Конспекты занятий по ФЭМП в старшей группе по ФГОС. Счет в пределах 5
Занятия по математике в детском саду. Старшая группа
Занятие №1
Программное содержание
• Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
• Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).
• Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Набор объемных геометрических фигур (по 5 кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.
Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольников для каждого ребенка), рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Мальвина учит Буратино».
На столе разложены геометрические фигуры. Мальвина дает Буратино задание: «Назови и покажи знакомые геометрические фигуры». (Кубы, цилиндры, шары.) Буратино выполняет задание с помощью детей. Затем Мальвина предлагает отсчитать 4 куба и проверить правильность выполнения задания (с помощью счета); отсчитать столько же цилиндров и поставить их парами с кубами так, чтобы было видно, что фигур равное количество.
«Что можно сказать о количестве кубов и цилиндров? — спрашивает Мальвина. — По сколько кубов и цилиндров? Как сделать так, чтобы кубов стало пять?»
Дети помогают Буратино выполнить задания.
«Сколько стало кубов? — выясняет Мальвина. (Дети пересчитывают кубы.) Как вы получили число пять? (К четырем добавили один.)
Сколько кубов? Сколько цилиндров? Пять кубов и четыре цилиндра — сравните, что больше? Четыре цилиндра и пять кубов — сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?»
Мальвина предлагает Буратино установить равенство двумя способами. (Дети помогают Буратино выполнить задание.)
Буратино считает неправильно: пропускает предметы, считает предмет дважды, дает неправильный ответ.
Мальвина уточняет правила счета вместе с детьми и выясняет, сколько стало фигур и как получилось новое число.
II часть. Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».
Буратино дает детям задания: «Отсчитайте четыре квадрата и расположите их на верхней полоске карточки. Отсчитайте пять прямоугольников и расположите их на нижней полоске карточки. Сколько квадратов? Сколько прямоугольников? Пять прямоугольников и четыре квадрата — сравните, что больше? Четыре квадрата и пять прямоугольников — сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы прямоугольников и квадратов стало поровну».
Дети выполняют задание любым способом и объясняют свои действия.
Физкультминутка
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже —
Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим. Потянулись на носочках Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у нас!
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
III часть. Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру».
Мальвина предлагает детям рассмотреть рисунки-таблички, определить, каких фигур не хватает, дорисовать их и доказать правильность своих решений.
После обсуждения задания Мальвина показывает пути его решения. Проверка осуществляется с помощью чередования геометрических
фигур и определения их количества (их должно быть по 3).
IV часть. Игровое упражнение «Поможем Буратино разложить картинки».
Буратино вместе с детьми рассматривает картинки и спрашивает: «Кто нарисовал картинки? Что делают изображенные персонажи? Когда это бывает?»
Затем предлагает разложить картинки по порядку и назвать части суток.
Занятие №2
Программное содержание
• Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).
• Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»),
• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Барабан, дудочка, счетная лесенка, 6 неваляшек, 6 пирамидок, карточка в чехле с 4 нашитыми пуговицами, большая и маленькая куклы, 2 ленты (красная — длинная и широкая, зеленая — короткая и узкая), фланелеграф, аудиозапись, ларчик со звездочками по количеству детей.
Раздаточный материал. Рабочие тетради (с. 1, задание Б), цветные карандаши.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».
Воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько неваляшек, сколько ударов в барабан он услышит. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
«Сколько неваляшек стоит на столе? Почему вы отсчитали столько неваляшек?» — спрашивает воспитатель.
Задание повторяется 2 раза с помощью разных музыкальных инструментов.
Затем воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько пирамидок, сколько пуговиц на карточке (карточка с нашитыми пуговицами находится в чехле).
Воспитатель уточняет правила счета предметов на ощупь. После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько пирамидок вы отсчитали? Как проверить правильность выполнения задания?» (Ребенок вынимает карточку из чехла, и дети соотносят количество пуговиц на карточке с числом пирамидок на ступеньке счетной лесенки.)
II часть. Игровое упражнение «Раскрась столько же» (выполняется в рабочей тетради).
Воспитатель предлагает детям закрасить столько кружочков, сколько неваляшек (пирамидок) нарисовано на картинке.
После выполнения задания уточняет: «Сколько кругов вы закрасили? Почему столько?»
III часть. Игровое упражнение «Завяжем куклам бантики».
Воспитатель обращает внимание детей на ленты, расположенные на фланелеграфе: «Чем отличаются ленты? Одинаковые ли они по цвету? Что можно сказать о длине лент? (Предлагает сравнить ленты по длине и уточняет правила сравнения: ленты надо положить друг под другом, подравняв их с левой стороны.) Какая по длине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по длине зеленая лента по сравнению с красной?» (Воспитатель дает образец ответа: «Красная лента длиннее зеленой ленты».)
«Что можно сказать о ширине лент? (Предлагает сравнить ленты по ширине, расположив их так, чтобы верхние или нижние края лент были на одной линии.) Какая по ширине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по ширине зеленая лента по сравнению с красной? Покажите широкую (узкую) ленту. Какая лента подойдет для бантика маленькой кукле? Какая лента подойдет для бантика большой кукле?»
Воспитатель завязывает бантики и выясняет, почему красный бантик получился большой. Выслушивает ответы детей и обобщает: «Красный бантик получился большой, потому что лента длинная и широкая».
Воспитатель предлагает детям рассказать о размере зеленого бантика.
IV часть. Игровое упражнение «Правильно пойдешь — клад найдешь».
«Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти», — говорит
При помощи считалки выбирается ведущий.
Кады-бады,
Налей воды,
Корове пить,
Тебе водить.
Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивает направо и делает еще три шага по заранее разложенным кругам. Остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него звездочки (звучит музыка).
Занятие №3
Программное содержание
• Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).
• Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче... самый короткий (и наоборот).
• Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Магнитная доска, квадраты и треугольники одного цвета (по 4 штуки), большие красные и маленькие зеленые круги (по 6 штук), матрешка, 5 разноцветных полосок разной длины и одинаковой ширины.
Раздаточный материал. Разноцветные полоски разной длины и одинаковой ширины (по 5 штук для каждого ребенка).
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Поручение» (проводится на демонстрационном материале).
Воспитатель предлагает детям расположить в ряд на магнитной доске 4 квадрата и 4 треугольника. Затем спрашивает: «Как проверить, сколько на доске квадратов и треугольников? Сосчитайте квадраты и треугольники. (Вызывает несколько детей.) Сколько квадратов? Сколько треугольников? Что можно сказать о количестве квадратов и треугольников? Как проверить равенство, не считая геометрические фигуры?» (Дети используют разные способы сравнения.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что количество квадратов и треугольников можно обозначить одним числом: четыре.
Воспитатель вызывает нескольких детей и предлагает им на верхней полоске магнитной доски расположить 5 красных и 5 зеленых кругов (зеленые круги располагаются вслед за красными кругами).
Затем выясняет: «Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько на доске красных кругов и сколько зеленых? Сколько красных кругов? Сколько зеленых кругов? Что можно сказать о количестве красных и зеленых кругов? Чем еще отличаются круги? (Величиной.) Как расположить круги, чтобы было видно их равное количество?» (Дети проверяют выбранные способы сравнения: наложение и приложение.)
Воспитатель делает вывод: «Круги отличаются по цвету и величине. Но мы посчитали все круги и узнали, что их поровну, по пять».
II часть. Игровое упражнение «Построим лесенку для матрешки».
Воспитатель предлагает детям наложить полоски друг на друга. Затем выясняет: «Что можно сказать о ширине полосок? (Полоски одинаковые по ширине.) Что можно сказать о длине полосок?» (Полоски разные по длине.)
Воспитатель предлагает детям построить лесенку, расположив полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Уточняет способ действия.
После выполнения задания воспитатель вместе с детьми проверяет последовательность расположения полосок. Затем предлагает матрешке пройти по лесенке сверху вниз и назвать длину каждой ступеньки. («Что можно сказать о длине красной ступеньки по сравнению с длиной других (соседних) ступенек?»)
III часть. Аналогичное задание дети выполняют на раздаточном материале. Они раскладывают полоски, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой. Воспитатель уточняет способ действия и длину каждой полоски.
IV часть. Игровое упражнение «Когда это было?».
Матрешка задает детям вопросы: «Когда было занятие по математике? (Сегодня.) Какое занятие было вчера? Какое занятие будет завтра? Во что мы завтра будем играть на прогулке?»
Авторы: Пoмoрaeвa Иринa Александровна, Пoзинa Вeрa Арнoльдoвнa
Похожие статьи:
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе по ФГОС. Образование числа 10
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе по ФГОС. Счет в пределах 6 и 7
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе по ФГОС. Счёт в пределах 10
Нет комментариев. Ваш будет первым!