Урок литературного чтения, 3 класс. Пушкин «Зимнее утро»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. А.С. Пушкин «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, ориентироваться в учебной и художественной книге, взаимодействовать в паре и группе; личностные: осмыслять понятия любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.

Оборудование: портреты и книги А.С. Пушкина, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Расскажите, что вы узнали о жизни А.С. Пушкина.

III. Речевая разминка

— Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.

Я с морозами дружу,

Землю заметаю.

Прилетаю и кружу,

Песню завываю.

Ветерок — мой младший брат —

Мне всегда бывает рад. (Метель, пурга, вьюга, буран.)

— Прочитайте вопросительно, затем сразу утвердительно (весело; грустно).

— Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл загадки.

IV. Актуализация знаний

— У этой загадки может быть несколько отгадок. Что вы можете сказать об этих явлениях природы?

- Расшифруйте, что написано на доске. Читайте только буквы русской азбуки. (Зимнее утро.)

S3LИWMGHIESE  LYNTPSWOL

— Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием?

— Откройте учебники на с. 6. Рассмотрите картину к стихотворению. Хотите что-нибудь добавить к описанию зимнего утра?

V. Физкультминутка

VI. Работа по теме урока

(Чтение стихотворения «Зимнее утро» на с. 6 учебника учителем.)

— Что вам особенно понравилось в стихотворении?

— Какие слова были непонятны в тексте?

НЕГА — блаженство.

АВРОРА — утренняя звезда.

ВЕЧОР — вчера.

НЫНЧЕ — сегодня.

— Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте разделить его на части.

— Прочитайте первую часть.

— О чем в ней говорится? (О чудесном дне.)

— Прочитайте вторую часть. (Во второй части описывается вечер, как злилась буря, и было очень печально.)

— Прочитайте третью часть. (В третьей части перед нами предстает картина природы. Она очень красива: Блестя на солнце, снег лежит... / И ель сквозь иней зеленеет; / И речка подо льдом блестит.)

— Почитайте четвертую часть. (Перед нами комната. Она озарена светом затопленной печи. Значит, там тепло и уютно.)

— О чем пятая часть? (В последней части говорится о том, что поэт приглашает героиню прокатиться на коне.)

— С одинаковой ли интонацией вы будете читать все стихотворение? (Нет. Сначала громко, выразительно, бодро. Потом с чувством грусти, печали. Затем спокойным, но звонким голосом. А вот последние шесть строчек снова громко, призывно.) Ребята, мы увидели резкую смену настроения в произведении. Такая резкая смена картин, замена на противоположное называется антитезой, или противопоставлением.

- Как вы думаете, почему поэт использует этот прием? (Поэт использует его для большей выразительности. Одно как бы оттеняет другое.)

- Почему Александр Сергеевич вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?

- Поработайте в паре. Прочитайте стихотворение друг другу выразительно.

- Прочитайте выразительно все стихотворение классу.

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

- Чем занимались на уроке?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро». (По желанию — выучить.)

Похожие статьи:

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бунин «Первый снег». Поленов «Ранний снег»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Сборники произведений о природе

Урок литературного чтения в 3 классе. Русская сказка «Летучий корабль»

Урок литературного чтения, 3 класс. Некрасов «Славная осень!..»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Паустовский «В саду уже поселилась осень...»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!