Урок литературного чтения, 3 класс. Некрасов «Славная осень!..»

Конспект урока литературного чтения «Н. Некрасов «Славная осень!..». Средства художественной выразительности: сравнение» в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова, с его стихотворением «Славная осень!..»; развивать интерес к чтению лирических текстов; учить анализировать лирический текст (определять настроение, главные (ключевые) слова, средства художественной выразительности); анализировать произведение фотографического искусства; соотносить литературный текст с художественным образом; учить работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение; метапредметные: находить необходимую информацию по фотографии, понимать смыслы, соотносить литературный текст с художественным образом, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать красоту природы.

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборники стихов Н.А. Некрасова, его портрет.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Почитайте стихотворение способом «птичий базар».

Под ногами в листопад

Листья желтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок —

Папа, мама и ребенок.

В. Голяховский

— Какие слова выдумал автор? (Шурш, Шуршиха и Шуршонок.)

— Как нужно произнести эти слова? (Их нужно произнести так, чтобы услышать шуршание листьев.)

— Какой звук нужно для этого выделить? (Звук [ш].)

(Читать стихотворение медленно; с ускорением; быстро; скороговоркой.)

— Прочитайте стихотворение красиво, как хотел автор.

III. Актуализация знаний

— О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Об осени.)

— А вы любите осень? Чем она вам нравится?

(Ответы учеников. Учителю следует уточнить, какой период осени они любят.)

- Какие стихи об осени вы помните наизусть?

— Расшифруйте, что здесь написано. (Николай Алексеевич Некрасов.)

ЙАЛОКИН  ЧИВЕЕСКЕЛА  ВОСАРКЕН

— Что вы знаете об этом писателе? Читали ли вы его произведения?

— Определите тему и цели урока.

IV. Работа по теме урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением, посвященным этому времени года.

(Учитель наизусть читает стихотворение «Славная осень!..» Н.А. Некрасова.)

— Какое настроение возникло у вас, когда я читала это стихотворение?

— Перечитайте стихотворение на с. 144 учебника. Найдите в нем сравнения.

(Ученики читают стихотворение самостоятельно, дается время на поиск сравнений.)

— Итак, какие сравнения вы нашли и как они помогают изобразить лед на речке, опавшие листья, осень? (Лед автор сравнивает с тающим сахаром. Около леса — опавшая листва, как мягкая постель. Листья лежат, как ковер.)

— Как автор называет осень? С какой интонацией нужно прочитать? (Он называет ее славной, с восклицательной интонацией. Автор восхищается осенью. Даже повторяет это предложение дважды.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте стихотворение еще раз.

— Нравится ли осень поэту? Из каких слов это видно?

— Опишите картину, которая возникла в вашем воображении.

— Подумайте, зачем восклицательное предложение «Славная осень!» повторяется в стихотворении дважды.

— Приготовьтесь читать это стихотворение выразительно.

(Выразительное чтение стихотворения.)

— Посмотрите на портрет писателя, который подарил нам это замечательное стихотворение. Прочитайте еще раз, как его зовут. (Николай Алексеевич Некрасов.)

— Послушайте рассказ о жизни этого человека.

(Учитель рассказывает о писателе. См. материал для учителя.)

— Рассмотрите фотографию нас. 145 учебника. Можно ли ее использовать как иллюстрацию к стихотворению Н. Некрасова?

— Какие иллюстрации сделали бы вы?

— Составьте текст на тему «Славная осень!».

(В классе заслушивают несколько рассказов.)

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— С творчеством какого автора вы познакомились на уроке?

— Какие картины родной природы вы представляли?

Домашнее задание

Выучить стихотворение «Славная осень!..». Принести фотографии на тему «Осень» или иллюстрации к стихотворению.

Материал для учителя

Николай Алексеевич Некрасов (1821—1877) провел детство и юность на Волге. «Благословенная река, кормилица народа!» — говорил он о ней. Но здесь же, на этой «благословенной реке», еще ребенком увидел Некрасов и бурлаков, которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжелую баржу. Их изнурительный, безрадостный труд волновал впечатлительного мальчика до слез.

Очень рано он испытал то острое сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его великим русским поэтом-гражданином. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье.

В 16 лет Некрасов по настоянию отца поехал в Петербург поступать в Дворянский полк (так называлось одно из офицерских училищ). Но, последовав совету матери и собственной склонности, он начал готовиться к поступлению в университет. Узнав об этом, отец перестал посылать ему деньги, и юноша очутился в чужом городе без гроша в кармане.

Чего только не пришлось пережить Некрасову! «Ровно три года, — вспоминал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным». Он брался за любую работу: писал прошения неграмотным, переписывал пьесы для актеров, давал уроки...

В 1838 г. начал печатать свои стихи. Многие стихи Некрасова еще при его жизни стали народными песнями и поются доныне, например «Коробейники», «Меж высоких хлебов...». Тема сострадания, сочувствия к народу, бедным и угнетенным — одна из главных в поэзии Некрасова.

Некрасов, выражая мнение лучших людей своей Родины, призывал каждого быть гражданином — борцом за свободу и счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», — писал он.

Похожие статьи:

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бунин «Первый снег». Поленов «Ранний снег»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Паустовский «В саду уже поселилась осень...»

Урок литературного чтения, 3 класс. Берестов об Пушкине

Урок литературного чтения в 3 классе. Русская сказка «Летучий корабль»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Сборники произведений о природе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!