Урок литературного чтения, 3 класс. Пушкин «Зимнее утро»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. А.С. Пушкин «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, ориентироваться в учебной и художественной книге, взаимодействовать в паре и группе; личностные: осмыслять понятия любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.
Оборудование: портреты и книги А.С. Пушкина, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Расскажите, что вы узнали о жизни А.С. Пушкина.
III. Речевая разминка
— Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.
Я с морозами дружу,
Землю заметаю.
Прилетаю и кружу,
Песню завываю.
Ветерок — мой младший брат —
Мне всегда бывает рад. (Метель, пурга, вьюга, буран.)
— Прочитайте вопросительно, затем сразу утвердительно (весело; грустно).
— Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл загадки.
IV. Актуализация знаний
— У этой загадки может быть несколько отгадок. Что вы можете сказать об этих явлениях природы?
- Расшифруйте, что написано на доске. Читайте только буквы русской азбуки. (Зимнее утро.)
S3LИWMGHIESE LYNTPSWOL
— Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием?
— Откройте учебники на с. 6. Рассмотрите картину к стихотворению. Хотите что-нибудь добавить к описанию зимнего утра?
V. Физкультминутка
VI. Работа по теме урока
(Чтение стихотворения «Зимнее утро» на с. 6 учебника учителем.)
— Что вам особенно понравилось в стихотворении?
— Какие слова были непонятны в тексте?
НЕГА — блаженство.
АВРОРА — утренняя звезда.
ВЕЧОР — вчера.
НЫНЧЕ — сегодня.
— Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте разделить его на части.
— Прочитайте первую часть.
— О чем в ней говорится? (О чудесном дне.)
— Прочитайте вторую часть. (Во второй части описывается вечер, как злилась буря, и было очень печально.)
— Прочитайте третью часть. (В третьей части перед нами предстает картина природы. Она очень красива: Блестя на солнце, снег лежит... / И ель сквозь иней зеленеет; / И речка подо льдом блестит.)
— Почитайте четвертую часть. (Перед нами комната. Она озарена светом затопленной печи. Значит, там тепло и уютно.)
— О чем пятая часть? (В последней части говорится о том, что поэт приглашает героиню прокатиться на коне.)
— С одинаковой ли интонацией вы будете читать все стихотворение? (Нет. Сначала громко, выразительно, бодро. Потом с чувством грусти, печали. Затем спокойным, но звонким голосом. А вот последние шесть строчек снова громко, призывно.) Ребята, мы увидели резкую смену настроения в произведении. Такая резкая смена картин, замена на противоположное называется антитезой, или противопоставлением.
- Как вы думаете, почему поэт использует этот прием? (Поэт использует его для большей выразительности. Одно как бы оттеняет другое.)
- Почему Александр Сергеевич вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?
- Поработайте в паре. Прочитайте стихотворение друг другу выразительно.
- Прочитайте выразительно все стихотворение классу.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
- Чем занимались на уроке?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро». (По желанию — выучить.)
Похожие статьи:
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бунин «Первый снег». Поленов «Ранний снег»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Сборники произведений о природе
Урок литературного чтения в 3 классе. Русская сказка «Летучий корабль»
Урок литературного чтения, 3 класс. Некрасов «Славная осень!..»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Паустовский «В саду уже поселилась осень...»
Нет комментариев. Ваш будет первым!