируй текст
❀ Напишите письменными буквами фразу «Я ел суп». Попросите скопировать ее. Здесь важно отметить то, что ребенок копирует не буквы, а линии, которые образуют эти буквы.
Печатная машинка
❀ Предложите «напечатать» буквы. Ориентируясь на ваш образец, ребенку предстоит скопировать знакомую букву (печатную!). Чтобы ему было проще справиться с заданием, покажите, как печатаете букву вы, наметьте рядом с «напечатанной» вами буквой пунктирной чертой контур этой буквы и попросите самостоятельно «напечатать» точно такую же букву. Буквы можно печатать в следующей последовательности: Т, Г, Е, Е, Л, А, М, И, Й, Н, П, Д, У, Х, К, Ж, Ч, Ц, Ш, Щ, Р, Ф, Ь, Ы, Ъ, Б, В, З, О, С, Э, Ю, Я.
Превращения
❀ Предложите превратить одни буквы в другие. Например, превратить букву Л в букву А, дорисовав ей перекладинку- «поясок».
Итак, превратите:
К в Ж, Ь в Б, Г в П, Р в В, Ш в Щ, Е в Е, И в Й, С в О, 3 в В, Ц в Щ, Ч в Н, Р в Ф, У в X, Ь в Ы, Ь в Ъ, Л в М.
Упражнения для развития мелкой моторики
❀ Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (пальчики «здороваются»).
❀ Это же упражнение надо выполнять пальцами левой руки.
❀ Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки, по очереди «здороваются», сначала большой палец с большим, затем указательный с указательным и т. д.
❀ Указательный и средний пальцы правой руки «шагают» по столу (человечек идет). Затем упражнение повторить другой рукой. Те же движения производить пальцами обеих рук гораздо быстрее, чем в предыдущий раз (детишки бегут).
❀ Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их (очки, окно).
❀ Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (деревья) или пальцы обеих рук скрестить (елка, ветки деревьев).
❀ Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз (птички летят, машут крыльями).
❀ Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально ладонь левой руки (стол). Руки поменять.
❀ Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально (стул, кресло).
❀ Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы (лепесток, цветок).
❀ На ладонь левой руки поставить кулачок правой руки. Большой и указательный пальцы правой руки соединить (птица в гнезде).
❀ Кончики пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их (лодочка, кораблик).
❀ Пальцы каждой руки сложить буквами О (бинокль). Исходя из предыдущей позиции, обе руки приставить друг к другу (подзорная труба).
❀ Пальцами делать движения, имитирующие игру на пианино.
❀ Барабанщик: ребенок кончиками пальцев выстукивает на поверхности стола несложный ритм, сначала пальцами одной руки, потом обеими руками. Усложнив ритм, можно предложить малышу выстукивать ритм вместе.
❀ Руки сжать в кулачки и «месить тесто» на столе.
Раскраски
❀ Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — занятия с книжками-раскрасками. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами. Предложите ребенку скопировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. В этой связи очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки малыша к написанию прописных букв.
❀ Развитию руки способствуют также игра с мозаикой и другими мелкими предметами, лепка, рисование, плетение.
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей 4-6 лет
Как подготовить ребёнка к школе
Родительское собрание в подготовительной группе «Скоро в школу». Начало года
Развивающие задания для детей 5-6 лет
Занятие по математике в детском саду. Подготовительная группа
Нет комментариев. Ваш будет первым!