Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Аким «Как я написал первое стихотворение»
Урок литературного чтения в 3 классе. Я. Аким «Как я написал первое стихотворение». Очерковая литература. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: учить читать художественное произведение, определять слова, создающие настроение, понимать поступки героев, характеризовать их, работать с книгой (находить нужную книгу, прогнозировать произведение по обложке), пользоваться тематическим каталогом.
Планируемые результаты: предметные: размышлять над лирическим текстом, определять настроение, главную мысль и последовательность событий в тексте, отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста; метапредметные: находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, проводить анализ книги по обложке, сравнение разных книг, классификацию их; личностные: на основе фактов составлять собственный текст.
Оборудование: выставка книг и портрет Я. Акима; карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение своих текстов.)
— Представьте свою каталожную карточку.
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение Виктории Ватулко самостоятельно.
В детском садике детишки
Все такие шалунишки!
На прогулку вышли дети.
Раз! — несется с горки Петя.
Два! — за ним летит Ванюша.
Три! — на карусели Ксюша.
А четыре! — в доме Коля.
Пять! — стоит с ведерком Оля.
Шесть! — с мячом играет Митя.
Семь! — с коня слезает Витя.
Восемь! — с куклою Наташа.
Девять! — рядом скачет Маша.
Десять! — по дорожке Федя
Едет на велосипеде.
— А теперь наоборот.
Десять! — на велосипеде
По дорожке едет Федя.
Девять! — бойко скачет Маша.
Восемь! — с куклою Наташа.
Семь! — с коня слезает Витя.
Шесть! — бросает мячик Митя.
Пять! — ведерком машет Оля.
А четыре! — в доме Коля.
Три! — на карусели Ксюша.
Два! — с горы летит Ванюша.
Раз! — внизу хохочет Петя.
Нет дружней ребят на свете!
— Прочитайте с ускорением (с замедлением; начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса; начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса; с грустью; сердито; весело; выразительно).
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте на с. 155 учебника название рассказа. Как вы его понимаете?
- А как вы писали первое стихотворение?
(Чтение рассказа «Как я написал первое стихотворение» учителем.)
— Понравился ли вам рассказ? Чем?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
- Прочитайте первый абзац.
— Придумайте и задайте вопросы, чтобы ответы на них можно было найти в тексте.
(Несколько учащихся задают вопросы, остальные отвечают.)
— Прочитайте до слов «Немало лет прошло...».
— Задайте вопросы.
— Прочитайте предпоследний абзац.
— Задайте вопросы.
— Прочитайте последний абзац.
— О ком говорит в нем автор? Какие строки вас особенно тронули?
— Составьте пересказ текста.
(Класс слушает два пересказа.)
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Сложно ли быть поэтом?
— Как Я. Аким написал свое первое стихотворение? Какие чувства он испытал? Как вы думаете, почему?
Домашнее задание
Найти и принести в класс стихи Р. Сефа. Подготовить выразительное чтение одного стихотворения.
Материал для учителя
Яков Лазаревич Аким (р. 1923), русский переводчик, поэт, прозаик.
Однажды Яков Аким заметил, что каждый человек, кроме биографии, мог бы поведать и свою душевную географию. А какова география его души?
Я родился на зеленой улице,
В деревянном тихом городке,
А по улице гуляла курица,
И коза паслась невдалеке.
Это о детстве в маленьком городке, недалеко от старинного города Костромы. Здесь Яков — ученик 2 класса — напишет свое первое стихотворение. Позже его семья переедет в Москву.
Меняется география — меняется жизнь... Вначале все как обычно: учеба в школе, работа вожатым в пионерлагере. А потом — война. 1941 г. стал трагическим для поэта. Во время одной из бомбежек погиб отец Якова. Поэт вспоминал: «Отца я очень любил. До сих пор мне снится, что он вернулся».
В 1942 г. Аким пошел в армию. Сначала была школа связистов, а потом фронт: Воронежский, Донской, Сталинградский. Военную форму поэт снял только в 1946 г. Перед ним встал вопрос: «Кем быть?» Аким Г работает на «Мосфильме», поступает в химический институт.
После войны он начинает писать стихи. Первое — «Дождик» — было опубликовано в 1950 г. в журнале «Пионер». Через четыре года появится первый сборник «Всегда готовы!». Потом книг будет много: стихи, сказки. Произведения Акима, по замечанию поэта Давида Самойлова, отличаются лиризмом, мягкостью и ненавязчивостью.
Большинству его стихотворений присущи праздничность, радостное удивление открытия, умение видеть чудо в обыденном — в первом снеге, в зеленых листочках, в ослике, идущем по городу.
Проза и поэзия Акима автобиографичны. В них воплощаются его сокровенные мысли и переживания, представления о мире и пристрастия.
В настоящее время Я.Л. Аким живет в Москве.
Похожие статьи:
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Сборники произведений о природе
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бунин «Первый снег». Поленов «Ранний снег»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Паустовский «В саду уже поселилась осень...»
Урок литературного чтения в 3 классе. Русская сказка «Летучий корабль»
Урок литературного чтения, 3 класс. Некрасов «Славная осень!..»
Нет комментариев. Ваш будет первым!