Развивающие игры для учащихся начальной школы
Игры развития мышления, внимания у младших школьников
С точностью фотоаппарата
Цель: развитие внимания.
Описание. Дети получают конверты с вложенными в них геометрическими фигурами. Им предлагается взять из конверта по указанию педагога фигуры и выложить их в одну линию так, чтобы одна «цеплялась» за другую, затем зарисовать их как можно точнее.
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Эрудиты
Цель: развитие мышления, памяти, речи.
Описание. Педагог читает загадки. Дети отгадывают их и рассказывают о предмете-отгадке всё, что они о нём знают, проявляя таким образом свою эрудицию.
1. Лодка мчит по водной глади,
Так похожая на птицу.
Пригласил нас папа Нади
В этой лодке прокатиться.
И сказал: «Ну что, приятель,
Нравится тебе мой ... ?» (Катер.)
2. Есть у Гены добрый друг,
Всем готов помочь вокруг.
Он ушастый и смешной.
Догадались, кто такой? (Чебурашка.)
3. Есть у слона огромный нос -
Наверное, он долго рос.
Он этим носом, как рукой,
Легко достанет фрукт любой. (Хобот.)
4. Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима.)
5. Я, как песчинка, мал, но землю покрываю.
Я из воды рождён и сам её рождаю.
Как пух, лежу я на полях
И, как алмаз, блещу на солнечных лучах. (Снег.)
Примерные ответы:
1 .Это катер. Он является водным транспортом. Работает на жидком топливе. Он перевозит пассажиров. На нём хорошо рыбачить.
2. Это Чебурашка. Он - герой книги Э. Успенского. Его имя произошло от слова «чебурахнуться», то есть упасть.
3. Это хобот. У слона хобот обладает огромной силой. С его помощью слон дышит, добывает пищу, пьёт, защищается, купается, избавляется от паразитов. Хоботы были и у мамонтов.
4. Это время года. Оно приходит после осени. Зимой идёт снег, трещат морозы, реки покрыты льдом. Можно кататься на лыжах, коньках, санках, играть в снежки. Зимой бывают детские новогодние утренники, на которые приходят Дед Мороз и Снегурочка.
5. Это снег. Снег является одним из видов осадков. Он обычно бывает зимой, но и осенью, и весной его тоже можно встретить. Снег сыплется с неба то отдельными снежинками, то хлопьями, то крупкой, иногда по земле стелется позёмка.
Весёлые диалоги
Цель: развитие артистических способностей. Описание. Дети разбиваются на пары. Им предлагается инсценировать юмористические диалоги, записанные на карточках.
Карточка 1
- Даша, почему ешь стоя, не садишься?
- Мне так удобней, так тапки не спадают.
Карточка 2
- Олечка, съешь морковку.
- Мама, лучше почеши её на тёрке.
Карточка 3
- Мам, почитай мне «Серебряное копытце».
- Нет, это очень большая сказка.
- Ну, хоть одну серию прочитай.
Карточка 4
- А когда я была совсем маленькой, я кашу ела?
- Конечно, да ты только одну кашу и могла есть.
- Ну, так что вы теперь хотите? Вот я и наелась на всю жизнь!
Карточка 5
- Мама, а что это за таблетки?
- Это для головы.
- А как ты их туда вставляешь?
Карточка 6
- Мама, я не могу уснуть, очень переживаю.
- По какому поводу, сынок?
- Вот вырасту я большой, женюсь... И будет у меня день рождения, и подарит мне жена... кроссовки со шнурками! А я ведь шнурки-то завязывать не умею! Представляешь, как я опозорюсь?
Карточка 7
- Как зовут твоего папу?
- Паша.
- А полное имя?
- Папа Паша!
Карточка 8
- Папа, купи мне сотовый!
- Зачем?
- Я буду соты делать!
Карточка 9
- Будем по-хорошему уроки учить или с ремнём?
- Врёшь ты всё! Ремень ещё с работы не пришёл!
Карточка 10
- Мама, я с тобой тоже пойду на работу!
- На работе нужно работать. А ты что умеешь делать?
- Ничего не умею....
- Значит, не пойдёшь!
- Я кричать умею! Начальником пойду работать!
Карточка 11
- Это что за собака?
- Это бультерьер.
- Она, что, не лает, а булькает?
Карточка 12
- Майя, ты сегодня такая красивая в новых джинсах...
- Как ёлка?!
Карточка 13
- Съешь ложечку - за папу, ложечку - за маму.
- За папу ложку съем, а за маму - соку выпью.
Карточка 14
- Если у нас есть три яблока, и будем давать всем по одному яблоку, на сколько человек хватит?
- Мне хватит.
Карточка 15
Папа поясняет:
- Окулист - это по глазкам доктор.
Маша не согласна:
- Акулист - это по акулам доктор!
Карточка 16
- Антоша, хочешь морковку?
- Хочу. Две. И конфетку.
Искажённый текст
Цель: развитие внимания.
Описание. Педагог просит детей быть очень внимательными, затем медленно читает небольшой текст. После короткой паузы текст прочитывается повторно, но в нём намеренно внесены искажения. Задача детей - найти отличия второго варианта от первого. По ходу чтения при обнаружении искажений дети сразу же поднимают руки и называют их. Более двух текстов за один раз давать не рекомендуется.
Текст 1
Вариант а
Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там было ему темно и душно.
Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, всегда в шкафу за то, что ты трус.
(Л. Толстой.)
Вариант б
Саша был трусливый. Была гроза и гром. Саша влез под кровать. Там было ему темно и душно.
Саше не слышно было, прошла ли гроза.
Сиди, Саша, всегда под кроватью за то, что ты трус.
Текст 2
Вариант а
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.
Отец пришёл и спросил:
- Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
- Я.
Отец сказал:
- Спасибо, что правду сказал.
(Л. Толстой.)
Вариант б
Мальчик бегал и разбил нечаянно дорогую вазу. Никто не видал.
Отец пришёл и спросил:
- Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
- Я.
Отец сказал:
- Спасибо, что признался.
Текст 3
Вариант а
Утром первоклассник Толя вышел из дома. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья.
Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно...»
Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша жил рядом. Он тоже собрался в школу и тоже испугался.
Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.
Вьюга выла, свистела, но она уже не была страшной.
(В. Сухомлинский.)
Вариант б
Утром второклассник Толя вышел из дома. На дворе была вьюга. Грозно шумели кусты.
Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно...»
Тут он увидел Мишу, стоявшего под липой. Миша жил рядом. Он тоже собрался в школу и тоже испугался.
Мальчики поздоровались друг с другом. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.
Вьюга выла, шипела, но она уже не была страшной.
Текст 4
Вариант а
К Витиному брату пришёл товарищ. Он бросил на стул шапку и сказал:
- Потерянный у меня день!
Товарищ ушёл. Витя спросил у брата, как это может потеряться день. Брат сказал, что дни одинаковые по времени, но разные по делам. Тот день, когда человек не сделал полезного дела, ничему не научился, можно считать потерянным днём.
С тех пор Витя вечером рассказывал брату, чем занимался, и спрашивал, не потерянный ли у него день.
(По В. Осеевой.)
Вариант б
К Витиному брату пришёл друг. Он бросил на стул куртку и сказал:
- Потерянный у меня день!
Товарищ ушёл. Витя спросил у брата, как это может исчезнуть день. Брат сказал, что дни одинаковые по времени, но разные по делам. Тот день, когда человек не сделал полезного дела, ничему не научился, можно считать потерянным днём.
С тех пор Витя утром рассказывал брату, чем занимался, и спрашивал, не потерянный ли у него день.
Текст 5
Вариант а
Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:
- Я войду.
Ему сказали:
- Сгоришь.
Солдат сказал:
- Два раза не умирать, а раз не миновать.
Вбежал в дом и вынес ребёночка.
(Л. Толстой.)
Вариант б
Горела изба. А в избе остался малыш. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:
- Я войду.
Ему сказали:
- Погибнешь.
Солдат сказал:
- Два раза не умирать, а раз не миновать.
Вбежал в дом и вынес ребёночка.
Текст 6
Вариант а
Собака лежала под сараем на сене. Корове хотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена - собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:
- Хоть бы сама ела, а то сама не ест и мне не даёт.
(Л. Толстой.)
Вариант б
Собака сидела под сараем на сене. Корове хотелось сенца, она подошла под сарай, засунула морду и только ухватила клок сена - собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:
- Хоть бы сама ела, а то сама не ест и никому не даёт.
Текст 7
Вариант а
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, — отвечал мальчик.
- Мама? - удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя или знакомая?
- Да нет же, нет! - отвечал мальчик. - Это просто старушка.
(В. Осеева.)
Вариант б
По улице шли дети. А впереди них шла женщина. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мой портфель! - крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - отвечал мальчик.
- Мама? - удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, няня или знакомая?
- Да нет же, нет! - отвечал мальчик. - Это просто старушка.
Знакомый
Цель: развитие внимания, воображения, мышления.
Описание. Детям предлагается догадаться, о каком знакомом идёт речь в стихотворении.
Знакомый
Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Смотрю - навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.
И вот мы радости не прячем.
Мы - неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем.
То он, то я, то он, то я.
Объятья, шутки, разговоры.
- Ну, как живёшь? Ну, как дела? -
Вдруг видим, кошка вдоль забора,
Как тень, на цыпочках прошла.
- Побудь со мной ещё немного. -
Но я его не удержал...
Педагог предлагает детям высказать свои предположения относительно знакомого, о котором поведал автор.
- Гав! Гав! - сказал знакомый строго,
Махнул хвостом и убежал.
В. Берестов
Поэтический калейдоскоп
Цель: развитие артистических способностей.
Описание. Каждый учащийся получает распечатку короткого стихотворения. Детям даётся время для подготовки выразительного чтения стихотворения с непременным условием - использовать при чтении жесты и мимику. За выступление каждый «артист» награждается бурными аплодисментами.
* * *
Стой, зайчонок, не беги
По тропинке узенькой.
Лучше ты побереги
Хвостик свой кургузенький.
Лис крадётся вдоль тропы,
Вряд ли ищет он грибы!
И. Токмакова
Футбол
Сказала тётя:
- Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол!
Сестра сказала:
- Ну, футбол...
А я ответил:
- Во футбол!
Г. Сатир
* * *
Снеговик письмо шлёт другу:
«Я тебе желаю вьюгу...
Чтоб метель весь год мела...
Льда, сугробов, снежных горок,
И морозов "минус сорок"...
И душевного тепла!»
А. Усачёв
* * *
Я могу и в углу постоять,
Час могу, два могу или пять.
Я не брал эту запонку красную,
Ну зачем говорите напрасно вы!
Я могу и в углу постоять,
День могу, два могу или пять.
Я не брал эту запонку красную,
Ну зачем говорите напрасно вы!
И. Токмакова
Выбрал папа ёлочку...
Выбрал папа ёлочку
Самую пушистую,
Самую пушистую,
Самую душистую...
Ёлочка так пахнет -
Мама сразу ахнет!
А. Усачёв
Кто пришёл?
Кто пришёл? Что принёс?
Знаем мы: Дед Мороз,
Дед седой, с бородой,
Он наш гость дорогой.
Он нам ёлку зажжёт,
С нами песни споёт.
Е. Благинина
Как ботинки ели кашу
Дед сказал однажды Паше:
- Вот, ботинки просят каши.
Да, носил их года три...
Прохудились, посмотри.
Я поеду в магазин,
Ты побудь, дружок, один.
- Хорошо, — ответил Паша.
И, чтоб время не терять,
Стал ботинки манной кашей
Из кастрюли наполнять.
- Не кормили столько лет...
Вот обрадуется дед!
О. Григорьева
Бабушка
Старая, старая бабушка
Оставила дома ключик.
Звонила старая бабушка,
Но не открыл ей внучек.
Старая бабушка ухнула,
В дверь кулаком бахнула,
Дубовая дверь рухнула,
Соседка на кухне ахнула,
Качнулся сосед на стуле,
Свалился с кровати внучек,
Упала с полки кастрюля
И бабушкин маленький ключик.
О. Григорьев
Подружки
Есть девчонки-хохотушки,
Есть девчонки-таратушки.
Хохотушки всё хохочут,
Таратушки - тарахтят.
Вместе весело им очень -
Расставаться не хотят.
В. Степанов
Батон
С длинным батоном под мышкой
Из булочной шёл мальчишка,
Следом с рыжей бородкой
Пёс семенил короткий.
Мальчик не оборачивался,
И батон укорачивался.
О. Григорьев
Мальчишки
Это всё, конечно, враки,
Что мальчишки любят драки,
Хулиганы, забияки,
Непослушными растут...
Даже взрослым строят рожи...
Надо с ними быть построже?
Все спускать - они, похоже,
До инфаркта доведут?!
Но, представьте, что мальчишки
В драке - только понаслышке,
Набивать не будут шишки
Просто так и без причин!
Не пройдут свои дороги,
Перекаты и пороги,
То тогда из них в итоге
Не получится мужчин.
В. Косовицкий
Дождь в дуге
И темно, и сыро,
Как в лесу дремучем,
Потому что - дождик,
Потому что - тучи
Помешали Солнцу
К людям выходить...
Но... не может Солнце
Людям не светить -
Рассердилось Солнце,
Тучи оттолкнуло
И в одно мгновенье
Дождь в дугу согнуло.
В. Разин
Похожие статьи:
Игры на развитие внимания у младших школьников
Игра в фанты на тему: Сказки, 1-2 класс
Игра танграм для младших школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!