Развивающие игры для детей 4-6 лет
Игры, направленные на развитие психологической устойчивости ребенка, эмоциального контакта с окружающими
Несуществующее Животное
Цель игры: развитие воображения, творческого подхода к поставленной задаче, вскрытие скрытых проблем.
Необходимые материалы и наглядные пособия: альбом для рисования, карандаши, фломастеры, диктофон или магнитофон.
❧ Родителям на заметку. В рисунке ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает. Рисунок малыша — своеобразная речь, средство осмысления и выражение переживаний и знаний.
Рекомендации: никакой инициативы или подсказок извне, полностью самостоятельная работа ребенка.
Ход игры: предложите нарисовать малышу несуществующее животное. После того как это будет сделано, спросите, где зверь живет, чем занимается, что предпочитает кушать, в какие игры играет, что любит и чего просто терпеть не может. Запишите весь рассказ ребенка на магнитофон или диктофон. Магнитофонную запись вы сможете прослушать снова и снова для того, чтобы проанализировать все проблемы ребенка, скрытые конфликты с вами (родителями).
Несколько слов о процессе рисования. Если ребенок долгое время не может нарисовать животное, сомневается или вообще не знает, как приступить к заданию, требует подсказки и не начинает рисовать без присутствия родителей, следует обратить внимание на такого малыша в плане его отношения к окружающему его миру. В данном случае можно говорить об имеющейся гиперопеке, когда ребенок просто не хочет думать и что-либо делать самостоятельно (он не привык что-либо решать, все делается само собой, без его участия). Либо можно думать об авторитарном воспитании, когда ни шагу не делается без указаний и инструкций. Ребенок ничего не рисует, но и вопросов не задает. И еще вариант — малыш пытается рисовать, начинает, бросает и вновь рисует. В этом случае можно думать о сомневающемся малыше, который не уверен в своих силах; попытки есть, но они не увенчались успехом. Альбомный лист хранит множественные попытки выполнения задания.
Если рисунок готов, внимательно посмотрите на животное. Если присутствуют множественные когти, шипы и тому подобное, то можно говорить о вспыльчивом и нетерпимом характере. Такой ребенок подвержен аффективным вспышкам, ему трудно контролировать свои эмоции. Если же коготки направлены в сторону животного, можно говорить о неприятии малышом самого себя, о скрытой самоагрессии, которая может проявляться в самообвинении, в часто возникающем чувстве вины (как правило, ложной вины). Такие дети замкнуты и склонны к невротическим проявлениям.
Информативны нарисованные глаза, уши, рот.
Закрытые глаза или их отсутствие — у ребенка есть проблема, которую он не желает видеть.
Широко открытые, занимающие все лицо глаза — любит все разглядывать, порой подсматривать.
Глаза с прищуром — присутствуют недоверие, чувство превосходства над другими.
Закрытый, маленький или отсутствующий рот — есть скрытые проблемы, о которых малыш не может или боится сказать.
Широко раскрытый рот с оскалом зубов — недовольство и желание обидеть словом.
Улыбающийся рот с рядом зубов — доброжелательность и открытость.
Ухмыляющийся рот — «знаю и понимаю такое, о чем вы просто не догадываетесь».
Как животное зовут? Если никак не зовут, значит, ищите проблемы в манере общения с ребенком, возможно, вы просто не считаете, что он что-то понимает
Где зверь живет? Если в темной норке, значит, ребенку хочется спрятаться, уйти от действительности, чтобы его не трогали. Возможно, он не может вынести сложившейся дома напряженной обстановки или пребывает в постоянном конфликте с кем-либо из взрослых.
Чем занимается? Внимательно вслушайтесь в ответы малыша, они вам подскажут, что он любит делать больше всего, что приносит ему удовольствие и удовлетворение. Ответ на данный вопрос даст вам ключ к тому, чем надо заниматься ребенку, чтобы исчезли скука и неприкаянность.
Что нравится кушать, а что нет? В любимых блюдах несуществующего животного просматриваются кулинарные пристрастия ребенка и его нелюбимые блюда. Стоит над этим задуматься, и, может быть, уйдут кухонные скандалы по поводу нежелания обедать или ужинать.
Любимые игры. Проанализируйте, какие игры нравятся животному и в какие игры вы с ребенком играете. Если они не совпадают, то стоит включить занятия, которые привлекают малыша, в ваш арсенал игр, что улучшит ваше взаимопонимание и принесет спокойствие в ваши отношения.
Чего просто терпеть не может? Ответ на данный вопрос неоднозначен, потому что может быть ответ, что не любит наводить порядок в комнате, ходить в магазин, убирать игрушки. Значит, вы конфликтуете по данному вопросу. Вам как взрослому стоит переиграть отпрыска, чтобы разрешать конфликты. Если же ребенок говорит о том, что животному не нравятся и что у него может быть свое мнение крик, громкая музыка, шумные компании, собаки, кошки и подобное, оглянитесь вокруг: малышу не нравится то, что его окружает.
С кем дружит? Если не сможет дать ответ, значит, испытывает трудности в общении. Вам необходимо серьезно отнестись к этому, потому что ребенок не может приспособиться к окружающей его среде сверстников. Если дружит с животными, которые постоянно воюют, дерутся, значит, это визитная карточка детской ватаги, в которую влилось ваше чадо.
Какие у него родители? Если папы и мамы нет или они не живут вместе, то и в жизни малыша присутствия родителей, к большому сожалению, не наблюдается. Прислушайтесь к характеристике пап и мам нарисованного животного. Многие их черты совпадут с вашими чертами, и, если вы слышите о родителях животного что-то не совсем лестное, значит, что-то действительно в вас не так.
❧ Родителям на заметку. Дети — зеркальное отражение наших поступков, только порой в очень кривом зеркале.
Анализируя рисунок и рассказ ребенка, родители черпают знания о самом ребенке, о его скрытых проблемах и наклонностях, о пристрастиях и отрицаниях. Если родители сделают соответствующие выводы, то смогут найти ключ к пониманию многих проблем своего малыша.
Возможно вы что-то измените в ваших отношениях с ребенком. Для того, чтобы узнать, правильно ли избран путь, через некоторое время (6-12 месяцев) попросите малыша нарисовать еще раз прилетевшего из другой галактики неизвестного животного. Задайте ребенку все те же вопросы и сравните ответы. Это поможет вам скорректировать ваши дальнейшие действия.
❧ Родителям на заметку. Бескорыстной любовь является только тогда, когда в любимом ребенке видят прежде всего человека, рожденного не для чьей-либо потехи, а для самого себя, для собственного счастья. (В.Я. Стоюнин)
Если бы у меня был сын
Цель игры: выявление скрытых конфликтов, мешающих взаимопониманию с родителями.
Ход игры: попросите ребенка составить рассказ на тему: «Если бы у меня был сын (дочь)...» Попытайтесь записать рассказ на магнитофон или на видеокамеру. Внимательно проанализируйте услышанное. В его рассказе вы найдете массу нужных подсказок, сможете узнать о том, чего малышу не хватает в общении с вами, как бы он хотел проводить свободное время. Также вы получите ответ на вопрос о том, на что он обижается и как бы он не стал воспитывать своего сына, какие слова никогда бы ему не говорил. Внимательно прислушайтесь, и вы найдете ответы практически на все вопросы, связанные с трудностями в общении с ребенком. Вы сможете понять, почему он стал капризным, непослушным и т. д. Через повествование малыш говорит вам, как не надо воспитывать.
Моя семья
Цель игры: выявление скрытых конфликтов, мешающих взаимоотношениям в семье.
Необходимые материалы и наглядные пособия: альбомный лист, карандаши.
Ход игры: попросите ребенка нарисовать вашу семью. Когда он закончит рисунок, проанализируйте картину маленького художника.
Если ребенок рисует себя в кругу папы и мамы, значит, в семье царят мир и покой. Если он изображен отдельно от родителей, значит, нет контакта и взаимопонимания.
Если папа или мама нависают над ребенком, значит, в семье практикуются давление и наказания.
Если кто-то из родителей находится рядом с ребенком, а другой — на противоположном конце листа или отсутствует, значит, конфликт зашел так далеко, что этого человека нет в жизни ребенка.
В рисунке вы увидите вашу семью, как в зеркале, только изнутри. Внимательно присмотритесь к изображению, оно подскажет вам, что необходимо предпринять, чтобы наладить пошатнувшиеся отношения.
Роза в саду
Цель игры: эмоциональное и творческое развитие ребенка.
Необходимые материалы и наглядные пособия: аудиозаписи грустной и веселой мелодии.
Ход игры: предложите ребенку поиграть. Объясните ему, что комната — это большой красивый сад, а он сам — это роза, которая растет в саду. Включите веселую, энергичную мелодию и предложите ребенку потанцевать. Пусть он раскачивается на месте, поднимает руки вверх, тянется к небу, как цветок, радуясь жизни. А потом поставьте грустную мелодию и скажите ребенку, что погода резко испортилась, подул резкий ветер, пошел сильный дождь с градом. «Цветку» страшно и холодно, пусть он спрячется от сквозняка, закроет голову руками и переждет бурю. Когда вы выключите музыку, в саду наступит ночь. Попросите ребенка сесть на корточки и крепко зажмуриться, как будто он спит.
Веселая лужайка
Цель игры: выработка у детей навыков общения и взаимодействия с коллективом, развитие их способности принимать решение и приспосабливаться к ситуации, преодоление робости и выявление лидерских качеств.
Необходимые материалы и наглядные пособия: аудиозаписи медленной и быстрой музыки.
Ход игры: включите медленную музыку и попросите детей двигаться по кругу друг за другом, внимательно следя за вашими командами. Попросите их изобразить сусликов, которые гуляют по лужайке и ищут свою норку. Через некоторое время громко скажите: «Норка!» Подождите, пока дети отреагируют на ваши слова. Они должны разбиться на пары и широко развести руки в стороны, наглядно изобразив размеры норки суслика. После этого возобновляется движение по кругу. Можете попросить детей попрыгать, помахать руками. Следующая ваша команда: «Кустик!» Ребятишки объединяются в тройки, садятся на корточки и сцепляют руки над головой, превратившись в «маленький куст». Попросите их подвигать пальчиками: скажите, что дует ветерок, и листики шевелятся. Затем опять все участники игры возвращаются в круг. И, наконец, вы отдаете последнюю команду: «Дерево!» Один из игроков должен встать посреди круга и поднять руки вверх, изобразив древесный ствол и крону, а все остальные — сгруппироваться вокруг него, став «корнями». Кто именно окажется в центре, дети решат сами.
Игру рекомендуется проводить с детьми не младше 4 лет. Чем старше игроки, тем быстрее должна быть сопроводительная музыка и, следовательно, темп игры.
Хоровод бабочек
Цель игры: развитие фантазии и творческих способностей у детей.
Необходимые материалы и наглядные пособия: разноцветные фантики, фольга, нитки, настоящие и искусственные цветы, вышитые скатерти и салфетки.
Ход игры: раздайте детям фантики. Идеальный вариант, чтобы все обертки от конфет были разными, не повторяющимися. Можно также заранее вырезать прямоугольники из яркой фольги. После этого скажите детям, что перед ними стоит увлекательная задача: из обыкновенных бумажек сделать красивых бабочек! Постарайтесь заинтересовать малышей — покажите им, как согнуть фантик пополам, как перетянуть его посреди ниткой. Пусть они повторяют ваши действия, активно включившись в процесс создания бабочек. Не торопите их, пусть дети помогают друг другу завязывать нитки. Главное, чтобы им было весело и чтобы в результате из их рук вышли готовые «бабочки». После этого устройте шумную игру: расстелите на столе или диване вышитую скатерть, разложите цветные салфетки, поставьте на столах и шкафах вазы с цветами. Теперь у вас получился цветущий луг, на котором так приятно порхать бабочкам. Пусть дети поиграют со своими фантиками. Когда они устанут, попросите их аккуратно усадить «бабочек» на цветки и дать им отдохнуть. Пообещайте вернуться к игре позже, когда все участники игры (и дети, и «бабочки») наберутся сил.
Сказочный лабиринт
Цель игры: развитие логического мышления и творческих способностей детей, выработка навыков общения со сверстниками.
Необходимые материалы и наглядные пособия:
Ход игры: оформите квартиру или дом, как лабиринт: развесьте на стенах стрелки, ведущие от входной двери в самую большую комнату. Все дети должны выбрать себе маски и костюмы и нарядиться в сказочных персонажей. Попросите детей построиться в одну шеренгу и пройти по стрелочкам в зал. Включите музыку и поиграйте с ребятами в «змейку». Смысл этой игры заключается в том, что «голова змеи» (первый в шеренге) должен схватить свой «хвост» (последнего, замыкающего в цепи). Если ему это удается, то впереди оказывается тот игрок, который был последним, и он тоже начинается охотиться за «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока дети не устанут.
После этого поставьте более спокойную музыку и велите детям разделиться на две команды, при необходимости помогите им в этом. Затем поставьте шеренги одну напротив другой и попросите детей повернуться к стене, отвернувшись друг на друга. А сами тем временем создайте на полу лабиринт, проведя на полу мелом множество линий и соединив ими игроков в произвольной последовательности. У вас должны получиться запутанные «дорожки». После этого попросите детей повернуться друг к другу лицом. Объясните им задачу: перед ними расположен лабиринт, в котором они должны найти себе подружку или друга. Двигаться можно только по линиям, а в месте их пересечения нужно быть особенно внимательными, чтобы не столкнуться и не поссориться. Игра заканчивается в тот момент, когда каждый из игроков находит себе пару.
Если дети не очень маленькие, игру можно усложнить. В этом случае игроки должны выбирать себе пару «под маску», т. е. искать персонажа из своей сказки. Можно завершить игру маленьким концертом: пусть образовавшиеся сказочные пары придумают какой-нибудь номер на двоих (например, споют песенку, расскажут стишок или сыграют сценку, представив публике своих героев).
В отпуск — всей семьей!
Цель игры: выработка у детей самостоятельности и необходимых бытовых навыков, развитие логического мышления и сообразительности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: три одинаковые деревянные или картонные коробки, карточки с нарисованной женской, мужской и детской одеждой, обувью и головными уборами, а также разнообразными предметами, относящимися к тематике отпуск (такими, как лыжи, санки, плавательный круг, солнечные очки и т. д.).
Ход игры: попросите ребенка собрать три чемодана с вещами, отдельно «упаковав» женские вещи, мужские и детские. Для начала можно помогать малышу, задавая ему наводящие вопросы. Расскажите ребенку историю о семье, собирающейся в отпуск на море. Спросите, что понадобится маме и папе на пляже, чем будет играть ребенок в песочке, без каких предметов людям невозможно обойтись летом? Это один вариант игры, а второй — отпуск зимой. Придумайте рассказ о семье, которая любит кататься на лыжах в горах или с удовольствием проводит время на катке. Помогите ребенку собрать «зимние чемоданы».
Можно усложнить игру, добавив к «правильным» карточкам (отвечающим заданной тематике) лишние и предоставив ребенку возможность «отбраковать» их.
Помоги другу
Цель игры: воспитать в ребенке любовь к окружающему миру и пробудить в нем милосердие, научить бережно и бескорыстно относиться к природе.
Необходимые материалы и наглядные пособия:
Ход игры: расскажите ребенку грустную историю о том, как звери вышли на прогулку, зашли в лес и заблудились. И теперь зверята никак не могут сами добраться до своих родителей, им требуется срочная помощь. Покажите ребенку дорожки, нарисованные на полу, и попросите его провести потерявшегося зверька по самому безопасному пути. Пусть ребенок выберет одну из дорожек, самую короткую (или самую прямую), и отведет игрушечного зверька к маме.
Можно усложнить игру, внеся в нее правила дорожного движения и попросив ребенка следовать им: «переходить» дорогу на зеленый свет, идти по «зебре» и т. д.
Если в игре участвует несколько детей, то можно поощрить победителя игрушкой.
Бабочки и стрекозки
Цель игры: развить в детях логическое мышление и наблюдательность, научить их любить природу.
Необходимые материалы и наглядные пособия: фигурки бабочек и стрекоз, вазы с настоящими или искусственными цветами, тазик с водой или нарисованный водоем (озеро, речка), аудиозапись со звуками природы.
Ход игры: расскажите детям о мире насекомых, покажите картинки. Дайте малышам возможность рассмотреть их поближе. После этого начните игру. Откройте занавеску, за которой вы спрятали свои «пособия», и объясните детям, что перед ними — бабочки и стрекозы, которые нечаянно сбились с пути и не могут попасть домой. Вспомните вместе с детьми, где обитают эти насекомые: бабочки живут на цветах, а стрекозы — возле воды. Игра заключается в следующем: нужно как можно быстрее развести все фигурки «по домам». Дети делятся на две команды: первая должна собрать всех стрекоз и поместить их возле тазика с водой (или нарисованного водоема), а вторая — усадить на цветы всех бабочек. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее.
Игру можно разнообразить дополнительными заданиями: спросите у детей, как летают бабочки и стрекозы. Пусть они свистом, хлопками или жужжаньем изображают шелест их крыльев.
Храбрые островитяне
Цель игры: развитие смекалки, самостоятельности и наблюдательности, выработка практических (бытовых) навыков и находчивости.
Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушки и фигурки, изображающие разнообразные предметы быта (мебель, одежда, посуда и т. д.), бутылка из-под лимонада, записка. Рисунки с экзотическими видами, пальмовые ветки и фотографии диких животных пригодятся для антуража.
Ход игры: начните свой рассказ с момента кораблекрушения. Расскажите детям, как ваш корабль налетел на подводный риф, раскололся и пошел ко дну. Поясните, что все они — пассажиры, чудом уцелевшие. Их выбросило волной на необитаемый остров, и теперь им придется на нем жить. Вместе составьте записку с просьбой о помощи, вложите ее в бутылку и киньте в море (на диван или за кресло). После этого дайте детям задание, которое они должны будет выполнить.
У этой игры — три варианта. Вот самый простой: попросите детей назвать самые необходимые предметы, без которых они не представляют себе жизни на острове. Постарайтесь отсечь все лишнее, чтобы в списке остались действительно нужные и важные вещи.
Второй вариант более сложный: дети должны вообразить себя настоящими островитянами и создать для себя воображаемые дома. Пусть подробно расскажут, из чего они будут делать столы и стулья, посуду и постель, что еще им понадобится (например, огород, печь и т. д.), чтобы выжить на острове. Старайтесь направить фантазию детей в практическое русло.
И, наконец, третий, самый творческий вариант. Скажите детям, что после крушения корабля на остров выбросило много разных предметов. Покажите им фигурки или картинки стула, стола, шляпы, клетки, расчески и иное и попросите придумать этим вещам новое применение. Как еще можно использовать в хозяйстве стул, если не сидеть на нем? Что еще можно сделать с расческой или дыроколом? Не ограничивайте детскую фантазию! Наоборот, задавайте как можно больше вопросов!
Скорее всего, дети увлекутся этой игрой и с удовольствием превратятся в «островитян».
Самолеты, пароходы, поезда
Цель игры: обучение детей правилам совместной игры, навыкам общения и поведения в коллективе, развитие творческого мышления и воображения.
Необходимые материалы и наглядные пособия:
Ход игры: ведущий (взрослый или ребенок постарше) предлагает всем игрокам построить какой-нибудь транспорт. Для начала он показывает, как можно построить самолет: все стулья составляются таким образом, чтобы сиденья оказались внутри, а спинки — снаружи. Избираются пилот и стюардесса, все остальные игроки становятся пассажирами, и обручи в их руках превращаются в иллюминаторы. Можно поиграть в «путешествие по воздуху»: объявлять воздушные ямы, качаться из стороны в сторону и т. д.
Когда детям надоест играть, ведущий переходит к следующему этапу. Он задает вопрос: кто хочет построить пароход и быть капитаном на нем? Корабль строится по тому же принципу: с обручами-иллюминаторами, из стульев, только они ставятся так, чтобы образовался острый угол (нос). Один из игроков встает на «палубу», изображая капитана, и отдает приказы «членам экипажа» и «пассажирам». Можно придумать всевозможные морские опасности.
И, наконец, третье задание — строительство поезда. В этом случае нужно составить стулья попарно сиденьями друг к дружке, чтобы получились «вагончики». Машинист занимает место во главе поезда и руководит «движением».
Если детям понравится эта игра, то можно придумать массу ее вариантов. Например, создать ракету и устроить ее запуск в космос. Игра закончится возвращением ракеты на Землю. А можно возвести из стульев дом, или грузовик, или экскаватор. Все зависит от фантазии детей.
Фокусы
Вместе с ребенком приготовьте фокусы, которые он может показывать своим друзьям, когда дети собираются вместе. Умение показывать фокусы дает ребенку уверенность в себе, в своих силах и возможностях.
Удивительная лента. Возьмите полоску бумаги длиной 20 см и шириной 4 см. Закрасьте одну половину красной краской, а другую — черной.
Рис 1. Удивительная лента
Если соединить и склеить концы этой ленты, то получится правильное кольцо. Вам необходимо склеить концы хитрее: прежде чем склеить концы ленты, один конец ленты поверните один и второй раз, и тогда получится кольцо, которое изображено на рисунке 12 «Удивительная лента» справа.
Возьмите ножницы и осторожно разрежьте ленту по длине на две части, чтобы отделить красную полоску от черной. Кажется, что должно получиться два кольца. А вот и нет! Красное кольцо и черное соединены, как звенья цепи.
❧ Родителям на заметку. Желание ребенка продлить волшебные минуты сказки и чуда проявляется в его страсти к таинственным событиям и явлениям, и особое место в его жизни занимают фокусы, которые позволяют утолить жажду чего-то необычного...
Веер и бабочка. Из плотной бумаги сделайте веер, а из тонкой бумаги — двух бабочек. Возьмите длинный женский волос и маленькими комочками пластилина или воска прикрепите бабочек к волосу, а волос — к вееру. Если помахивать веером, бабочки пугаются и взлетают со стола, могут кружиться, садиться на цветы. Сначала фокус стоит проделать без зрителей, чтобы научиться управлять полетом бабочек.
Привязанные ножницы. Ножницы должны быть привязаны к стулу, как показано на рисунке.
«Привязанные ножницы» под цифрой 1. Ребенок просит дать ему ножницы, не отвязывая их от стула.
Если попытки друзей не увенчались успехом, то это можно сделать так, как показано на рисунке 2 под цифрами 2 и 3, и это не так уж и сложно.
Рис. 2. Привязанные ножницы
Рис. 3. Не раскупоривая бутылки
Не раскупоривая бутылки. Возьмите пустую бутылку, закройте ее пробкой, с обратной стороны которой закреплена пуговица, которая болтается на нитке. Необходимо, чтобы зрители (друзья) закупорили бутылку пробкой и замазали пробку пластилином. Ребенок заходит в соседнюю комнату и направляет увеличительным стеклом пучок солнечного света на бутылку, чтобы нитка оказалась в фокусе (см. рис. 3 «Не раскупоривая бутылки» ), нитка мгновенно пережигается.
Малыш вновь входит в комнату к зрителям, неся бутылку, в которой пуговица уже лежит на дне, а не висит на нитке.
Русские горки. Если уронить каплю воды на бумагу, то эта капля расплывется по ней широким кругом (продемонстрируйте это малышу). Но если промаслить бумагу, то капля будет кататься по ней шариком (опять продемонстрируйте это). Воспользовавшись этим свойством жидкости, приготовьте забавный фокус, который приводит детей в восторг.
Вместе с ребенком возьмите длинную полоску плотной бумаги и промаслите ее с обеих сторон любым жиром. Поставьте на стол несколько предметов различной высоты (по убыванию), прикрепите к ним булавками полоску бумаги так, чтобы получилось несколько каскадов горки. С самой большой горки пустите каплю воды вниз, она покатится по наклонной плоскости, с разгону поднимется на первый холм, перевалится через него и побежит дальше, и так до последней горки. Под самый нижний конец ленты необходимо поставить тарелку, в которую будут попадать все кали по окончании своего пути. Можно устроить и соревнования капель: с небольшим интервалом необходимо отправлять в путь одну каплю за другой. Создается впечатление, что капли стараются догнать друг друга.
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду
Игры для детей от 3 до 5 лет. Игры для детского сада
Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду
Нет комментариев. Ваш будет первым!