Конспект игрового занятия по математике в младшей группе

Занятие – игра для младших дошкольников «Я в детском саду»

Цель — развитие умений самостоятельно составлять схематические изображения, разнообразя их по цвету, форме и размеру; сравнивать и группировать по размеру (большие и маленькие); переносить действия на основе схемы на реальные; называть цвет, форму, размер и их сочетание.

Материал: комплект логических блоков Дьенеша; схематические изображения человечков (8 дней и 1 взрослый) на отдельных карточках: «мальчики» — с квадратным туловищем и большой головой, «девочки» — с прямоугольным туловищем и маленькой головой, взрослый — с прямоугольным туловищем и большой круглой головой.

Сюжет-завязка

Дети пришли в детский сад. Сегодня у них физкультурное занятие. К нему надо подготовиться.

Развитие сюжета

Наступило утро. Уже светло. Воспитательница сказала, что всем нужно надеть спортивные костюмы и встать в круг. Пришел Максим, вот он (показывает карточку). Коля, надень на него спортивный костюм. Выбери из коробки {блоков Дьенеша) костюм такой же формы, как на рисунке, и надень его (действие наложения, рис. 1).

По ходу сюжета все карточки раздаются детям. Они «одевают» человечков: мальчикам надевают квадратные костюмы и большие круглые шапочки, девочкам — прямоугольные костюмы и маленькие круглые шапочки. При этом каждый из детей самостоятельно выбирает нужные фигуры, называет их форму, цвет и говорит, кого он одел — мальчика или девочку. По мере одевания дети ставят человечков в круг. Для этого на полу или столе следует положить шнур в виде круга, по окружности которого дети будут «расставлять» человечков, чередуя мальчиков и девочек (рис. 2).

Куда же встанет воспитательница? Она уже надела спортивный костюм? (Оказывается, нет.) Какой формы, какого размера костюм надо выбрать? (По форме — прямоугольный, по размеру — большой, больше, чем у девочек.) У девочек тоже прямоугольные костюмы, но чем они отличаются? (Размером.)

Дети находят в круге место для воспитателя и называют, рядом с кем она стоит — с мальчиком или с девочкой.

В какую игру можно играть, когда воспитательница одна, а детей много? (Предлагаются разные игры, но все дети соглашаются поиграть в игру «Кого не стало?») Все встаньте спиной к человечкам, а когда по сигналу повернетесь к ним лицом, скажите, кого не стало — мальчика или девочки. (Воспитатель убирает человечка вместе со схемой. Игра повторяется 3 — 4раза. Среди прочих обязательно убирается «воспитатель».) Как вы узнаете, кого не стало? (Можно узнать по месту расположения, так как девочка стоит рядом с мальчиком.)

Поиграем по-другому. Прятаться будут только девочки, но выиграет тот, кто правильно назовет, во что одета спрятавшаяся девочка. Если спрячется вот эта девочка (показывает), как сказать, во что она одета? Давайте скажем вместе: «На ней красный костюм и синяя шапочка». Посмотрите внимательно на девочек. Назовите, какой формы у них костюмы и шапочки (у всех прямоугольные костюмы и круглые шапочки). А по цвету? (Разные, называют.)

Дается установка на запоминание, после чего одна «девочка» убирается. Дети, глядя на оставшихся, называют недостающую. «Девочка» возвращается на место только после того, как будут названы цвета и формы костюма и шапочки.

Поиграв, мальчики и девочки решили погулять и встали в пары. Как они могут встать в пары? (По росту, по цвету костюмов, шапочек и т. д.) Давайте составим из человечков пары по росту. (После выполнения выясняется, кто в паре выше (ниже).)

Итог

Детям предлагается 2—3 комплекта блоков Дьенеша, и они составляют из них человечков. Воспитатель разговаривает с детьми, выясняет их замыслы, способы составления человечков, помогает придумать и обыграть сюжет.

Возможные варианты усложнения познавательных задач

1. «Человечки» прячутся «без схемы». Это упрощает задачу.

2. Отгадывать, кого не стало, на основе запоминания формы и цвета костюма; размера и цвета шапочки.

3. Взяв в руки человечков, каждый из детей ищет его «рисунок» и возвращает на место.

4. Группировать объекты по разным признакам: цвету, размеру, форме (в зависимости от игрового сюжета).

Похожие статьи:

Дидактические игры по ФЭМП во второй младшей группе

Конспект занятия по математике. Тема: «Вверху - внизу, впереди - сзади». Вторая младшая группа

Конспект математической игры во второй младшей группе

Конспект занятия по математике. Тема: «Количество предметов и их расположение». Вторая младшая группа

Конспект игры по математике во 2 младшей группе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!